Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:43, курсовая работа
В современном понимании интеллектуальный капитал - это ясные, недвусмысленные, передаваемые знания, которыми обладает организация; знание, которое может быть конвертировано в стоимость. Определение интеллектуального капитала может формулироваться по-разному, в зависимости от того, какой его аспект рассматривается. Так, экономисты определяют интеллектуальный капитал как форму капитализации интеллектуального потенциала, в деловой прессе интеллектуальным капиталом часто называют патенты, управленческие навыки, процессы, технологии, опыт, связи с потребителями и поставщиками и знания о них. В практике бизнеса интеллектуальным капиталом часто считают совокупность нематериальных активов организации, которые доступны к оцениванию и управлению, хотя и не зафиксированы формально в документации.
Интеллектуальный капитал организации - это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке.
Сегодня предпринимаются попытки не только сохранить сложившиеся традиции, но и осуществлять их развитие, в том числе с участием всех субъектов. Так, например, проводится открытый конкурс развития молодежной науки, что непосредственно входит в задачи научно-образовательного направления. Важнейшим элементом эффективного функционирования системы образования может стать соединение вузов и их научного сектора, академических и исследовательских структур.
Образование в целом выступает как один из главных каналов общественного развития, и его значение сегодня всё более возрастает. Как развал экономики негативно отразился на образовательной системе, так и разрушение связей образовательной системы и науки, при условии, что вузовская наука традиционно играла в ней решающую роль, - бумерангом отразиться на экономике и других сферах общественной жизни. При этом мы неизменно потеряем те ниши, в которых сегодня ещё держим приоритет, а кроме того, не сможем полноценно выйти на международный уровень.
При проведении научных исследований силами вузовских учёных, приоритет должен отдаваться фундаментальной науке, которая, выступая как основа научных знаний в целом, обеспечивает долгосрочное развитие всех научных исследований и перспективу общественного прогресса. При этом первостепенное значение должно быть уделено тем направлениям науки, в которых уже имеются достижения мирового уровня и которые будут способствовать выводу наукоёмкой продукции на мировой рынок. К наукоёмким областям следует отнести: электронику, производство средств вычислительной техники, информационных систем и систем связи, создание новых технологий и материалов, авиакосмическая промышленность, тонкая химия, биотехнология и др.
При организации научных исследований следует уделить внимание экономическим и организационным условиям их проведения, включая использование международных связей и расширение отечественных. В условиях политики оказания государственной помощи создана сеть конкурсных центров грантов для фундаментальных исследований и сформирован ряд фондов их поддержки.
1.3. Научно-практическое направление
Данное направление в наиболее общем виде означает развитие взаимосвязей Высшей школы с общественной практикой и включает в себя вопросы развития связей с регионами и организацию научно-производственных комплексов в околовузовском пространстве.
Говоря об установлении связи с регионами Высшей школы, ставится задача создания и развития принципиально нового механизма взаимодействия вузов с регионами, с региональными учреждениями Академии наук, научными и промышленными организациями и предприятиями, отраслями народного хозяйства, органами управления, учреждениями культуры, образования, здравоохранения и др. Основной целью установления связей с регионами является обеспечение возможности активно влиять на развитие регионов и формирования в них инфраструктуры образования и науки, разработка и освоение наукоёмких инжиниринговых систем с кадровым сопровождением в интересах народного хозяйства и собственного развития, с помощью установления тесной связи со всеми ступенями образовательной системы создать систему непрерывного образования и повышения квалификации специалистов и участвовать в создании культурно-просветительских центров на базе высшей школы.
Одной из перспективных форм представляется /и становится/ создание так называемых Региональных научно-образовательных комплексов /РНОК/, деятельность которых направлена на создание и развитие новых “горизонтальных” связей между всеми субъектами взаимодействия регионального уровня. В качестве механизма реализации своей деятельности данный комплекс должен использовать программы, ориентированные на решение задач комплексного социально-экономического и культурного развития.
Другой формой взаимосвязи вузов с общественной практикой может стать организация в околовузовском пространстве целых комплексов - технопарков /научных или научно-технических парков/, основной целью которых должно стать развитие инновационных процессов и становление малого наукоёмкого бизнеса. Данные структуры создаются в интересах как бизнеса, так и вуза, благодаря чему в конечном счёте снижается опасность чрезмерной коммерционализации высшей школы.
По данному направлению смогут отрабатываться рыночно-ориентированные механизмы передачи новых технологий /или иной научной продукции/ из вузов в промышленность. В условиях деятельности парков становится возможной координация исследований, проводимых в рамках межвузовских инновационных научно-технических программ, решающих программы регионов. С помощью организаций и парков формируется среда поддержки малого научно-технического предпринимательства и стимулирования инновационной деятельности в сфере науки, что способно изменить и мотивацию исследовательского труда, повысить заинтересованность учёного и востребованность результатов его труда.
Первые шаги по созданию технопарков уже сделаны, и осуществлены они при выделении ассигнований на их функционирование и развитие, при том, что им была оказана поддержка и местной администрации, включая выделение для этих целей земельных участков.
1.4. Система самоуправления
Система самоуправления высшей школы в рамках данной концепции должна выражаться в формировании политики в области образования, науки и культуры, формировании программ собственного развития, а также прогнозов и сценариев общественного развития и своего участия в преобразовательных процессах.
Вышеуказанная система уже своим названием предопределяет необходимость увязывания интересов и потребностей всех субъектов взаимодействия на едином поле совместной деятельности - в высшей школе, а также согласования их с общественными интересами.
Система самоуправления предполагает необходимость наличия гражданской позиции у интеллигенции высшей школы и стремление к реализации своего высокого назначения, а равно и способствует их проявлению. В целом данная система может включать в себя различные ступени самоуправления и решать задачи соответствующего уровня.
Для обеспечения взаимоувязывания общественных интересов с задачами Высшей школы на её высшей ступени актуальным является создание сети головных советов, в чьи задачи должны входить:
- активное вовлечение видных учёных высшей школы в процесс реального участия в разработке прогнозов и сценариев общественного развития, включая и научно-технические направления;
- оказание влияния на приоритетное развитие тех или иных сфер научной деятельности, включая поисковые исследования, на обеспечение научных заделов и включения результатов научной деятельности в практику, на формирование образовательной политики и повышения уровня подготовки специалистов;
- участие вузовских учёных в вопросах формирования научной тематики вузов, а также в отборе и экспертизе программ и проектов, в проведении конкурсов грантов;
- принятие активного участия в разработке и введении рейтинговых систем оценки вузов, включая и их научный потенциал, в разработке государственных стандартов, с учётом их качества и бесплатных форм обучения и проведения оценок качества образования, получаемого на коммерческой основе.
На уровне отдельного вуза в рамках самоуправления вправе решаться вопросы разработки учебных и научных программ, форм обучения и любых видов деятельности, которые смогут повысить эффективность научно-образовательных процессов, отвечают интересам человека и общества, увязываются с интересами и потребностями развития данного вуза и всей образовательной системы и не противоречат действующему законодательству.
В условиях развития образовательной системы могут создаваться разного рода научно-образовательные комплексы, которые будут способствовать развитию вертикальных и горизонтальных связей как внутри высшей школы, так и за её пределами, но учитывая высокое назначение и роль образовательной системы в процессе общественных преобразований, для всех направлений деятельности должна быть открыта свобода для проявления инициативы и активного её участия в деле просвещения и прогрессивного общественного развития.
1.5. Международное сотрудничество
Большое значение для развития отечественного образования может иметь обеспечение интеграции вузов в общемировую систему высшего образования и науки. Это будет способствовать и обеспечению наиболее оптимального вхождения России в мировое сообщество, что в конечном счёте принесёт пользу развития науки, образования, общественной практики, а также и мировому развитию.
Программа интеграции должна обеспечивать оптимальные пути вхождения каждого вуза, с учётом их тематических и региональных особенностей и возможностей получения наибольшего удовлетворения его интересов и потребностей.
Принципиально важными направлениями международного сотрудничества в области науки, образования и культуры могут считаться следующие:
- осуществление международного сотрудничества по международным программам и проектам;
- совместное проведение международных научных симпозиумов, конференций, фестивалей;
- организация и проведение международных выставок;
- развитие информационно-рекламной деятельности.
Кроме того, вузы могут принимать участие во внешнеэкономической деятельности, при которой наиболее актуальными направлениями представляются:
- привлечение к участию в разработке проектов и программ иностранных специалистов;
- экспорт исследовательских технологий, сдача в аренду для проведения экспериментальных исследований уникальных стендов России;
- осуществление поставок опытного или мелкосерийного оборудования;
- научное консультирование;
- проведение экспертиз и научных исследований в соответствии с заказами иностранных организационных структур;
- разработка учебных пособий и научно-методических материалов;
- подготовка иностранных специалистов, в том числе в аспирантурах с получением дипломов международных образцов;
- обеспечение возможности получения образования в зарубежных странах для граждан России как на конкурсной, так и коммерческой основе.
Международное сотрудничество, рассматриваемое здесь в качестве последнего из направлений, отнюдь не подразумевает его обеспечение в последнюю же очередь. Важным моментом представляется комплексное развитие всех вышеуказанных направлений и обеспечение тем самым нахождение наиболее эффективных путей согласованного развития образовательной системы и общества в целом.
От активного участия государства и его существенной помощи и поддержки, включая ликвидацию определённых издержек законодательного характера, сегодня во многом зависит успешность преобразований в высшей школе.
2. Социальная ответственность и эффективность организации
Ответственность - это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.
Социальная ответственность - это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует.
2.1.Социальная ответственность как критерий развития организации
В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит степень сформированности их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие.
Социальная ответственность представляет собой реализацию не только своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.
Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организации. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботится только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая, таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.