Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа
Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Понимание экономической природы заработной платы как цены рабочей силы означает необходимость ориентации ее уровня на соответствие прожиточному минимуму и потреблению на уровне минимального потребительского бюджета. Такой уровень заработной платы будет обеспечивать воспроизводство рабочей силы.
Стр.
Введение
1. Экономическое Содержание оплаты труда в общественном питании и пути ее совершенствования
1.1. Оплата труда: понятие, сущность и регулирование в современных условиях
1.2. Состав заработной платы работников предприятия общественного питания и показатели эффективности ее использования
1.3. Основные направления совершенствования оплаты труда в общественном питании
2. Изучение и Анализ показателей, формирующих оплату труда на предприятии общественного питании ООО «Тайфи»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Тайфи»
2.2. Изучение систем оплаты труда, применяемых на предприятии общественного питания ООО «Тайфи»
3. Анализ состояния и оценки оплаты труда, применяемых на предприятии общественного питания ООО «Тайфи»
3.1. Анализ выплат компенсирующего характера на предприятии общественного питания ООО «Тайфи»
Заключение
Библиографический список
В части материального вознаграждения американские компании прежде всего уделяют внимание основному жалованью и в целом общему “набору” выплат сотрудникам.
Система “оплаты за квалификацию” охватывает высококвалифицированных рабочих, а также руководителей среднего звена и мастеров: при освоении каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной степени использоваться в работе. Механизм включает в себя понятие «единицы квалификации», которое характеризует сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения дополнительной работы и получения очередной надбавки.
Американские корпорации обычно применяют комплекс систем оценок. В частности, система сравнения факторов используется для оценки содержания деятельности работников, занятых в сфере управления. При этом рассматриваются объемы работы и сфера влияния, требования к работнику и сложность выполняемой функции. Выясняются характеристики, общие для всех должностей, но свойственные им в разной степени. Оценка прямо пропорциональна сложности и важности работы. Общие характеристики составляют базу для сравнения всех должностей и выступают в качестве факторов и подфакторов, по которым оценивается определенная должность по отношению к другим должностям.
Таким образом, опыт оплаты труда в США и Японии содержит ряд интересных положений по стимулированию работников в зависимости от конечных результатов при сохранении государственных гарантий занятости и минимальной оплаты труда.
Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:
безпремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата);
премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;
премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.
Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения работников к участию в прибылях; в доходах; в капитале.
В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты труда, в основе которой – учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов.
При этом по существу, происходит индивидуализация оплаты труда, против чего выступают профсоюзы, однако эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие. Придавая большое значение квалификации работников, ряд западных фирм производят оплату труда не по разряду работ, а по разряду рабочих, что в большей степени стимулирует последних к повышению квалификации.
Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, а не на указанную в дипломе.
Оплата за квалификацию представляет собой разновидность стимулирующей оплаты постоянных работников. При этом поощряются приобретение и повышение квалификации, а вознаграждаются работники скорее за соответствующие “инвестиции”, ниже за непосредственные результаты, показанные на рабочем месте.
Таким образом, заработок работника зависит не от порученной ему работы, а от тех навыков, которые он приобрел, и от уровня его мастерства.
Таким образом, рассмотренные варианты организации оплаты труда имеют свои преимущества. Они относительно просты, способны заинтересовать работников и коллективы в достижении высоких конечных результатов в реализации внутренних производственных резервов. Модели в целом отвечают условиям самофинансирования и рыночной экономики.
Развитые страны с рыночной экономикой накопили большой и разнообразный опыт организации заработной платы на предприятиях, который в определенной мере можно использовать в России.
Однако надо иметь в виду, что у нас есть свои традиции и свой опыт организации заработной платы, который нельзя полностью игнорировать и не учитывать при этом особенности переходного периода.
Поэтому лучше использовать в сочетании и дополнении отечественный и зарубежный опыт систем оплаты труда.
Правильная организация заработной платы и ее совершенствование на предприятиях общественного питания приводит к улучшению качественных и количественных показателей работы предприятий, к повышению заинтересованности работников в конечных результатах труда, что особенно актуально в современных условиях.
Основными направлениями совершенствования оплаты труда в современных условиях являются:
оплата труда работников напрямую зависит от их личного трудового вклада и качества труда и не ограничивается максимальным размером;
месячная оплата труд работников не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством (при условии отработки полного календарного месяца);
формы и системы оплаты труда, премий, надбавок т.п. выбираются предприятием самостоятельно;
новый источник личного дохода – дивиденды и другие доходы от собственности;
индексация заработной платы, то есть она изменяется в зависимости от изменения цен /24, С.102-103/.
Далее перейдем к изучению к анализу показателей, формирующих оплату труда на рассматриваемом предприятии общественного питания – ООО «Тайфи».
2. Изучение и Анализ показателей, формирующих оплату труда на предприятии общественного питании ООО «Тайфи»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности
ООО «Тайфи»
ООО «Тайфи» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным на внеочередном общем собрании акционеров протоколом №1 от 27 июля 2000 г. и зарегистрированным администрацией города Красноярска, постановлением №333 от 22 августа 2000г.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный счет и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и финансирования.
Общество имеет печать со своим наименованием, штамп, бланки и другие реквизиты. Общество может выступать истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде в соответствии с законодательством РФ.
Основным видом деятельности общества является удовлетворение потребности людей в готовой пище через кафе «Дунай», расположенное по адресу г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 106.
Площадь обеденного зала кафе – 400 м2. Число мест – 56 в первом зале и 30 – во втором.
Режим работы кафе «Дунай» - круглосуточно, без выходных.
Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, стоимость которых отражена на самостоятельном балансе предприятия.
Уставный капитал общества составляет 30 тыс. руб.
Общество арендует под ресторан площади в 5-ти этажном жилом здании, общей площадью 550м2.
Основными потребителями услуг кафе «Дунай» являются жители города Красноярска и близлежащих городов. Общая численность работников предприятия общественного питания составляет 38 человек, в том числе 20 работников обслуживающего персонала, что позволяет поддерживать качество обслуживания заведения общественного питания на высоком уровне.
Организационная структура рассматриваемого предприятия общественного питания ООО «Тайфи» представлена на рисунке 2.
Управляющий предприятием общественного питания руководит деятельностью предприятия, а также осуществляет функцию контроля.
Главный бухгалтер ведет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременно отражает счета бухгалтерского учета операции, связанных с их движением. Обеспечивает контроль за своевременностью, правильностью оформления документов, расчетов по заработной плате с работниками предприятия общественного питания, правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет. Данные операции бухгалтер осуществляет согласно программному обеспечению 1С.
Бухгалтер-калькулятор следит за поступлением продукции в ресторан, следит за внутренними перемещениями продукции, движением из склада в склад, занимается обработкой технологических карт и составлением калькуляции блюда. Бухгалтер-калькулятор работает на программном обеспечении RK-peer, которое позволяет вести количественный учёт сырья и товаров на производстве, даёт более подробный и полный анализ работы ресторана по категориям блюд, позволяя отслеживать малейшие изменения в товарообороте предприятия.
Заместитель управляющего решает все текущие вопросы организации труда, производства, рекламных кампаний, маркетинговых исследований и т.д.
Шеф-повар следит непосредственно за процессом приготовления пищи, координирует деятельность поваров, следит за ведением внутренней документации, производит бракераж пищи, разрабатывает новые блюда.
Администратор осуществляет общий контроль за работой зала, обслуживанием посетителей, регулирует работу обслуживающего персонала (барменов, официантов и т.д.).
Далее проведем анализ основных экономических показателей ООО «Тайфи», которые представлены в таблице 2.3.
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Тайфи» в 2006-2007 гг.
Показатели | Ед. изм. | 2006 год | 2007 год | Отклонение (+ ; -) | Темп изменения, % |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 |
Оборот общественного питания | тыс. руб. | 32146 | 35918 | 3772 | 111,73 |
Оборот общественного питания по продукции собственного производства | тыс. руб. | 28196 | 31730 | 3534 | 112,53 |
Удельный вес продукции собственного производства в обороте общественного питания | % | 87,71 | 88,34 | 0,63 | Х |
Площадь обеденного зала | м2 | 400 | 400 | - | 100,00 |
Оборот общественного питания торговли на 1 место | тыс. руб. / ед. | 373,8 | 417,7 | 43,9 | 111,73 |
Число мест | ед. | 86 | 86 | - | 100,00 |
Численность работников | чел. | 36 | 38 | 2 | 105,56 |
в том числе производственного персонала | чел. | 18 | 20 | 1 | 111,11 |
Производительность труда одного работника | тыс. руб. / чел. | 892,9 | 945,2 | 52,3 | 105,85 |
в том числе производительность труда одного работника производственного персонала | тыс. руб. / чел. | 1785,9 | 1795,9 | 10,0 | 100,56 |
Фонд заработной платы | тыс. руб. | 2684 | 2912 | 228 | 108,49 |
Уровень фонда заработной платы | % | 8,35 | 8,11 | -0,24 | Х |
Средняя заработная плата одного работника | тыс. руб. | 74,6 | 76,6 | 2,1 | 102,78 |
Проведенный анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тайфи» показал, что в рассматриваемый период оборот общественного питания предприятия вырос с 32146 до 35918 тыс. руб. или на 3772 тыс. руб. и 11,73% в относительной форме, что является положительной тенденцией в работе.
Оборот общественного питания по продукции собственного производства за период анализа увеличился с 28196 до 31730 тыс. руб. или на 12,53%. Стоит отметить, что продукция собственного производства занимает наибольший вес в структуре продаж рассматриваемого предприятия. Это 87,71% в прошлом году и 88,34% в отчетном периоде анализа.
Площадь обеденных залов ООО «Тайфи» осталась неизменной – 400 м2.
Увеличение численности работников предприятия общественного питания и рост их средней заработной платы на 2,1 тыс. руб. привели к изменению величины фонда заработной платы ООО «Тайфи» с 2684 до 2912 тыс. руб.
Далее перейдем к рассмотрению систем оплаты труда, применяемых в рассматриваемом предприятии общественного питания ООО «Тайфи».
2.2. Изучение систем оплаты труда, применяемых
на предприятии общественного питания ООО «Тайфи»
Динамика персонала рассматриваемого предприятия ООО «Тайфи» в анализируемом периоде представлена на рисунке 3.
Рис.3. Динамика персонала ООО «Тайфи» в 2006-2007 гг.
по технологической характеристике, чел.
Численность работников предприятия за период анализа возросла на 2 человека до 38 работников предприятия, за счет принятия одного сотрудника административно-
К производственному персоналу ООО «Тайфи» относятся: шеф-повар, повар-бригадир, повара, бармен-официант и официанты. Причем наибольшую долю занимают повара и официанты.
Численность вспомогательного персонала сократилась с 12 до 11 человек. К данной категории работников относятся: водители, грузчики, уборщица и охранники.
Административно-управленческий персонал ООО «Тайфи» – это управляющий, заместитель управляющего, бухгалтер, бухгалтера - калькуляторы и администраторы. Численность данной категории персонала с 2006 по 2007 год увеличилась на 1 человека (был принят еще один бухгалтер-калькулятор) и составила в отчетном периоде 7 человек.
Структура персонала является оптимальной для предприятия общественного питания, так как в ней преобладает производственный персонал, который занимается непосредственно доведением услуги общественного питания до потребителя.