Шпаргалка по оценке и управлению собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:54, шпаргалка

Краткое описание

Процесс оценки – логически обоснованная и систематизированная процедура последовательного решения проблем с использованием известных подходов и методов оценки для вынесения окончательного суждения о стоимости.
В процессе оценки используются следующие подходы - затратный, сравнительный, доходный.

Оглавление

1. Основные понятия оценки собственности: цели, принципы, особенности 2
2. Регулирование оценочной деятельности: основные формы, стандарты, нормативно-правовые документы 6
3. Информационное обеспечение оценки собственности 10
4. Доходный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 12
5. Сравнительный подход к оценке собственности: понятие, виды, особенности 16
6. Затратный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 19
7. Отчет об оценке собственности: задачи, структура, содержание 21
8. Управление собственностью: понятие, цели, задачи, основные этапы 22
9. Способы обеспечения управления собственностью 26
10. Объекты и субъекты оценки собственности и управления объектами 29
11. Виды стоимости при оценке собственности 31
12. Оценка недвижимости: понятие, цели, особенности 34
13. Оценка земли 35
14. Оценка бизнеса: понятие, цели, особенности 36
15. Оценка транспорта: понятие, цели, особенности 39
16. Оценка машин, механизмов, оборудования: понятие, цели, особенности 42
17. Оценка интеллектуальной собственности: понятие, цели, особенности 45
18. Государственная регистрация прав на собственности 47
19. Организация оценочной деятельности в РФ; сертификация и аттестация профессиональной деятельности оценщика 50
20. Современные технологии оценки предприятия (бизнеса) 54
21. Цели управления государственной собственностью 57
22. Собственность как категория экономики и управления 60
23. Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность 63
24. Природные объекты государственной собственности: водные ресурсы, леса, недра, земля 65
25. Экономические объекты государственной собственности 67
26. Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью 69
27. Функции и структура органов управления государственной собственностью 71
28. Приватизация: цели, задачи и способы 73
29. Банкротство: общие понятия, причины и признаки 75
30. Контроль за распоряжением государственной собственностью и эффективность ее использования 77

Файлы: 1 файл

Оценка и управление собственностью.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Если юридически права хозяйственного ведения предоставляют управляющему широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом, регулированию трудовых ситуаций, то вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий вне установленного круга полномочий является неправомерным.

Один из главных недостатков  в управлении унитарными предприятиями  состоит в том, что их руководители могут бесконтрольно управлять  финансовыми потоками своих предприятий, самостоятельно принимать решения о направлениях использования прибыли. Юридически они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимостью). В свою очередь, полномочия собственников не позволяют требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий. Только с 2001 г. контракт стал определять круг таких показателей.

Для унитарных предприятий  не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, а в ряде случаев их организационно-правовая форма не приведена в соответствие с действующим законодательством, поскольку они созданы до принятия Гражданского кодекса. В частности, это относится к функционированию значительного количества унитарных предприятий в сельском хозяйстве.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных  предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют  исчерпывающей информации об активах  унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. С целью сокрытия доходов унитарных предприятий их руководители создают дочерние структуры, в которых концентрируется прибыль, и таким образом она выводится из-под контроля государства. Нередко руководство унитарного предприятия заключает такие договоры, в которых завышены себестоимость продукции, цена, что приводит к нанесению ущерба государству. Почти за десять лет руководители унитарных предприятий отвыкли от государственного контроля и ориентированы только на получение прибыли в частных интересах.

Назрела необходимость  создания системы экономического мониторинга  и ужесточения контроля над деятельностью  унитарных предприятий и учреждений, оптимизации количества унитарных  предприятий и учреждений, повышения эффективности их работы. Но, как показывает практика всех лет, Правительство идет в этом случае по пути сокращения государственных объектов, не заботясь о решении социально-экономических задач общества.

Действующая Концепция  по управлению госимуществом предполагает совершенствование механизма управления унитарными предприятиями и учреждениями путем построения системы взаимоотношений их руководителей непосредственно с государственными органами, ответственными за госимущество. Предполагается в целях обеспечения национальной безопасности: прекратить приватизацию имущества, необходимого для реализации стратегических интересов государства; расширить деятельность предприятий, созданных для реализации товаров и услуг по минимальным ценам; осуществлять разработку и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации; производить некоторые виды продукции, предназначенные для оборонных целей; прекратить практику применения на унитарных предприятиях законов, принятых для негосударственных предприятий; осуществлять дотирование отдельных видов деятельности и убыточных производств; в целях обеспечения продовольственной безопасности государства проводить закупочные и товарные интервенции; осуществлять научную и научно-техническую деятельность в отраслях, связанных с обеспечением национальной безопасности. При принятии решений о несоответствии функционирования унитарных предприятий и учреждений поставленным перед ними задачам они могут быть преобразованы в акционерные общества, реструктуризированы, переданы в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также ликвидированы.

Большое внимание в настоящее  время следует уделять подбору  руководителей предприятий, назначение которых может производиться только на конкурсной основе. Расширение системы контрактов, проверок соответствия организационно-правовых форм действующему законодательству, разработка информационной системы о деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также ежегодные аудиторские проверки должны повысить эффективность функционирования данной части государственного сектора экономики.

Как мы уже подчеркивали ранее, развитие госсектора Российской Федерации идет по своеобразным законам. Если в индустриальных странах его  значение и роль в современный период, по крайней мере, не уменьшаются, то в российской действительности по-прежнему взят курс на его сокращение.

 

28. Приватизация: цели, задачи  и способы

Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в процессе выбора путей экономического развития России актуальной задачей стало реформирование собственности. Свыше 90% предприятий в Советском Союзе принадлежали государству, около 10% – колхозам. В силу того, что темпы роста производственного потенциала, повышения уровня жизни населения с 60-х гг. неуклонно снижались, был взят курс на разгосударствление и приватизацию. Формирование секторов малого бизнеса, предпринимательства, переход крупных предприятий в частную сферу должны были, по замыслу реформаторов, обеспечить повышение эффективности общественного производства, рост производительности труда.

Подготовка к реальной приватизации в России началась с  распада Советского Союза. 29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". В этот период начинается активное осуществление приватизации в соответствии с Государственной программой "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.". В это время было принято решение о безвозмездной приватизации на основании ваучеров – государственных ценных бумаг целевого назначения, которые выдавались абсолютно всем гражданам России и оценивались в 10000 руб., как часть госсобственности, которая принадлежала отдельному человеку. Каждый житель РФ независимо от возраста, социального положения, уровня доходов получил ваучер, дававший право приобрести акции приватизированных предприятий. Держатель чека мог его использовать по своему усмотрению.

Приватизация не оказала  позитивного влияния на динамику макроэкономических показателей, которые  были отрицательны в нашей стране с 1989 г. Наоборот, сокращение объемов производства в промышленности, строительстве и других отраслях материального производства в первые годы разгосударствления приобрело более высокие темпы, чем раньше. После того, как закончился ваучерный процесс приватизации, во втором полугодии 1994 г. начался ее денежный этап. Его целью являлась продажа предприятий за денежные средства и максимизация бюджетных доходов. Для осуществления данного этапа в 1997 г. был принят Закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".

В настоящее время прогноз объемов приватизации рассматривается ежегодно Государственной Думой РФ с учетом современной конъюнктурной ситуации. Указанный выше закон расширяет методы приватизации, стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие "аренда с выкупом по рыночной стоимости".

Поступление средств  от приватизации предприятий практически  не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги, которые не находят места на фондовом рынке. Ситуация трудно разрешимая, и сейчас никто не говорит о позитивных результатах распродажи государственного имущества.

Сложно оценить влияние  разгосударствления и приватизации на формирование конкурентной среды. При  реализации первоначальных целей приватизации отказ от поддержки производства неконкурентной продукции должен был содействовать выпуску лишь выгодных товаров. Хотя Россия обладает громадным внутренним спросом, у нас снова (после небольшого перерыва 1999-2001 гг.) происходит процесс вытеснения отечественной продукции и сокращается размер внутреннего рынка. Наиболее ярко это проявляется в сельском хозяйстве, когда импортные товары, дотируемые своими правительствами, в силу диспаритета цен вытесняют российские, а частные организации во многом способствуют этому. Наиболее плачевны результаты в получении иностранных инвестиций. За 1992-1997 гг. в Россию привлечено всего чуть больше 9 млрд долл. иностранных инвестиций в виде прямых вложений в производство. В Китай за сопоставимый период – примерно 150 млрд долл. Для нашей экономики это болезненно в силу того, что многие программы перехода к рынку предусматривали активное использование иностранного капитала как одно из условий приватизации. Экономика не получила средства для модернизации производства.

С 1992 г. в стране действовал Комитет по управлению государственным имуществом, сейчас его заменило Министерство имущественных отношений, которое имеет свои структуры во всех субъектах РФ. Минимущество РФ вместе с Российским фондом федерального имущества должно осуществлять процессы дальнейшей приватизации, а с 1998 г. его главной целью стало управление собственностью государства.

 

29. Банкротство: общие  понятия, причины и признаки

 

 

Основные понятия в  области банкротства предприятий  включают следующие:

• должник, предприятие-должник — предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;

• конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;

• конкурсное производство — процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;

• конкурсный кредитор — физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;

• конкурсный управляющий — лицо, осуществляющее конкурсное производство;

• умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел;

• фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Процесс объявления предприятия банкротом включает три стадии:

• предприятие признается неплатежеспособным на основе проведения финансового анализа и выявления  неудовлетворительной структуры его  баланса,

• к предприятию могут  быть применены определенные реорганизационные или ликвидационные процедуры или мировое соглашение, на этом этапе проводится углубленный финансовый анализ,

• предприятие может  быть объявлено банкротом по решению  арбитражного суда.

В отношении предприятия-банкрота применяются следующие процедуры:

1. Реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия должника с целью предотвращения его ликвидации, в том числе:

• внешнее управление имуществом должника;

• санация (оздоровление предприятия-должника).

2. Ликвидационные процедуры, осуществляемые в процессе конкурсного производства, включают:

• принудительную ликвидацию предприятия-должника;

• добровольную ликвидацию предприятия-должника.

3. Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Дело о несостоятельности  предприятия возбуждается арбитражным  судом.

По решению арбитражного суда по отношению к предприятию-банкроту проводятся вышеуказанные процедуры.

На стадии решения  о применении реорганизационных  или ликвидационных процедур или  мирового соглашения для предприятия-банкрота проводится углубленный финансовый анализ, по результатам которого Федеральное  управление по делам о несостоятельности (банкротстве) принимает одно из следующих решений:

• оказать предприятию  государственную финансовую поддержку,

• приватизировать его  в обязательном порядке с особыми  условиями,

• преобразовать предприятие  в казенное, т. е. фактически в бюджетное,

• продать предприятие  или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.

На этапе анализа  финансового состояния в первую очередь оценивается структура  баланса с целью установления неудовлетворительной его структуры. Неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

 

 

 

30. Контроль за распоряжением  государственной собственностью  и эффективность ее использования

 

Сложность и многоаспектность проблем преобразования собственности обусловливают и соответствующие проблемы контроля использования собственности. В резолюции, принятой I конгрессом Европейской организации высших контрольных органов, приватизация отнесена к числу основных проблем, стоящих перед высшими контрольными органами европейских стран.

Информация о работе Шпаргалка по оценке и управлению собственности