Совершенствование планирования затрат на персонал организации (на примере ООО "БЗКТ")

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, в которых формируются средства, направляемые на работу с персоналом организации.

Предметом исследования является система планирования издержек на персонал.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ издержек на персонал и разработка рекомендаций по их обоснованию на примере ООО «БЗКТ».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

I. ПЕРСОНАЛ - КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ ИЛИ ОБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИЙ

1.1 Развитие концептуальных подходов к управлению персоналом

1.2 Анализ направлений выделения средств на персонал

1.3 Сопоставление факторов влияния на «затраты» и «инвестиции» в персонал

II. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК НА ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере ООО «Брянский завод колесных тягачей» (ООО «БЗКТ»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и системы управления персоналом

2.2 Анализ планирования издержек на персонал на предприятии ООО «БЗКТ»

2.3 Совершенствование планирования средств, направляемых на персонал ООО «БЗКТ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

затратыц организации на персонал.docx

— 130.21 Кб (Скачать)

В международной  практике вложения компании в обучение уже с 1990х годов стали обязательной статьей расходов. В нашей стране такая тенденция только намечается. Несмотря на положительные изменения, отношение к обучению как способу  инвестирования в персонал на Западе и в нашей стране пока еще сильно различается. На Западе считается, что  это "средство поддержания сотрудников  в тонусе" и развития уже имеющихся  у них знаний и навыков. У нас  же обучение сосредоточено именно на том, чтобы при необходимости  вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Соответственно, оно  ориентировано, прежде всего, на те группы, которые нуждаются в новой  информации в наибольшей степени.

Качественное  обучение персонала в нужное время  дает большую отдачу работодателю в  форме роста производительности, опыта, уровня преданности компании и общего вклада в бизнес со стороны  сотрудников. В среднем западные компании тратят на проведение тренингов  порядка $60 млрд. Потребности организаций  в развитии своего персонала складываются под воздействием таких факторов, как быстрое устаревание профессиональных знаний и снижение квалификации специалистов; стремительные технологические  изменения, требующие овладения  новыми знаниями, умениями и навыками; постоянная конкуренция, требующая  повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования  ресурсов организации. Профессиональное обучение представляет собой процесс  подготовки сотрудника к выполнению новых для него производственных функций, переходу на новые должности, решению новых задач, то есть развитию новых сфер его компетенции. Организации  создают специальные методы и  системы управления профессиональным развитием — управление профессиональным обучением, подготовкой резерва  руководителей, развитием карьеры. В крупных компаниях существуют отделы профессионального развития, иногда возглавляемые директором, что  подчеркивает их важное значение для  организации. Ведущие компании затрачивают  на профессиональное развитие от 2 до 10% фонда заработной платы. Обучение персонала  должно бы четко спланировано и ориентировано  на потребности предприятия, ее стратегию, перспективы и финансовые возможности. Планирование обучения должно проводиться  для сотрудников всех уровней (по разной тематике), а так же с руководителями подразделений. Вслед за специалистами  можно проследить основные этапы  планирования затрат в духе инвестирования в человеческий капитал.

Этап 0. Средства, направляемые на профориентацию

На этом этапе  осуществляется профессиональная ориентация и обучение в учебных заведениях будущих специалистов и квалифицированных  рабочих. Это дорогостоящий этап, который финансируется в настоящее  время преимущественно из средств  государственного бюджета. Однако в  последнее время наметился рост числа обучающихся за счет собственных  средств или за счет предприятий-работодателей. Соответственно, среди работников предприятия, в перспективе направленных в  конкретные учебные заведения, с  которыми складываются отношения сотрудничества, необходимо планировать и вести  профориентационную работу: профинформирование, профконсультирование, в отдельных  случаях - профотбор для обучения по специальностям. Эта работа входит в состав затрат на привлечение профконсультантов  либо на оплату труда своих специалистов в составе кадровой службы. Профинформирование соотносится с внутренним РК: листовки, радио, видеофильмы.

Этап I. Затраты  на поиск и наем персонала

Затраты имеют  постоянный характер, так как связаны  с систематической работой кадровых служб по планированию персонала, разработке первичной документации, тестовых программ для соискателей, а также с  заключением договоров с учебными заведениями, службами занятости, специализированными  кадровыми агентствами и т.п. На этом этапе, по мнению А.В. Лукашевича, расходы предприятия в денежном эквиваленте равны 2-3 размерам заработной платы по соответствующей вакансии из расчета на одного работника.

Этап П. Затраты  на персонал в период адаптации

Данная категория  затрат обусловлена оплатой труда  вновь принятого работника. Окончание  периода адаптации работника  должно соответствовать началу окупаемости  инвестиций в персонал. Данный этап предполагает финансирование программ адаптации, в которых участвуют  как отдельные люди, так и трудовые коллективы, а в отдельных случаях  и организации целиком. Неотъемлемой частью технологии адаптации является система мероприятий по введению нового работника в должность, поощрение  наставничества и ознакомление всего  персонала организации с материалами  идеологического содержания.

Этап III. Затраты  на персонал в период накопления потенциала роста

Размер затрат соответствует затратам на оплату труда. Однако на этом этапе профессионализм  сотрудника недостаточен для получения  работодателем прибавочного продукта, формирующего прибыль, т.е., предприятие  покрывает косвенные издержки подготовки.

Этап IV. Затраты  на персонал в период достижения профессионализма

Размер затрат на персонал на этом этапе складывается не только из затрат на оплату труда, но и из затрат на различные мероприятия, связанные с совершенствованием мотивации и стимулирования труда. Финансируются эти мероприятия, как правило, за счет части дополнительной прибыли, получаемой вследствие высокой  технологичности выполняемых работ, экономии ресурсов, инновационного подхода  и т. п. Однако уровень совокупных затрат в целом на этом этапе существенно  ниже, чем получаемая прибыль, в силу того, что отдача от персонала не велика.

Этап V. Затраты  на персонал в период обучения, повышения  квалификации

Данная категория  затрат имеет ряд особенностей. Прежде всего эти затраты должны быть соизмеримы с предполагаемыми результатами обучения, для чего необходимо оценить  эффективность учебных программ и потребности и возможности  обучаемого контингента. Для этих целей  предприятию необходимо найти обучающую  компанию, отвечающую этим ; требованиям, ключевым критерием при этом будет  качество обучения. На выбор учебных  программ оказывают влияние такие  факторы, как выяснение

насколько велика потребность в обучении, каковы его  цели и задачи, прогноз ожидаемых  результатов. Иногда бывает достаточно лишь создать необходимые условия  для самообразования и самообучения персонала, а зачастую разрабатывать  целостную систему мотивов, чтобы  снизить сопротивляемость персонала  нововведениям и завлечь на учебные  курсы.

Этап VI. Затраты  на персонал в период капитализации  знаний вследствие повышения квалификации

Размер затрат сопоставим с периодом достижения профессионализма. Целесообразен дополнительный элемент  стимулирования за использование на практике знаний, навыков, умений, полученных в результате обучения, способствующих приумножению прибыли предприятий. На данном этапе происходит получение  максимально возможной прибыли  от использования персонала. Увеличение продолжительности данного периода  возможно за счет реализации предприятием эффективного мотивационного комплекса, к примеру, участие персонала  в распределении прибыли. Возможно и нематериальное стимулирование.

Этап VII. Затраты  на персонал в период снижения и "морального старения" профессионализма

Уровень затрат возвращается к периоду достижения профессионализма с той лишь разницей, что используемая ранее система  мотивации и стимулирования перестает  приносить положительные результаты, а уровень производительности работника  снижается в силу опережающего роста  научно-технического прогресса и  старения накопленных знаний и навыков. Следствием этого является снижение объема прибавочного продукта, производимого работником, и соответственно получаемой предприятием прибыли.

Следует отметить, что этапы цикла инвестирования в человеческий капитал в отдельных  отраслях экономики могут иметь  свои особенности. Так, для многих промышленных предприятий наиболее капиталоемкими будут затраты на подготовку кадров и на повышение квалификации персонала.

Другим целесообразным методом инвестирования средств, выделяемых на работу с персоналом, служит разработка мотивационных систем, особенно в  части разработки нематериальных методов  стимулирования труда персонала.

Система мотивации  персонала - один из инструментов достижения стратегических целей предприятия. Мотивированный персонал - это залог  успешной работы и поступательного  движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения  на рынке.

Основным способом, используемым для мотивации труда  и привлечения к активной деятельности, является вознаграждение. Вознаграждение - все то, что человек считает  ценным для себя. Вознаграждения подразделяются на внутренние и внешние. Первые, как  считается, дает сама работа, - это положительные  чувства, испытываемые человеком в  процессе работы, к ним относят  самоуважение, дружбу, осознание значимости выполненной работы. Внешние же даются организацией; это - продвижение по службе, символы служебного статуса  и др. Чтобы определить, какие  вознаграждения следует применить  к конкретному человеку, нужно  установить его систему потребностей и мотивации.35

При разработке системы мотивирования персонала  предприятия можно учитывать  целый ряд факторов нематериального  стимулирования.

В зависимости  от конкретных условий М. Мурашов  и Ю. Пустынникова предполагают что, система нематериальных вознаграждений может выглядеть по-разному, но в  целом сводится к следующему:

1. Льготы, связанные  с графиком работы. В первую  очередь, это оплата нерабочего  времени (праздничные дни, отпуск, временная нетрудоспособность, обеденные  перерывы). Популярный в последнее  время "банк нерабочих дней" (отпуск и отгулы) позволяет сотрудникам  распоряжаться своим нерабочим  временем. Предоставление некоторым  категориям сотрудников (студенты, пенсионеры, молодые матери) права  на «льготный» рабочий день: укороченный  рабочий день или неполная  рабочая неделя, скользящий или  гибкий график.

2. Различные  общефирменные мероприятия, не  относящиеся к работе. Это могут  быть торжества, посвященные важным  событиям в компании, традиционные  праздники (Новый год и так  далее), туристические поездки и  экскурсии. К этой же категории  некоторые специалисты относят  централизованные обеды.

3. Самая важная  и эффективная группа нематериальных  вознаграждений - "вознаграждения-признательности". Простор для фантазии здесь  поистине безграничен, поэтому  остановимся на этом пункте  подробнее. Признательность может  выражаться: в письменной форме  (открытки, написанные вами собственноручно,  объявления благодарности на  корпоративной информационной доске  или в газете, сертификаты в  рамках); в проявлении дружеского  внимания со стороны руководства  (неформальный разговор с сотрудником  на рабочем месте, публичная  похвала на собрании, регулярные  встречи и ланчи с коллективом); в поощрении профессионального  роста сотрудников (направление  на конференции и семинары, разработка  программ их профессионального  развития); в' расширении полномочий (распределение в разумных пределах  работы по желанию, самоуправление, представление сотрудников своего  отдела на совещаниях разного  уровня, участие в генерировании  идей и определении направлений  работы компании).

4. Изменение  статуса сотрудника (продвижение  по службе, предложение принять  участие в новых проектах) также  является важной формой нематериального  стимулирования. К этой же категории  можно отнести и улучшение  условий работы: увеличение площади  кабинета, покупку нового технического  оснащения, предоставление секретаря  и служебного автомобиля.

Использование нематериальных вознаграждений завоевывает  в последнее время все большую  популярность, причем наблюдается тенденция  к их системному использованию. Сравнительно новое явление в данной области - система "пакета услуг", при которой  сотрудник сам может выбрать  из нескольких вариантов нематериального  вознаграждения то, что для него в данный момент особенно актуально.

Чтобы все эти  методы эффективно работали, они должны подчиняться четко продуманной  системе. Ключевыми понятиями системы  должны стать: справедливость, ясность  и последовательность.

Проведенный нами анализ развития концептуальных подходов к управлению персоналом выявил, что  в настоящее время происходят существенные изменение в системе  управления персоналом, коренным образом  меняется отношение к персоналу  организации. Основными подходами  к организации деятельности по управлению персоналом являются модели «управления  человеческими ресурсами» и «управления  персоналом».

Концепция модель «управление персоналом» рассматривает  персонал как фактор неизбежных затрат, которые надо сокращать. Отличительной  особенностью «управления человеческими  ресурсами» является изменение отношения  к человеку, как ценнейшему ресурсу  предприятия и признание экономической  целесообразности капиталовложений в  него.

Информация о работе Совершенствование планирования затрат на персонал организации (на примере ООО "БЗКТ")