Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является поиск путей увеличения эффективности повышения квалификации персонала организации.
К основным задачам курсовой работы можно отнести:
рассмотреть виды, особенности, цели, задачи повышения квалификации в современных условиях;
рассмотреть процесс и оценку эффективности повышения квалификации персонала;
изучить зарубежный опыт повышения квалификации специалистов;
дать организационно-экономическую характеристику Березинского райпо;
провести анализ процесса повышения квалификации руководителей;
проанализировать процесс повышения квалификации работников массовой профессии;
дать оценку эффективности повышения квалификации Березинского райпо;
разработать основные направления совершенствования повышения квалификации персонала в Березинском райпо.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность, роль и значение процесса повышения квалификации
в организации
1.1 Виды, особенности, цели, задачи повышения квалификации
в современных условиях……………………………………………………………5
1.2 Процесс и оценка эффективности…………………………………………….12
1.3 Зарубежный опыт повышения квалификации специалистов……………….19
2 Оценка эффективности повышения квалификации персонала
Березинского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Березинского райпо…….23
2.2 Анализ процесса повышения квалификации руководителей……………….28
2.3 Анализ процесса повышения квалификации работников массовой
профессии…………………………………………………………………………..33
3 Пути совершенствования процесса повышения квалификации
Березинского райпо
3.1 Оценка эффективности повышения квалификации Березинского
райпо………………………………………………………………………………..36
3.2 Основные направления совершенствования повышения
квалификации персонала в Березинском райпо………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………………44
Список использованных источников……………………………………………..46
Если же осваиваются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.), как условие маневренности в трудообеспеченности рабочего, как предпосылки внутризаводского движения рабочих, такое обучение ближе к переподготовке кадров (освоение профессий про запас).
Школы
передовых приемов и методов
труда имеют своей целью
Обучение включает в себя практические
занятия на рабочем месте, проводимые
передовиками, а также теоретические занятия,
проводимые специалистами.
Курсы целевого назначения создаются
непосредственно на организациях для
изучения новой техники, оборудования,
технологии, техники безопасности, прогрессивных
форм организации труда. Их задача - краткосрочное
обучение вновь принятых на организация
квалифицированных рабочих с тем, чтобы
в течение первого месяца работы на предприятии
они могли усвоить особенности технологических
процессов.
В
последнее время в ряде министерств
и ведомств получила распространение
непрерывная система подготовки и повышения
квалификации рабочих, которая построена
на обучении рабочих на краткосрочных
курсах по восходящим ступеням. Обучение
ставит целью дать комплекс органически
связанных теоретических и практических
знаний, призванных помочь рабочему овладеть
профессией от начального до высшего уровня
квалификации. Количество ступеней обучения
в разных отраслях промышленности различно
и устанавливается в зависимости от сложности
профессии или специальности. Обучение
осуществляется по единым по каждой ступени
профессии учебным планам и программам
и предусматривает наличие единой учебно-программной
документации как в профессионально-технических
училищах, так и на производстве.
Повышение квалификации должно быть тесно
увязано с профессионально-
Для
принятия управленческих, решений важен
анализ дифференциации уровня заработной
платы в зависимости от квалификации рабочих
с целью выяснения наличия материальных
стимулов в повышении квалификации.
Необходимость повышения квалификации
обусловлена различными причинами, а потому
оно может быть организовано в различных
формах и занимать различные сроки. Так,
процесс обучения, направленный на повышение
квалификации, может быть осуществлен
с отрывом и без отрыва от производства
(система вечернего и заочного образования,
самостоятельное освоение образовательных
программ и т.п.), само обучение может быть
рассчитано на долгосрочный и краткосрочный
его варианты.
Отсюда
управление процессом повышения
квалификации рабочих (работников) на
производстве связано с определением
объемов (масштабов) охвата им работников
на основании результатов анализа различий
в фактической и потребной квалификационных
структурах рабочей силы, с выбором форм,
видов и сроков повышения квалификации
исходя из целевой его задачи.
Повышение квалификации связано с определенными
издержками как для предприятия (фирмы),
так и для работника. Это затраты на оплату
преподавателей, аренду помещений, приобретение
материалов и т.п. Поэтому повышение квалификации
и обучение с отрывом от производства,
вследствие чего организация испытывает
временные трудности, должно быть организовано
таким образом, чтобы результат от этого
- более высокий уровень производительности
труда, качества продукции вследствие
освоения новых технологий, оборудования,
приемов и методов труда - перекрывал издержки.
Программа
повышения квалификации и отбор направляемых
на учебу лиц должны быть увязаны с целями
и проблемами предприятия (фирмы), с его
ориентацией на повышение эффективности.
С целью мотивации работников к обучению
и саморазвитию используется не только
правильно организованная оплата труда
с ориентацией ее на конкретные результаты
работы, но и увязка продвижения работников
в профессионально-
Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала. Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов - обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы). Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников - переход от сложившейся практики периодического (а чаще всего эпизодического) обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.
Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при организациях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел (бюро) подготовки кадров, а при его отсутствии - отдел кадров [7, с.48].
Более
глубокие знания по широкому кругу
вопросов в порядке повышения квалификации
можно получить на специальных факультетах
или курсах повышения квалификации при
высших учебных заведениях, учебных центрах
или филиалах при крупных организациях,
в отраслевых или межотраслевых институтах
повышения квалификации и их филиалах,
а также на курсах, семинарах, устраиваемых
многочисленными фирмами, специализирующимися
на обучении и консультировании по новым
нормативным документам и, как правило,
оперативно откликающимися на нужды организаций
и организаций.
Повышение квалификации руководителей
и специалистов будет более эффективным
при соблюдении принципа преемственности
обучения и последующего рационального
использования кадров с учетом приобретенных
ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность
и заинтересованность кадров в непрерывном
повышении своей квалификации, необходимо
обеспечить взаимосвязь результатов повышения
квалификации, аттестации, должностных
перемещений и оплаты труда работников
с качеством знаний и эффективностью их
практического использования.
Работа по повышению квалификации является составной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии [24, с.77].
В современных условиях на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача — обеспечить подготовку работника нового типа (рабочего, фермера, менеджера и т. д.). Его важнейшими качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, т.е. способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию. Обязательные элементы квалификации — солидное общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания. Современный работник практически в любой сфере деятельности должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу — так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые на Западе объединяются новым понятием «социальная квалификация».
Таким
образом, содержание квалификации в
корне изменяется: усиливается субъективная
сторона, возрастает роль социально-психологических
факторов. Видоизменяется и само понятие
образованности; его в большей степени
определяет не сумма конкретных знаний,
а методологическая подготовка плюс компьютерная
грамотность и определенный уровень информационной
культуры. Одновременно формируется и
совсем новое понятие — «третья грамотность»:
культура общения, эстетическое воспитание,
широкая интеллектуальная деятельность,
что характеризует общую культуру человека.
1.2 Процесс
и оценка эффективности
Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.
Профессиональное
образование — это одно из звеньев
единой системы непрерывного образования,
а как результат —
Предметом обучения являются: знания, умения, навыки, способы общения.
Обучение персонала — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Цели обучения персонала [29, с.157]:
Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы. Для организации процесса обучения можно применять так называемую модель обучения (рисунок 1).
Рисунок
1 – Модель систематического
обучения [7, с.49]
Следуя модели систематического обучения, схема обучения будет выражена так: личность не может на должном уровне выполнить задачу и поэтому нуждается в обучении.
Определение потребностей в обучении может предприниматься на различных уровнях. Потребности организации в целом должны быть проанализированы специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и политикой организации в планировании рабочей силы. При этом определяется необходимость обучения конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными менеджерами. Эта работа должна также включать в себя анализ ожидаемого эффекта от воздействия обучения на выполнение организацией производственных задач.
Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления. Обучение рабочих и служащих включает четыре основных вида.
1. Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Срок обучения от 1 до 6 лет.
2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от 1 дня до 6 месяцев.
3. Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от 6 до 24 месяцев.
4. Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре. Срок обучения - 2-4 года.
Информация о работе Совершенствования процесса повышения квалификации Березинского райпо