Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:33, дипломная работа
Проблема качества подготовки квалифицированных работников остается актуальной для многих зарубежных стран. Все большую роль в повышение квалификации работников играют международные организации и, прежде всего Международная организация труда.
Подбор руководителя или продвижение специалиста на более высокую должность на ВАЗе проводятся, как правило, не спонтанно это ответственная и длительная по времени выполнения задача, связанная с подбором и соответствующей подготовкой работника.
Введение 3
1. Сущность процесса непрерывного обучения персонала в организации
8
1.1. Цель и виды обучающей деятельности предприятия 8
1.2. Формы и методы обучения персонала 14
1.3. Повышение квалификации как перспектива продвижения 24
1.4. Профессиональное обучение за рубежом 26
2. Анализ процесса обучения и переподготовки кадров ОАО АвтоВаз 33
2.1. Формы и методы подготовки и переподготовки кадров применяемые в ОАО АВТОВАЗ 33
2.2. Система подготовки резерва на выдвижение 45
3. Предложения по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров на ОАО АвтоВаз 51
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 65
Другой примечательный факт - низкая оценка руководителями наиболее успешных предприятии традиционных форм переподготовки, включая прог-раммы отечественных и зарубежных бизнес-школ. Следует отметить, что программы большинства отечественных бизнес-школ «из глубинки» (а именно с выпускниками подобных школ приходится в основном сталкиваться опрошенным руководителям) стремятся копировать программы второсортных зарубежных школ бизнеса, без учета российской специфики. Большинство руководителей, проходивших подготовку в российских образовательных учреждениях (в том числе и в ведущих бизнес-школах) по Президентской программе, отметили также излишнюю академичность учебных программ и их
оторванность от практики.
Однако самое важное, по нашему мнению, обстоятельство - низкая оценка программ стажировки на отечественных предприятиях, особенно руководителями наиболее успешных частных предприятий. Это может свидетельствовать о низкой оценке накопленного передового опыта хозяйствования в рыночных условиях, о плохой организации подобных стажировок либо о стремлении руководителей отечественных предприятий, куда направляются стажеры, спрятать «профессиональные секреты». Имеет значение высокая стоимость организации подобных стажировок, при возможностях бесплатной подготовки на зарубежных предприятиях в рамках Президентской программы и программ «TACIS» (PIP); «Повышение эффективности менеджмента» (IREX, CC1, США), «Трансформ» Общества Карла Дуйсберга (Германия); Программы сотрудничества с Восточной Европой Канадского международного агентства развития (YDF); «ЛСАР» (Великобритания); «JPJ» (Япония). Оценка эффективности отдельных программ переподготовки непосредственно влияет на отношение руководителей к перспективам финансовой поддержки участия своих сотрудников в подобных программах..
Таким образом, программа создания федерального резерва из высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование директорского корпуса по масштабам уникальна. Но оказалось, что наиболее успешные частные предприятия в значительно меньшей степени охвачены процессом переподготовки специалистов - 19% предприятий вообще не участвовали ни в каких программах повышения квалификации. Очевидно, в их число входят и «предприятия- однодневки». А с другой стороны, 35% успешных предприятий смогли организовать для своих сотрудников стажировки за рубежом. Безусловный фаворит среди программ повышения квалификации - стажировки на зарубежных предприятиях. Высокая оценка такой программы в большой степени связана с возможностью получения второго полноценного экономического образования в лучших российских образовательных учреждениях и прохождения стажировки за рубежом. Однако самое важное, по нашему мнению, обстоятельство - низкая оценка программ стажировки на отечественных предприятиях. Это может свидетельствовать о низкой оценке накопленного передового опыта, о плохой организации подобных стажировок либо о стремлении руководителей отечественных предприятий, куда направляются стажеры, спрятать «профессиональные секреты».
Итак, оценивая актуальное состояние и перспективы совершенствования программ подготовки и переподготовки управленческих кадров, выделим факторы, влияющие на эффективность данного процесса.
Основными благоприятствующими факторами в сфере подготовки и переподготовки кадров являются:
• высокий спрос на отдельные виды специальностей (маркетинг, финансовый менеджмент, бизнес-планирование, хозяйственное право);
• растущий интерес руководителей предприятий к зарубежному опыту хозяйствования и зарубежным управленческим технологиям;
• увеличивающая информатизация российского общества, стремительный рост охвата российских компаний системами электронной почты и доступом в Интернет (к концу 2011г.- более 40% всех предприятий и до 60% успешных).
Соответственно предлагаю сосредоточить усилия в сфере подготовки и переподготовки управленческих кадров на следующих направлениях:
• создание системы «виртуальной» поддержки повышения квалификации руководителей и специалистов, включая материалы учебного и практического характера, доступ к которым должен быть свободным либо максимально облегченным;
• увеличение привлекательности отечественных школ бизнеса и других среднесрочных программ переподготовки руководителей и специалистов;
• расширение возможностей передачи передового зарубежного и отечественного опыта хозяйствования;
• широкомасштабное и наглядное представление результатов повышения эффективности работы предприятий (успешные проекты, позитивная динамика основных показателей и т. д.) в их тесной связи с участием этих предприятий в программах переподготовки кадров и повышения квалификации. Далее зафиксировать эти моменты в Коллективном договоре.
Увеличение привлекательности российского бизнес образования и участие предприятий в финансовой поддержке программ переподготовки руководителей и специалистов возможны при установлении льготного порядка налогообложения средств, направляемых на эти цели (с учетом приоритетных отраслей и сфер деятельности и уровня должностей).
Основными ограничивающими факторами в сфере подготовки и переподготовки управленческих кадров для отечественных предприятий в ближайшие годы станут:
• ограниченность финансовых ресурсов предприятий и нежелание их руководителей спонсировать долгосрочные и дорогостоящие программы переподготовки;
• краткосрочная ориентация руководителей предприятий на приобретение
знаний, дающих максимальный текущий эффект, без учета перспектив развития бизнеса;
• низкая «репликация» получаемых знаний и умений, в частности, из-за того, что передача знаний коллегам и подчиненным не поощряется;
• глубокое недоверие руководителей и менеджеров частных предприятий по отношению к отечественным учебным программам и пособиям;
• игнорирование руководством предприятий накопленного передового опыта хозяйствования в рыночных условиях и субъективные барьеры на пути передачи подобного опыта.
Расширение возможностей передачи передового зарубежного и отечественного опыта хозяйствования также перспективно при установлении дополнительных налоговых и иных льгот для иностранных фирм, участвующих в совместных предприятиях на территории Российской Федерации, при организации ими стажировок и ознакомительных поездок для руководителей и специалистов отечественных предприятий.
На современном этапе в России назрела объективная необходимость интеграции экономики в мировурю экономическую систему, становление рынка труда, становление и развитие негосударственного сектора экономики, существенные различия в уровне квалификации рабочих и специалистов, как в собственной стране, так и в странах европейского общества, отсутствие профессиональных стандартов, - это препятствует признанию квалификации, полученной в России в других странах. Это определяет особые требования к обучающей функции предприятия.
Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении надлежащего уровня подготовки работника, в создании условий для мобильности работника, а так же в возможности продвижения работника.
При этом, важными задачами системы подготовки и переподготовки кадров предприятия являются выработка стратегий в формировании квалифицированных кадров, определение потребностей в обучении кадров, правильный выбор форм и методов подготовки, а так же выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения и изыскание средств, для финансирования всех видов обучения.
Поэтому, для того, чтобы переподготовка была эффективной, она должна быть достаточно открытой. Работники должны видеть, что высшее руководство поддерживает повышение их квалификации лично и финансово.
Проведя анализ металлургического производства по подразделениям и по направлениям повышения квалификации за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. можно сделать с вывод, что руководство службы персонала металлургического производства ОАО АвтоВаз думает не только о выполнение взятых обязательств, но и заботится о преемственности, в чем залог успеха в будущем.
Следует также отметить, определенное количество рабочих, которые прослушали курс управление производственной деятельностью, т. е., не секрет, что часть рабочих на ОАО АвтоВаз, имеют высшее образование и именно отсюда руководство РСиС (руководителей, специалистов и служащих) Металлургического производства выбирает руководителей (мастеров и начальников участков).
Для совершенствования работы по аттестации персонала металлургического производства ОАО АвтоВаз, необходимо разработать профессионально-
Разработка моделей позволяет практикам ориентироваться в большом числе качеств работника, способствует выбору критериев оценки труда руководителей, специалистов и служащих.
Целесообразна при этом классификация качеств с подробной характеристикой того, через что каждое качество проявляется. Это позволит одинаково трактовать качества различными экспертами (ими на практике выступают не только специалисты, но и работники, хорошо знающие аттестуемого).
Большую помощь в получении обобщенной характеристики работника, его интегрированного делового портрета может оказать применение системы автоматизированной аттестации руководителей и специалистов (СААРС), предусматривающей определенный алгоритм составления обобщенного портрета аттестуемого на основании мнений экспертов, что исключает субъективизм и позволяет получить однозначно понимаемый всеми текст, сократить время на его составление.
Обеспечивается анонимность экспертных оценок, возможность сохранять и накапливать информацию по работникам, что позволяет прослеживать изменение аттестационных характеристик в динамике. Целесообразно также не ограничиваться одной аттестацией в 3 — 5 лет, а проводить их систематически. Более частые оценки (раз или два раза в год) позволят использовать аттестацию в качестве инструмента управления персоналом для влияния на результаты деятельности работника, обеспечивать более тесную связь результатов аттестации с должностным и квалификационным продвижением, с результатами труда и его оплатой.
Оценивая актуальное состояние и перспективы совершенствования программ подготовки и переподготовки управленческих кадров, можно увидеть, что благоприятствующими факторами в сфере подготовки и переподготовки кадров являются высокий спрос на отдельные виды специальностей, растущий интерес руководителей предприятий к зарубежному опыту, увеличивающаяся информатизация российского общества, стремительный рост охвата российских компаний системами электронной почты и доступом в Интернет.
Так же, необходимо создать системы «виртуальной» поддержки повышения квалификации руководителей и специалистов, включая материалы учебного и практического характера, доступ к которым должен быть свободным либо максимально облегченным, увеличить привлекательность отечественных школ бизнеса, расширить возможность передачи передового зарубежного и отечественного опыта хозяйствования, широкомасштабно и наглядное представить результаты повышения эффективности работы предприятий в их тесной связи с участием этих предприятий в программах переподготовки кадров и повышения квалификации.
Основными ограничивающими факторами в сфере подготовки и переподготовки управленческих кадров для отечественных предприятий в ближайшие годы станут, ограниченность финансовых ресурсов предприятий и нежелание их руководителей спонсировать долгосрочные и дорогостоящие программы переподготовки, краткосрочная ориентация руководителей предприятий на приобретение знаний, дающих максимальный текущий эффект, низкая «репликация» получаемых знаний и умений, в частности, из-за того, что передача знаний коллегам и подчиненным не поощряется, глубокое недоверие руководителей и менеджеров частных предприятий по отношению к отечественным учебным программам, игнорирование руководством предприятий накопленного передового опыта.
Преодоление этих препятствий определяет суть основных задач по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров промышленного предприятия на данном этапе.