Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:32, курсовая работа
Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.
Введение……………………………………………………………………………......3
1. Теоретические и методологические основы системы управления персоналом…………………………………………………………………..………….5
1.1. Принципы современной концепции управления персоналом……………...5
1.2. Технология и методы управления персоналом в современной
организации………………………………………………………………..…11
2. Анализ системы управления персоналом в ООО «ОРФЕЙ»…..……….……..20
2.1. Общая характеристика ООО «ОРФЕЙ»...…………………………….20
2.2. Структура и динамика человеческих ресурсов организации
ООО «ОРФЕЙ»……………………………………………………..…………...28
2.3. Определение путей повышения эффективности управления
персоналом в организации……………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………………46
Библиографический список………………………………………………………….48.
Приложения.
Таблица 4
Структура персонала ООО «ОРФЕЙ» по продолжительности работы в организации за 2008-2010 гг. (% к численности)
Стаж работы | 2008 | 2009 | 2010 |
Менее 1 года | 3 | 5 | 5 |
1-3 года | 18 | 16 | 18 |
3-5 лет | 31 | 30 | 24 |
5-10 лет | 48 | 39 | 42 |
Свыше 10 лет | _ | 10 | 11 |
В связи с текучестью кадров уменьшается доля работников со стажем от 3 до 5 лет. В 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась доля сотрудников со стажем от 5 до 10 лет и свыше 10 лет.
Если
рассматривать структуру
Большой удельный вес в общем объёме сотрудников исследуемого предприятия составляют продавцы, а это, в основном, женщины.
Рис. 5. Структура
персонала ООО «ОРФЕЙ» с точки зрения
распределения их по полу в 2010 г
Важнейший показатель динамики человеческих ресурсов организации – текучесть кадров. Наиболее распространённый метод расчета текучести – отношение числа покинувших организацию (кроме уволенных по сокращению штатов) к среднему числу занятых в течение года. Чем выше показатель текучести кадров, тем ниже стабильность персонала организации.
Рассчитаем этот показатель для исследуемого предприятия за последние три года и сравним их.
2008 год – К. тек. = 16/84*100% = 19,05%,
2009 год – К. тек. = 21/92*100% = 22,83%,
2010 год – К. тек. = 26/98*100% = 26,53%.
Полученные
данные свидетельствуют о тенденции
увеличения этого показателя. Поэтому
для принятия каких-либо мер необходимо
выяснить причины текучести кадров.
Результат опроса ныне работающих позволил
провести анализ этих причин и выявить
наиболее серьёзные из них (табл.5)
Таблица 5
Анализ причин текучести кадров в ООО «ОРФЕЙ», %
Причины увольнения | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Неудовлетворенность получаемым вознаграждением | 29 | 31 | 31 |
Отсутствие перспектив роста | 18 | 24 | 26 |
Негативные отношения в коллективе | 18 | 16 | 12 |
Неинтересная работа | 13 | 12 | 14 |
Плохие отношения с начальством | 10 | 4 | 6 |
Невозможность проявления инициативы | 4 | 3 | 3 |
Сложность адаптации | 2 | 4 | 5 |
Плохие условия труда | 4 | 5 | 2 |
Переезд в другую местность | 2 | 1 | 1 |
Проведенный анализ свидетельствует о том, что наиболее частой причиной увольнения работников по собственному желанию является неудовлетворенность получаемым вознаграждением. Кроме этого уволившихся работников не удовлетворяли: отсутствие перспектив роста, негативные отношения в коллективе, неинтересная работа и т. д.
Рассчитаем показатель абсентеизма (отсутствия на работе) за 2008-2010 гг. В данном показателе учтем все пропуски рабочего времени – по болезни, отгулы за свой счет, прогулы (кроме отпусков). Коэффициент абсентеизма рассчитывается как отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода (года) к общему балансу рабочего времени организации:
2008 год – К. абс. = 1424/(2001*84)*100% = 0,85%,
2009год – К. абс. = 1408/(1992*92)*100% = 0,77%,
2010 год – К. абс. = 1760/(1992*98)*100% = 0,90%.
Таким образом, коэффициент производительного времени, терявшегося в течение периода из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте, составил за 2008-2010 гг. соответственно – 0,85%; 0,77%; 0,90%.
Болезнь сотрудников или уход за больным ребенком – наиболее частые причины их неявки на работу.
Коэффициент внутренней мобильности персонала рассчитывается как отношение числа сотрудников, сменивших должности в течение отчетного периода, к среднему числу сотрудников организации за период:
2008 год – Коэф. в.м. = 4/84*100% =4,76%,
2009 год – Коэф. в.м. = 3/92*100% = 3,26%,
2010 год – Коэф. в.м. = 3/98*100% = 3,06%.
В 2010 году по сравнению с 2008 годом этот показатель снизился. Вероятно, руководство фирмы не уделяет должного внимания внутриорганизационным перемещениям, продвижению работников по службе.
Для измерения и контроля динамики производительности труда рассчитаем следующие показатели:
1. Объем
реализации на одного сотрудника
(отношение объема реализации
за период к численности
2008 год – 50088,0/84 = 596,3 тыс. руб.,
2009 год – 60171,7/92 = 654,0 тыс. руб.,
2010 год – 91535,2/98 = 934,0 тыс. руб.
2. Объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника (отношение величины прибыли до налогообложения к численности сотрудников):
2008 год – 1508,8/84 = 18,0 тыс. руб.,
2009 год – 1824,7/92 = 19.8 тыс. руб.,
2010 год – 2103,4/98 = 21,5 тыс. руб.
Постепенное увеличение этих показателей свидетельствует об эффективности деятельности организации.
Для
любой организации важно
1. Общие издержки организации на рабочую силу за период (в исследуемой организации такими издержками будут являться: заработная плата, налоги от фонда оплаты труда, издержки на спецодежду):
2008 год – 4152,9 тыс. руб.,
2009 год – 4558,5 тыс. руб.,
2010 год – 5649,5 тыс. руб.
Данный показатель является абсолютным, поэтому его использование при принятии решений достаточно ограничено.
2.
Показатель доли издержек на
рабочую силу в объеме
2008 год – 4152,9/50088,0*100 = 8,29%,
2009 год – 4558,5/60171,7*100 = 7,57%,
2010 год – 5649,5/91535,2*100 = 6,17%.
Это значит, что в 2008-2010 гг. из каждого заработанного предприятием рубля на рабочую силу расходовалось – 8, 7 и 6 копеек соответственно. Снижение этого показателя является позитивной тенденцией, т.к. увеличивается доля средств, которые фирма может потратить на покрытие других видов издержек и реализовать в качестве прибыли.
3.
Издержки на одного сотрудника
(отношение общей величины
2008 год – 4152,9/84 = 49,4 тыс. руб. в год,
2009 год – 4558,5/92 = 49,5 тыс. руб. в год,
2010 год – 5649,5/98 = 57,6 тыс. руб. в год.
В динамике показателя прослеживается тенденция к увеличению издержек на одного сотрудника.
Расходы на профессиональное обучение сотрудников составляют в общей сумме расходов крайне малую долю. За три года фирма оплатила обучение двух сотрудников на компьютерных курсах («Пользователь ПЭВМ») и один раз
обучение сотрудника программе «1С: Предприятие». Оплату обучения персонала в средних и высших учебных заведениях предприятие не производит, поэтому исследовать показатели по данному виду расходов представляется нецелесообразным.
На основе анализа мнений работников ООО «ОРФЕЙ» рассмотрим показатели качества трудовой жизни и трудового потенциала организации. Повышение качества трудовой жизни (уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации) является важной функцией организации.
Работникам фирмы было предложено по 10-бальной шкале оценить ряд показателей качества трудовой жизни. На основании проведенного анализа получены следующие данные (табл.6)
Таблица 6
Оценка
качества трудовой жизни ООО «ОРФЕЙ»
№ п/п | Показатели | Оценка |
1. | Объём и содержание труда | 8 |
2. | Условия труда | 9 |
3. | Оплата и стимулирование труда | 6 |
4. | Участие в делах фирмы | 8 |
5. | Моральный климат в коллективе | 6 |
6. | Отношение руководства | 6 |
7. | Перспективы профессионального роста | 5 |
8. | Развитие персонала | 5 |
9. | Социальная политика и социальные гарантии | 6 |
Они свидетельствуют о неудовлетворенности работников качеством трудовой жизни организации.
Для оценки трудового потенциала определим компоненты, наиболее существенные для исследуемого предприятия, затем в зависимости от степени значимости установим их градацию (в порядке убывания). Далее выделенные компоненты увяжем с целями предприятия и сделаем выводы по полученным данным (табл.7)
Таблица 7
Информация о работе Система управления персоналом на предприятии ООО «ОРФЕЙ»