Шпаргалка по оценке и управлению собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:54, шпаргалка

Краткое описание

Процесс оценки – логически обоснованная и систематизированная процедура последовательного решения проблем с использованием известных подходов и методов оценки для вынесения окончательного суждения о стоимости.
В процессе оценки используются следующие подходы - затратный, сравнительный, доходный.

Оглавление

1. Основные понятия оценки собственности: цели, принципы, особенности 2
2. Регулирование оценочной деятельности: основные формы, стандарты, нормативно-правовые документы 6
3. Информационное обеспечение оценки собственности 10
4. Доходный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 12
5. Сравнительный подход к оценке собственности: понятие, виды, особенности 16
6. Затратный подход к оценке собственности: понятие, методы, особенности 19
7. Отчет об оценке собственности: задачи, структура, содержание 21
8. Управление собственностью: понятие, цели, задачи, основные этапы 22
9. Способы обеспечения управления собственностью 26
10. Объекты и субъекты оценки собственности и управления объектами 29
11. Виды стоимости при оценке собственности 31
12. Оценка недвижимости: понятие, цели, особенности 34
13. Оценка земли 35
14. Оценка бизнеса: понятие, цели, особенности 36
15. Оценка транспорта: понятие, цели, особенности 39
16. Оценка машин, механизмов, оборудования: понятие, цели, особенности 42
17. Оценка интеллектуальной собственности: понятие, цели, особенности 45
18. Государственная регистрация прав на собственности 47
19. Организация оценочной деятельности в РФ; сертификация и аттестация профессиональной деятельности оценщика 50
20. Современные технологии оценки предприятия (бизнеса) 54
21. Цели управления государственной собственностью 57
22. Собственность как категория экономики и управления 60
23. Государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность 63
24. Природные объекты государственной собственности: водные ресурсы, леса, недра, земля 65
25. Экономические объекты государственной собственности 67
26. Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью 69
27. Функции и структура органов управления государственной собственностью 71
28. Приватизация: цели, задачи и способы 73
29. Банкротство: общие понятия, причины и признаки 75
30. Контроль за распоряжением государственной собственностью и эффективность ее использования 77

Файлы: 1 файл

Оценка и управление собственностью.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

            . находящиеся в государственной  собственности земельные участки, на   которых   располагается   приватизированное    недвижимое имущество, находившееся до его  приватизации  в  собственности Российской Федерации;

            . земельные участки, под поверхностью  которых находятся  участки недр федерального значения;

            . земли запаса, если на них  располагается недвижимое  имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое  имущество,  находившееся  до  его  приватизации  в собственности Российской Федерации;

            . земельные  участки,  приобретённые   Российской  Федерацией  по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

      . лесной фонд и расположенные  на землях обороны леса;

      . объекты животного мира:

            .  редкие  и  находящиеся   под  угрозой  исчезновения,  а  также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

            .  обитающие   на   особо   охраняемых   природных   территориях федерального значения;

            .  населяющие  территориальное   море,  континентальный  шельф   и исключительную  экономическую   зону   Российской   Федерации;

              подпадающие под действие  международных  договоров  Российской Федерации;

            .  отнесенные  к  особо   охраняемым,  ценным   в   хозяйственном отношении;

            . естественно мигрирующие по  территориям двух и более   субъектов Российской Федерации.

      . водные объекты:

            . поверхностные водные объекты,  акватории и бассейны  которых расположены на территориях двух и более  субъектов  Российской Федерации;

            . подземные водные объекты, расположенные  на территориях двух  и более субъектов Российской Федерации;

            . водные объекты, расположенные  на  территории  одного  субъекта Российской Федерации,  но  необходимые  для  обеспечения  нужд обороны,  безопасности,  федеральных  энергетических   систем, федерального   транспорта   и   иных   государственных   нужд,     реализация   которых   отнесена   к   полномочиям   Российской Федерации;

            .  водные  объекты,  являющиеся  средой  обитания  анадромных  и катадромных видов  рыб;  трансграничные  (пограничные)  водные объекты;  внутренние  морские   воды;   территориальное   море Российской Федерации;

            .  водные  объекты,  являющиеся  особо  охраняемыми   природными территориями федерального значения  или  представляющие  собой часть этих территорий;

            . водные объекты,  являющиеся  частью  территории  курортов  или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

            . иные особо охраняемые водные  объекты федерального значения;

      .   участки   недр   федерального    значения,     необходимые    для гарантированного  обеспечения   государственных   потребностей   РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную  безопасность  РФ,  обеспечивает  основы  ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по  международным договорам РФ.

      К собственности субъектов РФ  относятся природные объекты  и ресурсы, не находящиеся  в  федеральной  собственности  и  не  переданные  в  частную  и муниципальную  собственность,  а  также  приобретенные  субъектами   РФ   по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

 

25. Экономические объекты  государственной собственности

Важным элементом рассмотрения проблем функционирования государственной  собственности является уточненная классификация основных видов объектов собственности. Предлагается вычленить государственную составляющую национального богатства (в том числе находящегося в экономическом обороте) и отразить ее в структуре государственного сектора согласно следующей классификации: земля; природные ресурсы; имущество; имущественные и неимущественные права по отношению к объектам собственности; денежные средства, образуемые в установленном порядке; имущественный бюджет; информационные ресурсы; другие объекты собственности и ресурсы на территории России (драгоценности, ценные бумаги, имущество граждан и т.д.).

Результаты такого распределения  используются для формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, сведений о субъектах гражданского права, объектах государственной собственности; решения аналитических задач в области статистики и в системе налогообложения; анализа и прогнозирования социально-экономических процессов; разработки рекомендаций по регулированию экономики, основанных на управлении и распоряжении имуществом в рамках народного хозяйства страны. На основе этих данных можно определить стоимость экономических активов государства, построить баланс активов и пассивов государственного имущества.

Структура объектов собственности  даже в рамках избранных форм и  методов оказывает существенное влияние на их функционирование и результаты, налагает отпечаток на механизм управления имущественными отношениями. В значительной степени к этой структуре привязаны и законодательные акты (Земельный, Водный кодексы и др.). Роль государственного сектора как гаранта устойчивого развития рыночной экономики будет зависеть от его эффективности.

Классификация используется как метод отражения функционального  назначения объектов собственности  в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учета сходства их функционального назначения.

Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учетом ее целевого назначения в народном хозяйстве страны.

Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.

Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее — организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.

Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поименно с разбивкой по видам.

Денежные средства –финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. По материальному выражению они представляют собой публичные денежные средства государства (включая собственные накопления), а также бюджетов различных уровней (в соответствии с государственной структурой управления). Учитываются денежные суммы предприятий и учреждений и прочих субъектов — участников воспроизводственного процесса, организаций (используемые для потребностей общества), целевых бюджетных и внебюджетных фондов, функционирующих в сфере финансовых отношений, финансовые обязательства страны, а также находящиеся в банках в форме вкладов государства в их уставные капиталы.

Имущественный бюджет формируется в составе Государственной казны. Учитываются все виды объектов государственной собственности посредством использования методов бухгалтерского учета. По сути такой бюджет является формой количественного учета основного объема государственной собственности, определение результативности их функционирования за рассматриваемый период времени.

Информационные  ресурсы, как и любой другой вид производственных резервов, выступают в современной постиндустриальной экономике в качестве объекта собственности. Однако информация в отличие от иных производственных ресурсов является объектом владения, пользования и распоряжения. Информационные ресурсы образуют базу для формирования качественно новой хозяйственной экономической системы. Возникает информационная экономика, аналогичная индустриальной. К другим объектам собственности и ресурсам на территории РФ относятся такие объекты, которые не вошли по ряду причин в поименованные группы. Это могут быть, например, ювелирные или золотые изделия, ценные бумаги, находящиеся временно на учете в составе государственной собственности, а также накопленное имущество граждан, поставленное на аналогичный учет.

 

26. Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью

Реализация права государства  на объекты собственности достигается  через функционирование системы  управления государственной собственностью (рис. 1.13, 1.14), под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Мингосимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.

Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий:

  1. Макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
  2. Мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Мингосимущества России со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства.
  3. Микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата Мингосимущества России между собой.

До настоящего времени  не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

 

Рис. 1.14. Функциональная схема управления государственной собственностью

Использование основополагающих принципов системного подхода применительно к проблеме управления государственной собственностью заключаются в следующем.

  1. Система управления государственной собственности должна рассматриваться как единое целое (принцип системности).
  2. Система управления государственной собственностью должна функционировать в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике государства и с учетом возможностей государства по ее содержанию, управлению и развитию (принцип учета внешней среды).
  3. Цели управления государственной собственностью должны соответствовать целям развития системы более высокого уровня – экономики государства в целом (принцип иерархии целей).
  4. Управление государственной собственностью должно быть построено как многоэтапный итерационный процесс (принцип итерационности).
  5. Целесообразность выделения государственных ресурсов на содержание и развитие различных составных частей СУ ГС должна определяться исходя из их вклада в достижение целей системы вышестоящего уровня (принцип эффективности использования ресурсов).
  6. Управление государственной собственностью должно осуществляться, прежде всего, исходя из долгосрочных целей развития (принцип приоритета долгосрочных целей).
  7. Управление государственной собственностью должно быть непрерывным процессом (принцип скользящего планирования).

Основными условиями  для реализации системы управления на основе бизнес-процессов являются:

  • возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса в интересах решения возникающих проблем;
  • надежные и эффективные связи на границах бизнес-процессов;
  • понимание сотрудниками системы управления всего потока работ, своей роли и места в этой системе, а также уровня ответственности;
  • предоставление сотрудникам максимально возможной свободы действий;
  • высокий уровень организационной и гражданской культуры;
  • обмен информацией в реальном масштабе времени;
  • способность сотрудников решать широкий круг задач;
  • максимальное освобождение от управленческих стереотипов, что обусловлено нестандартным, творческим мышлением сотрудников;
  • приоритет инициативы и импровизации при управленческой деятельности вместо исполнительности;
  • сильная и гарантированная мотивация.

Сложность формирования таких условий обусловлена тем, что в основе поведенческого менеджмента  лежит менталитет. Поэтому уровень  менеджмента всегда соответствует менталитету. В табл. 1.7 представлено соответствие основных черт менталитета системе управления /28/.

 

27. Функции и структура  органов управления государственной  собственностью

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

В связи с особой важностью  поставленных перед Минимуществом  задач руководители его структур на уровне субъектов Российской Федерации согласовываются главой администрации, законодательным органом и назначаются министром. В РФ такой сложный порядок существует только при назначении руководителей структур МВД и Министерства финансов.

Отраслевые федеральные  органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность (освобождают) их руководителей, заключают (расторгают) контракты с руководителями предприятий. В 2001 г. большинство руководителей унитарных предприятий таких контрактов не имело.

Информация о работе Шпаргалка по оценке и управлению собственности