Совершенствование организации управления на примере ОАО «Заря» Усть-Кубинского района Вологодской области»
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 01:31, курсовая работа
Краткое описание
Цель - оценить эффективность использования основных средств и выявить резервы для повышения эффективности их использования и выявить резервы. В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются: 1. оценить происхождение в составе основных средств и структуре их техническое состояние. 2. определить как используются основные средства и выявить пути повышения эффективности их использования 3. выбрать оптимальную систему амортизации.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..51 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ …………7 1.1 Понятие организации управления ………………………………………..7 1.2 Эффективность управления……………………………….……………….8 1.3 Организационная структура, структура управления ………….……….10 1.4 Анализ делопроизводства………………………………………………...14 1.5 Организация труда руководителя………………………………………..16 1.6 Планирование……………………………………………………………..17 1.7 Методы руководства……………………………………………………...19 1.8 Стили руководства………………………………………………………..20 1.9 Cоциально-психологический климат в коллективе…………………….22 1.10 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами…………………24 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …………….27 2.1 Общая характеристика ОАО «ЗАРЯ»……………………………………27 2.2 Экономическая характеристика ОАО «Заря»…………………………...29 2.3 Методы управления……………………………………………………….35 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ЗАРЯ»………………………………………………..38 3.1 Эффективность системы управления……………………………………38 3.2 Совершенствование организации управления …………………............41 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Положительные социально-психологические
методы создают комфортную социальную
среду в коллективе, в отношениях между
людьми, в частности, между руководителем
и подчинённым. Умелое социально-психологическое
воздействие руководителя на коллектив
может в мгновение ока изменить настроение
людей: либо создать хаос, толпу, либо осознанный
порядок.
К социально-психологическим
методам относятся: методы формирования
коллектива, соревнование, методы отдачи
приказов, распоряжений; методы общения
руководителя с подчинённым; методы
организации труда (методы создания благоприятной
рабочей обстановки) и др.
Административные методы руководства
- прямое воздействие руководителя информацией
на подчинённого. Это приказы, распоряжения,
указания, решения, постановления. Невыполнение
подчинённым административных установок
или хорошее их выполнение влекут за собой
административные наказания или поощрения.[2,65].
Специальные методы руководства
- это методы планирования, методы организации
и методы управления. Остановимся более
подробно на методах управления. Они классифицированы
также по функциям.
1. Методы постановки задачи
(отдачи приказа, распоряжения).
2. Методы контроля.
3. Методы принятия решений.
4. Методы регулирования производства.
1.8 Стили руководства
Стиль руководства - это обычная
манера поведения руководителя, который
оказывает влияние на подчиненных, и побуждает
их к достижению целей организации. Кроме
того, под стилем управления понимают
манеру и способ подготовки и реализации
управленческих решений.[9,241].
Выделяют следующие стили руководства:
Директивный (авторитарный) стиль руководства
Демократический стиль (коллегиальный);
Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления характеризуется
высокой централизацией руководства,
доминированием единоначалия. Руководитель
требует, чтобы о всех делах докладывали
именно ему, единолично принимает решения
или отменяет их. К мнению коллектива не
прислушивается, все решает за коллектив
сам. Преобладающими методами управления
являются приказы, наказания, замечания,
выговоры, лишение различных льгот. Контроль
очень строгий, детальный, лишающий подчиненных
инициативы.
Такой менеджер единолично
принимает (или отменяет) решения, не давая
возможности проявить инициативу подчиненным,
категоричен, часто резок с людьми. Всегда
что-нибудь приказывает, распоряжается,
наставляет, но никогда не просит. Иными
словами, основное содержание его управленческой
деятельности состоит из приказов и команд.
Демократический стиль управления характеризуется
распределением полномочий, инициативы
и ответственности между руководителем
и заместителями, руководителем и подчиненными.
Руководитель демократического стиля
всегда выясняет мнение коллектива по
важным производственным вопросам, принимает
коллегиальные решения. Регулярно и своевременно
проводится информирование членов коллектива
по важным для них вопросам. Общение с
подчиненными проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений
за качественную и оперативную работу,
доброжелательно и вежливо; по необходимости
применяются приказы. Руководитель стимулирует
благоприятный психологический климат
в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Демократичный менеджер при
проведении деловых совещаний размещается,
как правило, в середине групп. Это создает
непринужденную обстановку при обсуждении
проблем развития организации.
Либеральный стиль управления характеризуется
отсутствием активного участия руководителя
в управлении коллективом. Такой руководитель
«плывет по течению», ждет или требует
указаний сверху или попадает под влияние
коллектива. Предпочитает не рисковать,
«не высовываться», увиливает от разрешения
назревших конфликтов, стремится уменьшить
свою персональную ответственность. Работу
пускает на самотек, редко ее контролирует.
Такой стиль руководства предпочтителен
в творческих коллективах, где сотрудники
отличаются самостоятельностью и творческой
индивидуальностью. Менеджер-либерал
боится конфликтов, в основном соглашается
с мнением подчиненных.
Мягкость в обращении с людьми
мешает ему приобрести реальный авторитет,
поскольку отдельные сотрудники требуют
от него поблажек, которые он и делает,
боясь испортить с ними взаимоотношения.
Следствием этого может быть панибратство,
а "дистанция" руководителя со своими
подчиненными на работе крайне незначительна.
В конечном счете руководитель либерального
стиля не проявляет каких-нибудь выраженных
организаторских способностей, слабо
контролирует и регулирует действия подчиненных
и, как следствие, его управленческая деятельность
нерезультативна. [9,242-245].
1.9 Cоциально-психологический
климат в коллектив
Условия, в которых происходит
взаимодействие членов рабочей группы,
влияют на успешность их совместной деятельности,
на удовлетворенность процессом и результатами
труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические
условия, в которых работают сотрудники:
температурный режим, влажность, освещенность,
просторность помещения, наличие удобного
рабочего места и т.д. Огромное значение
имеет и характер взаимоотношений в группе,
доминирующее в ней настроение. Для обозначения
психологического состояния группы используются
такие понятия как «социально-психологический
климат», «психологическая атмосфера»,
«социальная атмосфера», «климат организации»,
«микроклимат» и др.
По своему происхождению эти
понятия являются во многом метафоричными.
Можно провести аналогию с природно-климатическими
условиями, в которых живет и развивается
растение. В одном климате оно может расцвести,
в другом — зачахнуть. То же самое можно
сказать и о социально-психологическом
климате: в одних условиях группа функционирует
оптимально и ее члены получают возможность
максимально полно реализовать свой потенциал,
в других — люди чувствуют себя некомфортно,
стремятся покинуть группу, проводят в
ней меньше времени, их личностный рост
замедляется.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК)
коллектива, подразумевают следующее:
преобладающий и устойчивый
психологический настрой коллектива;
характер взаимоотношений в
коллективе;
интегральная характеристика
состояния коллектива.
Благоприятный СПК характеризуют
оптимизм, радость общения, доверие, чувство
защищенности, безопасности и комфорта,
взаимная поддержка, теплота и внимание
в отношениях, межличностные симпатии,
открытость коммуникации, уверенность,
бодрость, возможность свободно мыслить,
творить, интеллектуально и профессионально
расти, вносить вклад в развитие организации,
совершать ошибки без страха наказания
и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют
пессимизм, раздражительность, скука,
высокая напряженность и конфликтность
отношений в группе, неуверенность, боязнь
ошибиться или произвести плохое впечатление,
страх наказания, неприятие, непонимание,
враждебность, подозрительность, недоверие
друг к другу, нежелание вкладывать усилия
в совместный продукт, в развитие коллектива
и организации в целом, неудовлетворенность
и т.д.
Существуют признаки, по которым
косвенно можно судить об атмосфере в
группе. К ним относят:
уровень текучести кадров;
производительность труда;
качество продукции;
количество прогулов и опозданий;
количество претензий, жалоб,
поступающих от сотрудников и клиентов;
выполнение работы в срок или
с опозданием;
аккуратность или небрежность
в обращении с оборудованием;
частота перерывов в работе.
Существует целый ряд факторов,
определяющих социально-психологический
климат в коллективе:
Глобальная макросреда: обстановка
в обществе, совокупность экономических,
культурных, политических и др. условий.
Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические
условия труда. Жара, духота, плохая освещенность,
постоянный шум могут стать источником
повышенной раздражительности и косвенно
повлиять на психологическую атмосферу
в группе. Напротив, хорошо оборудованное
рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические
условия повышают удовлетворенность от
трудовой деятельности в целом, способствуя
формированию благоприятного СПК.
Удовлетворенность работой.
Большое значение для формирования благоприятного
СПК имеет то, насколько работа является
для человека интересной, разнообразной,
творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню,
позволяет ли реализовать творческий
потенциал, профессионально расти. Привлекательность
работы повышают удовлетворенность условиями
труда, оплатой, системой материального
и морального стимулирования, социальным
обеспечением, распределением отпусков,
режимом работы, информационным обеспечением,
перспективами карьерного роста, возможностью
повысить уровень своего профессионализма,
уровнем компетентности коллег, характером
деловых и личных отношений в коллективе
по вертикали и горизонтали и т.д.
Характер выполняемой деятельности.
Монотонность деятельности, ее высокая
ответственность, наличие риска для здоровья
и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
Организация совместной деятельности.
Формальная структура группы, способ распределения
полномочий, наличие единой цели влияет
на СПК. Психологическая совместимость
является важным фактором, влияющим на
СПК. Под психологической совместимостью
понимают способность к совместной деятельности,
в основе которой лежит оптимальное сочетание
в коллективе личностных качеств участников.
Условием и результатом совместимости
является межличностная симпатия, привязанность
участников взаимодействия друг к другу.
Вынужденное общение с неприятным субъектом
может стать источником отрицательных
эмоций. Таким образом, руководитель
может существенно повлиять на характер
межличностных отношений в рабочем коллективе,
на отношение к совместной деятельности,
удовлетворенность условиями и результатами
работы, т.е. социально-психологический
климат, от которого во многом зависит
эффективность деятельности организации
в целом.
1.10 Обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами
К трудовым ресурсам относится
та часть населения, которая обладает
необходимыми физическими данными, знаниями
и навыками труда в соответствующей отрасли.
Достаточная обеспеченность предприятий
нужными трудовыми ресурсами, их рациональное
использование, высокий уровень производительности
труда имеют большое значение для увеличения
объемов продукции и повышения эффективности
производства. В частности, от обеспеченности
предприятия трудовыми ресурсами и эффективности
их использования зависят объем и своевременность
выполнения всех работ, эффективность
использования оборудования, машин, механизмов
и как результат объем производства продукции,
ее себестоимость, прибыль и ряд других
экономических показателей.
Основными задачами анализа
являются:
изучение и оценка обеспеченности
предприятия и его структурных подразделений
трудовыми ресурсами в целом, а также по
категориям и профессиям;
определение и изучение показателей
текучести кадров;
определение факторов, оказывающих
влияние на формирование трудовых показателей,
изыскание мер для их улучшения;
выявление резервов трудовых
ресурсов, более полного и эффективного
их использования;
объективная оценка состава,
движения персонала.
Источники информации: бизнес-план
предприятия; формы годовой и квартальной
отчетности, материалы хронометражей
и фотографий рабочего дня, планы мероприятий
научно-технического развития, экономического
и социального развития и другие.
Обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами определяется сравнением
фактического количества работников по
категориям и профессиям с плановой потребностью.
Особое внимание уделяется анализу обеспеченности
предприятия кадрами наиболее важных
профессий. Необходимо анализировать
и качественный состав трудовых ресурсов
по квалификации.