Шпаргалка по оценке и управлению собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:54, шпаргалка

Краткое описание

Процесс оценки – логически обоснованная и систематизированная процедура последовательного решения проблем с использованием известных подходов и методов оценки для вынесения окончательного суждения о стоимости.
В процессе оценки используются следующие подходы - затратный, сравнительный, доходный.

Оглавление

1. Основные понятия оценки собственности: цели, принципы, особенности 2
2. Регулирование оценочной деятельности: основные формы, стандарты, нормативно-правовые документы 6
3. Информационное обеспечение оценки собственности 10
4. Доходный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 12
5. Сравнительный подход к оценке собственности: понятие, виды, особенности 16
6. Затратный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 19
7. Отчет об оценке собственности: задачи, структура, содержание 21
8. Управление собственностью: понятие, цели, задачи, основные этапы 22
9. Способы обеспечения управления собственностью 26
10. Объекты и субъекты оценки собственности и управления объектами 29
11. Виды стоимости при оценке собственности 31
12. Оценка недвижимости: понятие, цели, особенности 34
13. Оценка земли 35
14. Оценка бизнеса: понятие, цели, особенности 36
15. Оценка транспорта: понятие, цели, особенности 39
16. Оценка машин, механизмов, оборудования: понятие, цели, особенности 42
17. Оценка интеллектуальной собственности: понятие, цели, особенности 45
18. Государственная регистрация прав на собственности 47
19. Организация оценочной деятельности в РФ; сертификация и аттестация профессиональной деятельности оценщика 50
20. Современные технологии оценки предприятия (бизнеса) 54
21. Цели управления государственной собственностью 57
22. Собственность как категория экономики и управления 60
23. Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность 63
24. Природные объекты государственной собственности: водные ресурсы, леса, недра, земля 65
25. Экономические объекты государственной собственности 67
26. Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью 69
27. Функции и структура органов управления государственной собственностью 71
28. Приватизация: цели, задачи и способы 73
29. Банкротство: общие понятия, причины и признаки 75
30. Контроль за распоряжением государственной собственностью и эффективность ее использования 77

Файлы: 1 файл

Оценка и управление собственностью.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Применительно к управлению государственной собственностью функции  контроля имеют две основные цели /77/:

  • обеспечение объективной обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами общества;
  • реализация прав граждан и организаций на получение достоверной информации об использовании государственных средств и материальных ресурсов общества.

В процессе контроля управления государственной собственностью для  достижения указанных целей должны решаться следующие задачи:

  • проверка соблюдения принципов законности, эффективности и экономии в использовании финансовых и материальных ресурсов;
  • выявление отклонений в использовании финансовых и материальных ресурсов;
  • определение мер по устранению отклонений и превентивному предотвращению причин их возникновения в дальнейшем.

Правовую основу контроля системы управления государственной  собственностью составляют Конституция  Российской Федерации, соответствующие  Федеральные законы и Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, другие нормативные и правовые акты России, а также заключенные или признанные Россией международные договора и соглашения.

Осуществление контроля базируется на принципах независимости, объективности, компетентности и гласности, принятых в Лимской декларации Международной организации высших контрольных органов.

 

Рис. 4.7. Структура системы контроля управления государственной собственностью

Организационная структура  контроля управления государственной  собственностью может включать несколько  контуров. Например, (рис. 4.7):

  • по линии законодательной власти – парламентский (замыкается на Федеральное Собрание Российской Федерации);
  • по линии исполнительной власти – правительственный (замыкается на Президента Российской Федерации);
  • по линии хозяйствующих субъектов – внутрифирменный (замыкается на органы управления этих субъектов и независимые аудиторские организации).

Однако, как показала практика, результативность контроля управления государственной собственностью продолжает оставаться крайне низкой вследствие следующих факторов /80/:

  • общая низкая эффективность использования и распоряжения собственностью, обусловленная несовершенством системы управления государственной собственностью в целом;
  • нерешенность многих принципиальных проблем функционирования органов контроля управления государственной собственностью.

Особую значимость имеет  второй фактор, обусловленный множеством проблем, основными из которых являются четыре.

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению целесообразно установить, что органы контроля верхних уровней  осуществляют мероприятия по контролю за законностью и эффективностью организации и проведения преобразования форм собственности, а также организации управления государственной собственностью по следующим направлениям:

  • выполнение общегосударственной программы преобразования форм собственности, в том числе приватизации;
  • разгосударствление и приватизация предприятий на всех этапах, включая планирование;
  • распоряжение, использование и приватизация земли и земельных участков;
  • распоряжение недрами и другими природными богатствами России;
  • разгосударствление и приватизация предприятий, связанных с добычей природных ресурсов;
  • исполнение процедур оздоровления и предпродажной подготовки предприятий к приватизации;
  • продажа имущества несостоятельных предприятий (банкротов);
  • продажа долей (паев), акций, принадлежащих государству, на коммерческих, инвестиционных, залоговых и других аукционах и конкурсах, на отечественном и зарубежных рынках ценных бумаг, а также продажа объектов недвижимости, социальной структуры и иного обособленного имущества предприятий;
  • оценка стоимости имущества (в том числе нематериальных активов) и организация консультационной и оценочной деятельности в процессе преобразования форм собственности;
  • аудит приватизируемых предприятий и федеральных государственных унитарных предприятий;
  • сохранность научно-технического, интеллектуального и образовательного потенциала, высокотехнологичных, наукоемких и стратегически значимых для национальной безопасности предприятий и производств при изменении их форм собственности;
  • управление государственной собственностью, в том числе пользование и распоряжение собственностью, находящейся за рубежом;
  • надзор за эффективностью деятельности и выполнением принятых или возложенных в ходе приватизации на нового собственника обязательств с целью защиты законных интересов Российской Федерации и ее граждан.

При этом в части контроля эффективности и законности приватизации, учета стратегических и экономических  интересов России контрольные компетенции  высших органов контроля необходимо распространить на Центральный банк Российской Федерации и все коммерческие банки.

Методологической основой  контроля управления государственной  собственностью могут служить три  модели контроля, принятые в ряде развитых стран (рис. 4.8) /80/.

В России предпочтение, как правило, отдается первой модели, особенно органами правительственного и внутрифирменного контроля. Только в последнее время органами законодательной власти и Счетной палатой сделана попытка использования второй модели контроля, хотя считается, что применительно к задачам контроля управления государственной собственностью целесообразно, хотя это методически более сложно, применение второй и третьей моделей.

Именно эти модели, связанные с проверкой эффективности  и оценкой стратегических последствий  решений по использованию и преобразованию государственной собственности могут исключить множество неоправданных и поспешных решений с позиций экономической и социальной целесообразности, национальной и оборонной безопасности.

  

Рис. 4.8. Модели контроля управления государственной собственностью

Развитие контроля должно осуществляться на базе современного информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности управления государственной собственностью. При этом необходимо:

  • использовать современные телекоммуникационные средства обмена планово-контрольной информацией и информацией об использовании, распоряжении и сохранности государственной собственности, а также складывающихся в этой связи тенденциях в рамках единой базы данных высших уровней контроля;
  • определить возможность вхождения контрольных органов в ведомственные базы данных при проведении ревизий, проверок и экспертиз, а также подготовке к ним.

 

1 Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций – М.: НОРМА-ИНФРА. М. 1999 г.

2 Иванов И. “Развитие форм собственности на современном производстве” // МЭ и МО. 1998 - №3

3 Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. М., Финансы и статистика, 1999


Информация о работе Шпаргалка по оценке и управлению собственности