Совершенствование методов оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:54, дипломная работа

Краткое описание

Необходимость управления людьми как одним из ресурсов компании становится все более насущной, так как, в конечном счете, конкурентоспособность продукции, ее стоимость и высокое качество при всей энерговооруженности производства определяет эффективный, высокопроизводительный труд работников всех категорий. Чтобы организовать такой труд, необходимо отыскать именно тот инструмент, который позволит связать воедино цели и результаты, чтобы на практике реализовать мощную целеориентированную мотивацию труда персонала. Таким инструментом является оценка трудовой деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования методов
оценки персонала………………………………………………………5
Понятие оценки персонала……………………………………..5
Характеристика методов оценки персонала………………….12
Глава 2. Использование методов оценки персонала
в современных условиях……………………………………………………..27
2.1. Зарубежный опыт проведения оценки персонала………….…...27
2.2. Отечественный опыт проведения оценки персонала……….…..37
2.3. Совершенствование методов оценки персонал………………….44
Заключение………………………………………………………………….…55
Список использованной литературы………………………………………..58
Приложение 1 …………………………………………………………………61
Приложение 2 …………………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов оценки персонала.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Специализированные методы оценки деятельности персонала за рубежом позволяют диагностировать только нужные составляющие личности, к данной группе можно отнести: межличностный тест ДМО, вопросник Майерс-Бригс MBТI, KOT, CПМ-AВ и ЦПМ-А Дж.Равена, FCB Я.Стреляу.

В большинстве современных компаний (как отечественных, так и зарубежных) оценка персонала проводится один раз в год. Так, по данным исследования британского издания IRS Employment Review в 2007 году, в ходе которого было опрошено 145 работодателей из Великобритании, больше половины руководителей (55%) проводят процедуры оценки персонала в своих организациях ежегодно, 30% - раз в полгода, и лишь 7% - ежеквартально. По данным IRS Employment Review, процент компаний, проводящих оценку ежегодно, постоянно растет. Результаты опроса показали также, что около 90% всех опрошенных компаний оценивали сотрудников с учетом поставленных ранее целей, в 90% компаний использовались элементы самооценки, а методы, основанные на ранжировании, проводились в 50% случаев [29]

К психологическим тестам примыкает метод определения способностей человека по его почерку — графология. Считается, что указанный метод дает всего лишь 10% погрешностей. Особенно полезен он во время предварительного отбора кандидатов на основании полученных заявлений с биографическими сведениями. Анализ почерка и манеры письма позволяет, по мнению специалистов, определить степень интеллигентности, общительности и силы воли кандидата. Опытный графолог без труда способен выявить характерные черты кандидата на соответствие их особенностям вакантной должности. [4; С.67]

Все более широко применяется также метод оценки кандидата на работу с помощью, так называемого сценария его жизни, т.е. информации о перипетиях его трудовой биографии и семейной жизни. Выяснение обстоятельств биографии, начиная с самого детства, происходит во время беседы с сотрудником кадровой службы. Один из теоретиков указанного метода — Эрик Берн выдвинул концепцию о том, что «сценарий» — это план жизни, основанный на решении, принятом в детстве, получившем поддержку родителей и оправдание в ходе последующих событий, который и привел к выбранной альтернативе. Указанный прием является вспомогательным и не может заменить традиционных методов оценки кадров на основе представленных документов и подробных бесед.

В заключение, можно сказать важной особенностью современного западного менеджмента является не только оценка подчиненных руководителями, но и руководителей подчиненными. Иногда с этой целью практикуется «политика открытых дверей», когда любой сотрудник, сохраняя анонимность, может пожаловаться высшей администрации на неправильное отношение к нему со стороны непосредственного руководителя. Таким образом, в организации возникает дополнительный канал обратной связи. Это неоценимый источник информации для продвижения руководителей по карьерной лестнице, оценки климата в коллективе, анализа причин достижений и неудач.

Для оценки кандидатов используются психологические тесты. К психологическим тестам примыкает метод определения способностей человека по его почерку — графология.

Для штатных сотрудников  популярными остаются применение асессмент-центров, метода «360 градусов» и др.,  которые подробно рассматривались в предыдущей главе работы.

Во многих компаниях популярен метод самооценки. Достоинства метода заключаются в том, что он позволяет определить, какие направления в саморазвитии персонала необходимо проводить. Иногда соотнесение самооценки со стоящими перед коллективом задачами позволяет определить и описать «пробелы» и выработать план действий

Решающая роль в оценке отводится непосредственному руководителю. Необходимость участия в оценке побуждает его быть более внимательным к подчиненным, анализировать их личные качества, слабые и сильные стороны, уровень подготовки. Таким образом, оценка способствует усилению внимания руководителя к подчиненным, повышению квалификации сотрудников и повышению эффективности работы организации.

 

2.2. Отечественный опыт проведения оценки персонала

 

Оценка каждого работника является одной из наиболее важных функций руководителя организации, работников кадровых служб, менеджеров высшего звена. Уделяя особое внимание персоналу, изучая его структуру, поведение, мотивы, руководители компании получают наглядную базу для принятия дальнейших решений, связанных с работающими в организации сотрудниками. [20; С. 52]

Как уже было сказано, все методы, применяемые в российских компаниях, можно объединить в три группы:

- качественные (биографический метод, интервьюирование, описательный метод, метод критических случаев, метод  комитетов, метод сравнения по  парам и др.);

-     количественные (балльный метод, метод коэффициентов);

- комбинированные (метод анкет, метод шкалы графического рейтинга, интервью, тестирование).

В настоящее время в российской практике применяется несколько десятков различных методов оценки. Наиболее распространенные из них приведены в таблице 1. [10; С.186]

Таблица 1

Основные методы оценки персонала

 

N

Название метода

Краткое описание

1

Биографический  
метод

Анализ кадровых данных, автобиографии, документов об образовании, характеристик

2

Интервьюирование 
(собеседование)

Беседа с работником в режиме "вопрос - ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения  
дополнительных данных о работнике

3

Описательный  
метод

Описание профессиональных и личностных качеств работников в произвольной форме

4

Метод анкет

Опрос с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

5

Тестирование

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии  личности с помощью специальных тестов  
с последующей их расшифровкой с помощью "ключей"

6

Метод шкалы  
графического  
рейтинга

Проставление соответствующей оценки каждой профессиональной или личностной черте оцениваемого работника

7

Метод эталона

Оценка относительно самого лучшего работника, выбранного как эталон в компании

8

Метод  
коэффициентов

Выделение факторов оценки и определение нормативных значений этих факторов для разных групп оцениваемых, сравнение фактического результата с нормативным,  
получение коэффициентов

9

Метод  
критических  
случаев

Постоянное наблюдение и запись удачных и  нежелательных примеров поведения

10

Ранжирование

Сравнение работников между собой и  распределение их по выбранному критерию  в порядке убывания или возрастания рангов  (мест в группе)

11

Метод сравнения  
по парам

Попарное сравнение оцениваемых сотрудников  между собой по определенным качествам и последующее ранжирование в порядке убывания

12

Метод балльной  
оценки

Оценка сотрудника путем проставления баллов начисления или снижения) за достижения или упущения

13

Метод  
вынужденного  
выбора

Выбор наиболее подходящей характеристики для оцениваемого работника из всего заданного выбора различных критериев оценки

14

Метод  
независимых  
судей

Опрос работника независимыми членами комиссии

15

Метод комитетов

Оценка группой экспертов возможностей кандидата на другие должности по определенной методике


 

 

Не всегда большинство компетенций можно правильно изучить с помощью традиционных методик (интервью, тестов, опросников). К примеру, такие компетенции кандидата, как лидерство и умение работать в команде, легче оценить в специально организованных деловых играх, моделирующих реальные рабочие ситуации (к примеру, при использовании метода Центра оценки). Такой метод основан на оценке компетенций участников посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх. При методе Центра оценки участникам предлагают деловые игры и задания не с целью развития умений и навыков (как при тренингах), а дают равные для всех возможности проявить свои сильные и слабые стороны. При проведении Центра оценки можно использовать как большинство стандартных инструментов оценки персонала (интервью, тесты, профессиональные и личностные опросники и др.), так и сравнительно новые инструменты (групповые и индивидуальные деловые упражнения, парные и групповые игры, аналитические упражнения, структурированные интервью, бизнес-кейсы, индивидуальные письменные упражнения). Именно поэтому данный метод имеет высокую прогностическую валидность (метод гарантирует точность результатов на 80 - 85%), которая достигается путем тщательно разработанных заданий под каждую компетенцию, учета десятков, а иногда и сотни показателей и, наконец, оценки участников не одним экспертом, а группой специалистов.

Но, как и у любого метода, у Центра оценки есть свои недостатки. К примеру, данную форму оценки эксперты по управлению персоналом считают самой длительной во времени. Обычно проверка таким методом продолжается от двух до пяти дней, в зависимости от количества компетенций, которые необходимо оценить. Проведение метода достаточно дорого, поэтому оправданно лишь для специалистов высшего звена, когда при оценке необходимо использовать целый комплекс показателей, которые включают в себя как профессиональные знания и опыт, так и личностные качества (аналитическое мышление, лидерские способности, гибкость, умение брать на себя ответственность, стрессоустойчивость, активность, новаторство, способность работать в команде, делегировать полномочия, обеспечивать комфортный психологический климат в коллективе, умение эффективно использовать имеющиеся средства, готовность к риску и многие другие).

Одним из популярных в последние годы экспериментальных методик оценки стал социометрический метод оценки (так называемый метод 360-градусной аттестации). При нем сотрудник оценивается своими коллегами, подчиненными, руководителем. Нередко к процедуре оценки привлекают и внешних консультантов, клиентов и даже самого сотрудника (самооценка). Формы оценки при социометрическом методе могут быть различны (компьютерное тестирование, анкетирование и т.д.). Каждая оценка имеет свой вес: например, мнение начальника может "весить" больше, чем мнение коллеги, а оценка коллеги быть весомее, чем оценка клиента. В этом случае представляется важным выработать баланс оценок для обеспечения наибольшей точности результатов оценки.

Особое место в изучении индивидуальных качеств сотрудников занимает ряд психологических методов, которые ведутся и выполняются психологами с помощью специальных упражнений, задач и оценивают тип личности сотрудника, прогнозируя его поведение в дальнейшем. Психологическая диагностика дает огромный материал, характеризующий любого, кто был протестирован, с разных сторон. В психологических портретах кандидатов (так называемых психограммах), полученных в ходе оценки, описывают индивидуальные черты личности, особенности мотивации, структуру самооценки, интеллектуальный уровень, способность к обучению, профессиональную сферу, в которой наиболее вероятна высокая эффективность у кандидата, особенности поведения в группе в различных ситуациях, прогноз развития личности и многое другое. Бесспорным преимуществом психодиагностики на протяжении всего времени ее существования остается разнообразие инструментов, которые предлагаются для решения столь же разнообразных задач. Инструментарий для диагностики более чем широк: проективные методики (рисунки, составление рассказов), опросники, включающие от десяти до нескольких сотен вопросов, анкеты, интервью, тесты, задания, испытания, измерение психофизиологических показателей. [11; С.89]

Только психологических тестов насчитывается более пятидесяти видов. Психологи и специалисты в области управления персоналом делят их на несколько групп: тесты, направленные на оценку определенных личностных качеств; социально-психологических особенностей (MMPI, СМОЛ, Кеттелл); типа личности (Майерс - Бригс, Шмишек, Леонгард и др.); темперамента (опросники Айзенка); особенностей мотивационной сферы (методика Элерса); уровня интеллекта (тесты Векслера, Кеттелла, Айзенка); особенностей познавательной сферы (памяти, внимания, мышления); уровня тревоги (тест Спилбергера - Ханина) и других психологических особенностей человека (Кейрси, MMPI, тесты УСК, Кеттелла, Айзенка и др.). Каждый тест отражает от десяти до нескольких десятков особенностей кандидата, поэтому достаточно детально помогает исследовать психологический портрет личности. [12; С.56]

Например, тест Р. Кеттелла (или "16-факторный личностный опросник") - один из самых популярных и универсальных на сегодняшний день тестов - состоит из 16 основных характеристик. Ориентируясь на данные характеристики, составляют различные вопросы, которых может быть сто и более. При помощи данного теста можно оценить как профессиональные знания сотрудника (его умения, способности, навыки), деловые качества (компетентность, инициативность, самостоятельность в принятии решений, степень ответственности, дисциплинированность), так и психологические и личностные качества (уровень интеллекта, особенности памяти и мышления, эмоциональная устойчивость, стиль поведения в группе). Так, психологические методики позволяют выявить эмоциональные характеристики и особенности мотивации будущего сотрудника. Предварительная диагностика черт характера и особенностей взаимодействия в группе дает возможность предсказать возникновение ряда трудностей у кандидата в коллективе. Диагностика стиля общения позволяет с большей эффективностью распределить роли кандидатов внутри команды и достичь поставленных целей в кратчайшие сроки. И хотя психологические методы предоставляют возможность добиться высокой степени точности и детализации оценки, значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В российских фирмах чаще всего эти методы используют для определения сотрудников с лидерским потенциалом (будущих руководителей), однако ежегодно растет число компаний, где к психологическим методикам прибегают и для оценки рядовых сотрудников. [29]

Система оценки кадров в России и за рубежом существенно отличается, прежде всего, отношением к человеческим ресурсам. В России до сих пор господствуют технократические воззрения на процесс производства, где человеческим ресурсам отводится если не совсем второстепенная, то ни в коем случае и не главенствующая роль. За рубежом рассматривают перестройку работы с персоналом как одну из неотложных задач. Результаты оценки персонала активно используются при проведении профессиональной подготовки, принятии решений о выплате вознаграждений, новых назначениях, повышении или понижении в должности, увольнении.[5]

 В заключение, хотелось бы отметить, что сегодня в России происходит пересмотр подхода к оценке персонала. Характерной чертой оценки становится набор различных, состоящих из множества критериев и показателей, методов. Тем не менее, необходимо отметить, что давно известные и широко применяемые за рубежом методы оценки получили свое распространение в российских компаниях достаточно недавно, поэтому сотрудники служб персонала и руководители сталкиваются со многими трудностями при их использовании. Чтобы свести эти трудности к минимуму, необходимо проводить ряд мер, включающих привлечение независимых экспертов и высококвалифицированных консультантов, подготовку и разъяснение необходимости процедуры оценки, информирование сотрудников о результатах, применение одинаковых стандартов для равных сотрудников.

Оценка персонала, несомненно, является достаточно сложным процессом, как в организационном, так и в методическом плане. В настоящее время единой системы для решения всех возникающих проблем в ходе подготовки и проведения оценки не существует ни в России, ни за рубежом. Однако опыт успешно развивающихся российских компаний показал: только серьезно подходя к проблеме оценки на всех этапах - от приема на работу до момента плановой аттестации, можно достичь наиболее эффективного управления персоналом в организации.

 

2.3. Совершенствование методов оценки  персонала

          Организации  периодически оценивают своих  сотрудников с целью повышения  эффективности их работы и  определения потребностей профессионального  развития. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников.

          Правильная  оценка квалификации, трудовых достижений  и социальной активности каждого  работника становится в наше  время все более важной задачей  руководителя. Для каждого наёмного работника получение такой оценки — доказательство того, что руководство заинтересовано в его работе и в нем самом, что его ценят и уважают, наконец, что он может рассчитывать на повышение по службе с появлением вакансий. Оценка выступает в качестве важного средства воспитания сотрудников и формирования психологического климата в коллективе. Однако эту роль она может играть только в том случае, если будет достаточно объективной.

Информация о работе Совершенствование методов оценки персонала