Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:54, дипломная работа
Необходимость управления людьми как одним из ресурсов компании становится все более насущной, так как, в конечном счете, конкурентоспособность продукции, ее стоимость и высокое качество при всей энерговооруженности производства определяет эффективный, высокопроизводительный труд работников всех категорий. Чтобы организовать такой труд, необходимо отыскать именно тот инструмент, который позволит связать воедино цели и результаты, чтобы на практике реализовать мощную целеориентированную мотивацию труда персонала. Таким инструментом является оценка трудовой деятельности.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования методов
оценки персонала………………………………………………………5
Понятие оценки персонала……………………………………..5
Характеристика методов оценки персонала………………….12
Глава 2. Использование методов оценки персонала
в современных условиях……………………………………………………..27
2.1. Зарубежный опыт проведения оценки персонала………….…...27
2.2. Отечественный опыт проведения оценки персонала……….…..37
2.3. Совершенствование методов оценки персонал………………….44
Заключение………………………………………………………………….…55
Список использованной литературы………………………………………..58
Приложение 1 …………………………………………………………………61
Приложение 2 …………………………………………………………………62
Деловая игра позволяет выявить потенциал сотрудника, его личностные характеристики, обычное поведение в коллективе и т.п., т.е. заменяет собой методы анкетирования, психологического тестирования, составления личностного портрета и т.п. Можно искусственно создать критическую, стрессовую, сложную ситуацию, т.к. при использовании других методов сложно оценить поведение в нестандартных ситуациях. Позволяет выявить социально-психологические проблемы в коллективе, такие, какие не могут быть выявлены при других методах оценки. Но самым главным преимуществом оценки персонала через деловую игру можно считать возможность решения реальных проблем через игру, т.е. деловая игра может преследовать, в отличие от других методов, несколько целей.
1. Непосредственно оценку персонала;
2. Принятие решений (используется такой метод принятия решения, как метод мозговой атаки);
3. Деловая игра может стать тренингом профессиональных и личных качеств сотрудников. [20; С. 56]
Информация, которая получается методом
Assessment Center, представляет большой интерес
для руководства и кадровых служб подавляющего
большинства компаний. Однако на практике
метод применяется в нашей стране редко,
пока преимущественно в дочерних компаниях транснациональных
корпораций. Основные причины:
1. Метод
возник и получил развитие за рубежом.
Многим российским руководителям и специалистам
по персоналу он известен недостаточно.
2. Очень
узок круг организаций, которые могут
предложить компаниям услуги по оценке
персонала методом Assessment Center.
3. Высокая
стоимость оценки при ее проведении силами
привлекаемой организации: не менее 150$
за оцениваемого.
4. Практическая
невозможность для большинства компаний
получить необходимое методическое обеспечение
и подготовить собственных специалистов
для проведения оценки методом Assessment Center.
До сих пор это можно было сделать в российском
отделении SHL, но стоимость этого слишком
высока для большинства российских компаний
(порядка 6-8 тыс. долларов США).
На настоящий момент Assessment Center – это один из самых прогрессивных методов оценки персонала, который используют в своей управленческой практике многие крупные компании.
Такие методы, как Assessment Center и «метод 360 градусов» позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, однако их использование также может создавать определенные трудности для организации. Прежде всего, расширение состава сотрудников, оценивающих сослуживца, может стать причиной целого ряда конфликтов между ним и его коллегами или подчиненными, связанных с объективностью оценки и восприятием этой оценки как объективной самим аттестуемым. Смещение акцента в сторону потенциала, который достаточно сложно оценить и, самое главное, обратная связь оцениваемому человеку, также может стать источником обид и конфликтов. Поэтому новые методы должны быть тщательно продуманы специалистами и хорошо поняты всеми сотрудниками организации.
Существует и другая классификация методов оценки персонала:
К сравнительным методам относят следующие:
К абсолютным методам относят:
оцениваемые факторы следует ранжировать.
Желательно, чтобы схемы оценки тесно коррелировали со схемами, используемыми при отборе.
К результат-ориентированным методам относят:
По такой схеме можно оценить работу сотрудника, подразделения, всей компании. Опыт многих компаний свидетельствует о том, что метод МВО очень эффективен при формировании идеальной премиальной системы. Реализовываться данный метод должен сверху вниз. Компания формирует цели на 1-3 года, затем цели прописываются по временным периодам, по подразделениям; после этого краткосрочные цели распределяются между сотрудниками.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что перед выбором метода оценки необходимо четко определить цели планируемой процедуры. Если результаты оценки - изменение оклада, то потребуются поведенческие методы; для распределения премий наиболее эффективными будут результат-ориентированные методы. [27]
Для России традиционной системой оценки является аттестация. Она применялась на предприятиях еще в советское время.
Аттестация персонала — это кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
В самом общем смысле аттестация работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям. [23; C. 167] Подобного опреде-ления придерживаются С.В. Шекшня и ряд других авторов. Но это определение, на мой взгляд, рассматривает аттестацию персонала несколько однобоко, лишь как оценку соответствия работника занимаемой или желаемой должности. В более широком смысле аттестация персонала подразумевает не только оценку сотрудника для данной конкретной должности, но и оценку с целью выявления потенциала развития сотрудника для того, чтобы возможно было в дальнейшем использовать его способности на других, более высоких должностях или в смежных профессиях. Проводя аттестацию именно с такой целью возможно сформировать резерв управленческих кадров, спланировать карьеру сотрудника и принять ряд других управленческих решений.
К сожалению, аттестацию сильно недооценивают в качестве системы оценки, являясь процедурой крайне формализованной и регламентированной, существенно отстает в отношении применяемых методов - законодательство не успевает за развитием методов оценки. Кроме того, аттестации подлежат сотрудники, которые занимают должности, закрепленные в нормативных актах Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных органов власти. В результате в современных условиях отсутствия единого стандарта должностей проведение аттестации становится возможным только в бюджетных учреждениях. [6]
Обобщая характеристики этих методов, мы можем сделать следующие заключения об их недостатках и достоинствах.
Все эти методы сфокусированы на отдельном работнике вне организационного контекста и основываются на субъективном мнении руководителя или окружающих. В основном они ориентированы в прошлое, на достигнутые результаты и не учитывают перспективы дальнейшего развития организации и сотрудника. [24; 198] Они довольно эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды, хотя и не лишены определенных недостатков: по мнению многих специалистов в области управления, именно оценка персонала организации часто является "ахиллесовой пятой" руководителя. По статистике, около 8% кандидатов на руководящие должности в России не выдерживают испытательного срока, 10% - увольняются в течение года. Опыт проведения проектов по оценке персонала позволяет сделать вывод, что около 25% работающих не соответствуют занимаемой должности в силу отсутствия или слабой выраженности личностных качеств, значимых для эффективной деятельности. [15; С. 37]
Все это
говорит об отсутствии
Во-первых, новые методы оценки рассматривают рабочую группу, подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.
Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.
В-третьих, во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков. [6]
Глава 2. Использование методов оценки персонала в современных условиях
2.1. Зарубежный опыт проведения оценки персонала
Компания может выбрать одну из двух существующих процедур проведения оценки, которые оказывают прямое влияние на стиль и результаты оценки:
1. Американская процедура оценки: оценка проводится для определения соответствия сотрудника своему рабочему месту, определения тех измерений в его работе, которые произошли со времени проведения последней оценки.
2. Европейская процедура оценки: акцент делается на получение обратной связи от сотрудника для планирования развития карьеры, индивидуального развития, планирования обучения. Сама процедура должна быть максимально неформальной, открытой, не приводящей к серьезным изменениям финансового и карьерного положения сотрудника. [28]
Информация о работе Совершенствование методов оценки персонала