Шпаргалка по оценке и управлению собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:54, шпаргалка

Краткое описание

Процесс оценки – логически обоснованная и систематизированная процедура последовательного решения проблем с использованием известных подходов и методов оценки для вынесения окончательного суждения о стоимости.
В процессе оценки используются следующие подходы - затратный, сравнительный, доходный.

Оглавление

1. Основные понятия оценки собственности: цели, принципы, особенности 2
2. Регулирование оценочной деятельности: основные формы, стандарты, нормативно-правовые документы 6
3. Информационное обеспечение оценки собственности 10
4. Доходный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 12
5. Сравнительный подход к оценке собственности: понятие, виды, особенности 16
6. Затратный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 19
7. Отчет об оценке собственности: задачи, структура, содержание 21
8. Управление собственностью: понятие, цели, задачи, основные этапы 22
9. Способы обеспечения управления собственностью 26
10. Объекты и субъекты оценки собственности и управления объектами 29
11. Виды стоимости при оценке собственности 31
12. Оценка недвижимости: понятие, цели, особенности 34
13. Оценка земли 35
14. Оценка бизнеса: понятие, цели, особенности 36
15. Оценка транспорта: понятие, цели, особенности 39
16. Оценка машин, механизмов, оборудования: понятие, цели, особенности 42
17. Оценка интеллектуальной собственности: понятие, цели, особенности 45
18. Государственная регистрация прав на собственности 47
19. Организация оценочной деятельности в РФ; сертификация и аттестация профессиональной деятельности оценщика 50
20. Современные технологии оценки предприятия (бизнеса) 54
21. Цели управления государственной собственностью 57
22. Собственность как категория экономики и управления 60
23. Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность 63
24. Природные объекты государственной собственности: водные ресурсы, леса, недра, земля 65
25. Экономические объекты государственной собственности 67
26. Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью 69
27. Функции и структура органов управления государственной собственностью 71
28. Приватизация: цели, задачи и способы 73
29. Банкротство: общие понятия, причины и признаки 75
30. Контроль за распоряжением государственной собственностью и эффективность ее использования 77

Файлы: 1 файл

Оценка и управление собственностью.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

 

Необходимый толчок в  системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных факторов дает система государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования. С учетом этого вывода может быть сделана конкретизация задач управления государственной собственностью, направленная на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства.

В качестве стратегических целей могут выступать:

  • рост национального богатства;
  • повышение благосостояния населения;
  • увеличение занятости;
  • снижение темпов инфляции;
  • оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании  следующих механизмов:

  • регулирование соотношения спроса и предложения;
  • сглаживание производства и занятости;
  • регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • регулирование денежного обращения;
  • снижение дефицита федерального бюджета.

Выбор наиболее важных задач  экономического развития при этом определяется особенностями текущего состояния  экономики. Денежные доходы государства  как владельца в виде части  прибыли и платежей в бюджет входят в доходную часть федерального бюджета; другая часть дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности федерального имущества без инвестиций из федерального бюджета.

 

22. Собственность как категория  экономики и управления

Собственность как экономическая категория.

 

Представления о собственности  формировались в науке и жизни  в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Понятие отношения собственности  включает в себя с одной стороны  отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью.

Среди всех объектов решающая роль принадлежит собственности  на средство производства. Именно она  определяет характер тех экономических  отношений, которые складываются между  людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления в обществе. Собственность на средства производства придаёт качественную определённость существующей в обществе социальной экономической системе, определяет её сущность.

Под воздействием научно-технического прогресса сформировалась и набирает силу интеллектуальная и информационная собственность. В развитых странах интеллектуальной собственности придаётся большое значение. Она охраняется законом и поддерживается государством. В некоторых странах выделяют 3 вида собственности:

- Частная, которая закрепляется законодательно, в виде владения патентом или лицензии.

- Общественная — она представляет собой совокупность знаний и идей, принадлежавших государству или обществу в целом и охраняемых законом.

- Промежуточная — она представляет собой ту научно-техническую информацию, которую невозможно долго удерживать “в одних руках” при помощи патентов и лицензий.

В настоящее время  интеллектуальная собственность законодательно утверждена и в России.

Большая роль в рыночной экономике отводится такому объекту, как рабочая сила. Рабочая сила является товаром для его владельца и свободно продаётся и покупается на рынках труда (рабочей силы).

В свою очередь первичные  отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Они представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В самом деле, собственность  невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а  прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

При более полном развертывании  определения собственности, как  экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований  статичности или динамичности  этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике,  ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Понять сущность собственности  можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи.

Все действующие экономические  системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в  одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей  им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

 

 

23. Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность

 

 Частная собственность близка  по содержанию с индивидуальной  в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью.1 В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую).

Государственная собственность.

 От предыдущих форм она  отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы.

Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет  к нарастанию процесса анонимности  собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ.2

Государственная собственность реализуется  еще в одном направлении. Обладая  экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Муниципальная собственность

Наряду с государственной муниципальная  собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.

Смешанные формы.

Современная экономика характеризуется  динамизмом, многообразием изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри государственных предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках государственных предприятий образуются черты различных форм собственности. Например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные структуры имеются и в государственных высших учебных заведениях. Или, например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив выделенные работникам паи.3

Особым направлением образования  смешанных форм собственности является социализация отдельных форм: участие  работников в управлении производством и распределением дохода; участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности.

Не следует отождествлять смешанные  формы собственности со смешанной экономикой. Форма собственности — это характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу.

 

24. Природные объекты государственной собственности: водные ресурсы, леса, недра, земля

Государственная собственность на природные ресурсы  во многом сохраняет свое  доминирующее  положение  и  в  настоящее   время.   В   исключительной собственности государства находятся недра,  леса, животный  мир,  природные лечебные  ресурсы,  подавляющая  часть  водных   объектов.   Государственной собственностью являются  земли,  не  находящиеся  в  собственности  граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

      Если  раньше  все  природные  ресурсы  находились   в   исключительной собственности  союзного  государства,  то  таких  собственников   два.   Это Российская  Федерация  и  ее  субъекты.  В  связи  с  этим  встал  вопрос  о разграничении  государственной  собственности  на   природные   ресурсы   на федеральную и собственность субъектов РФ.

      В соответствии с  федеральным   природоресурсовым  законодательством   к федеральной собственности относятся:

      . земельные участки:

            .  земли  лесного  фонда,  земли  особо   охраняемых   природных территорий федерального значения, земли водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в  федеральной  собственности,

              земли  обороны  и  безопасности;  земли  сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

            .  земли  промышленности,   транспорта,   связи,   радиовещания, телевидения,   информатики   и    космического    обеспечения, энергетики и иного назначения;

            .  земли   природоохранного,   рекреационного   и   историко   - культурного назначения;

            .  земли  водного  фонда,  если  на  этих   земельных   участках               располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

            .  земельные  участки,  предоставленные   органу  государственной               власти Российской Федерации, его территориальному  органу,  а также      государственному      унитарному       предприятию, государственному     учреждению,     другой     некоммерческой               организации, которые созданы органами  государственной  власти Российской Федерации;

Информация о работе Шпаргалка по оценке и управлению собственности