Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:54, дипломная работа
Необходимость управления людьми как одним из ресурсов компании становится все более насущной, так как, в конечном счете, конкурентоспособность продукции, ее стоимость и высокое качество при всей энерговооруженности производства определяет эффективный, высокопроизводительный труд работников всех категорий. Чтобы организовать такой труд, необходимо отыскать именно тот инструмент, который позволит связать воедино цели и результаты, чтобы на практике реализовать мощную целеориентированную мотивацию труда персонала. Таким инструментом является оценка трудовой деятельности.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования методов
оценки персонала………………………………………………………5
Понятие оценки персонала……………………………………..5
Характеристика методов оценки персонала………………….12
Глава 2. Использование методов оценки персонала
в современных условиях……………………………………………………..27
2.1. Зарубежный опыт проведения оценки персонала………….…...27
2.2. Отечественный опыт проведения оценки персонала……….…..37
2.3. Совершенствование методов оценки персонал………………….44
Заключение………………………………………………………………….…55
Список использованной литературы………………………………………..58
Приложение 1 …………………………………………………………………61
Приложение 2 …………………………………………………………………62
Показатели профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки. Кроме того, А.Я. Кибанов вводит в число этих показателей так называемые факторы достижения результатов труда, понимая под ними в основном способность или желание к выполнению возложенных на работника обязанностей и степень осознания им своей функциональной роли. Показатели профессионального поведения определяются в основном с помощью методов экспертной оценки. Качество оценки полностью зависит от проработанности методической базы (модель компетенций) и компетентности экспертов, проводящих оценку.
Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал. [1; С. 67] Методы оценки ограничиваются тестированием и интервьюированием.
Применение тех или иных выбранных заранее критериев лежит в основе процедуры оценки.
Процедура оценки – это установленный порядок проведения мероприятий на всех этапах процесса оценки.
Существует несколько видов процедур оценки. Во-первых, это непосредственно оценка персонала, которая используется для оценки работника, его индивидуальных качеств и профессиональных знаний, навыков и умений. Второй вид - это оценка эффективности деятельности, являющаяся по своей сути подведением итогов работы сотрудника за определенный отрезок времени. И, наконец, третий вид оценочной процедуры – оценка должности предполагает оценку важности для компании определенной должности с последующей оценкой ее стоимости.
Перед тем, как принять решение о проведении процедуры оценки, руководство компании должно четко понимать: для чего проводится процедура, какие результаты они ожидают увидеть, и для чего эти результаты будут использованы.
Процедура включает в себя технологию и средства ее реализации (использование методов).
Методы оценки персонала - это способы, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. В любом случае способ или метод оценки должен обеспечивать объективность измерения показателя. Обычно при оценке используют несколько методов, сочетая методы индивидуальной оценки с методами группой оценки. Сами методы должны соответствовать структуре организации, характеру деятельности персонала, целям, стоящим перед оценкой и предусматривать использование количественных показателей.
Условно, методы оценки делятся на качественные, количественные и комплексные. Существует и другая классификация. Так методы оценки можно разделить на сравнительные, абсолютные, результат-ориентированные и метод самооценки. [26]
Подробнее приведенные классификации будут рассматриваться в следующей части работы.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что оценка персонала выявляет не только соответствие работника занимаемой им должности, но также направлена и на оценку потенциала сотрудника, планирование его карьерного роста, получение обратной связи и др.
Проводить оценку нужно, если целями организации являются определение деловой и профессиональной квалификации сотрудников; их возможностей и потребностей (например, для формирования кадрового резерва). Также оценку можно использовать при выявлении причин недостаточно эффективной работы персонала, для того чтобы разработать адекватные меры воздействия на сложившуюся ситуацию. По результатам оценки можно определить потребность в количестве и качестве дополнительного обучения персонала.
1.2 Характеристика методов оценки персонала
Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.
Наиболее распространенным количественным методом оценки является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в форме опросного листа - анкеты.
Одним из видов анкетирования, применяемых для оценки персонала, являются личностные опросники - класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. По форме они представляют собой списки вопросов, при этом ответы испытуемого представлены количественно. Как правило, при помощи этого метода диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферы. [22; С. 243]
Еще одним важным методом оценки персонала являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников. [16; С. 198]
Другим количественным методом служит метод бальной оценки - это оценка сотрудника путем проставления баллов начисления или снижения за достижения или упущения (Приложение 1). Данный метод используется в оценке объема произведенных работ. 1 балл присваивается работнику, который медленно выполняет работу, тратит много времени впустую и не справляется с запланированным объемом работ. Если сотрудник делает больше, чем от него ожидают, полон энергии и идей, ему присваивается 5 баллов. Методы и формы оценки могут варьироваться, в зависимости от конкретных целей в той или иной компании. Составление и реализация метода, а также оценка результатов должны осуществляться специалистами во избежание искажения полученных результатов.
В противоположность количественным выделяют качественные методы исследований, которые являются неформализованными и нацелены на получение информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала. Одним из наиболее часто применяемых методов является интервью.
Наиболее применяемыми в оценке персонала являются следующие виды интервью:
1. Биографическое интервью сосредоточено на прошлой трудовой деятельности кандидата. Преимущество биографического интервью заключается в том, что оно соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника) и дает ему возможность проявить себя наилучшим образом. Тем не менее, этот же фактор может стать причиной необъективности оценки. Эффективность такого интервью также зависит от того, насколько верно вопросы соотносятся с критериями работы.
2. Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в том, что он имеет дело с навыками, важными для работы. С другой стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе него необходимо обсудить все важные аспекты работы.
3. Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе оценки сотрудник старается дать социально желательные ответы, то есть те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.
4. Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п. В ходе проективного интервью сотрудник с меньшей вероятностью будет давать социально желательные ответы. Однако процесс проведения проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут оказывать профессиональные и личностные качества интервьюера. [21; С.33-34]
Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов (резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании и др.). Считается, что документы могут являться надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности.
Существуют методы, содержащие признаки как качественных, так и количественных методов. Прежде всего, это относится к бизнес-кейсам. Бизнес кейс - это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее события, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних, приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое главное - в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. С одной стороны, в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения бизнес-задач, с другой - имеется возможность выявить систему нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет степень креативности работника.
На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала предприятия, включающие достаточно большое количество методик с целью минимизации ошибок в процессе оценки. Однако, прежде всего, важно не просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям, существующим в организации, а зачастую - когда речь идет о зарубежных методиках - и к условиям российской действительности.
Система «360 градусов» была создана с целью повышения объективности оценки. Предполагается, что в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки. Процедура проводится в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Важно правильно определить критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми для разных должностей. Плюс данной системы оценки заключается в ее относительной простоте. Однако следует учесть, что при проведении масштабного исследования затрудняется процесс обработки полученных данных. Кроме того, необходимы четко выработанные критерии оценки, следует правильно организовать сбор информации, проинформировав людей о целях тестирования. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи, помимо соответствующих личных качеств, требует знаний и компетенций в области психологии и понимания бизнес-процессов, целей и специфики деятельности компании. [20; С. 53]
Принятие решения по выбору метода должно основываться на определении цели оценки, структуре компании, сформированности и прозрачности внутренних коммуникаций и т.д.
Для использования метода «360 градусов» необходимы следующие условия:
- зрелый менеджмент и персонал, готовый к обратной связи.
- хорошо налаженные коммуникации.
- Высокая степень
доверия (открытый диалог на
- сотрудники сами заинтересованы в оценке, т.е. считают, что она является главным элементом для их развития.
Другим современным методом оценки, используемым в России является Assessment Center - это стандартизированная многоаспектная оценка персонала, которая предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника. Обычно Assessment Center (Центр оценки) включает в себя тесты различной направленности, деловые игры, презентации и экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника (рис. 1). [20; С.53]
Тестирование (Testing) предполагает индивидуальную работу кандидата по ответам на вопросы, решению задач, описанию ситуаций, определению понятий. Различают: профессиональные тесты – выявляют профессиональные знания кандидата; мотивационные тесты – выявляют причины поведения человека в бизнесе; тесты на общий интеллект.
Презентация (Presentation Skills) – кандидатам дается задание без подготовки за 0,5 - 3 минуты рассказать сначала о себе, затем о своей компании. В первом случае оценивается способность вызвать доверие и интерес у новых людей, во втором – способность продавать товар и услугу. Выявляется техника профессиональной презентации: устойчивый контакт глазами с публикой, уверенная и разнообразная жестикуляция, свободная и приятная мимика, владение голосом (тембр, темп, громкость, модуляции), осанка и движения.
Деловые игры (Business Cases) – моделирование ситуаций бизнеса, где есть проблемы, недостаток информации, ограниченность ресурсов. Причем, это может быть как индивидуальная, так и групповая работа, дискуссия, проектирование, выступление, презентация самого себя или своей организации. Деловые игры в качестве оценочного метода можно использовать в различных ситуациях (рис. 2). Преимущества деловой игры в оценке персонала: можно избежать эмоциональной напряженности, негативных эмоций, обычно связанных с оценкой. [11; С.71]
Информация о работе Совершенствование методов оценки персонала