Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:43, курсовая работа
В современном понимании интеллектуальный капитал - это ясные, недвусмысленные, передаваемые знания, которыми обладает организация; знание, которое может быть конвертировано в стоимость. Определение интеллектуального капитала может формулироваться по-разному, в зависимости от того, какой его аспект рассматривается. Так, экономисты определяют интеллектуальный капитал как форму капитализации интеллектуального потенциала, в деловой прессе интеллектуальным капиталом часто называют патенты, управленческие навыки, процессы, технологии, опыт, связи с потребителями и поставщиками и знания о них. В практике бизнеса интеллектуальным капиталом часто считают совокупность нематериальных активов организации, которые доступны к оцениванию и управлению, хотя и не зафиксированы формально в документации.
Интеллектуальный капитал организации - это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке.
Введение
В современном понимании интеллектуальный капитал - это ясные, недвусмысленные, передаваемые знания, которыми обладает организация; знание, которое может быть конвертировано в стоимость. Определение интеллектуального капитала может формулироваться по-разному, в зависимости от того, какой его аспект рассматривается. Так, экономисты определяют интеллектуальный капитал как форму капитализации интеллектуального потенциала, в деловой прессе интеллектуальным капиталом часто называют патенты, управленческие навыки, процессы, технологии, опыт, связи с потребителями и поставщиками и знания о них. В практике бизнеса интеллектуальным капиталом часто считают совокупность нематериальных активов организации, которые доступны к оцениванию и управлению, хотя и не зафиксированы формально в документации.
Интеллектуальный капитал организации - это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке.
Интеллектуальный капитал является видом капитала в том смысле, что, наряду с другими видами, является фактором производства. Подобно капиталу физическому, он также возникает в результате вложений различных ресурсов, точно так же может обесцениваться и устаревать. Основное же отличие интеллектуального капитала от физического - его нематериальная природа и присущие ей свойства. Кроме того, в отличие от физического капитала, который оценивается финансово, интеллектуальный капитал оценивается как стоимостно, так и нестоимостно. Еще одно отличие в том, что интеллектуальный капитал не может полностью находиться в собственности организации. Он нацелен на будущее, в то время как финансовый представляет собой результат действий, совершенных в прошлом.
Организация, прилагающая усилия к развитию своего интеллектуального капитала, много ресурсов вкладывает в исследования, обучение, разработки. Носители интеллектуального капитала организации - это сотрудники, структуры, клиенты.
Интеллектуальный капитал имеет определенную структуру: состоит из человеческого, организационного и потребительского капиталов организации.
Человеческий капитал - это знания, творческий и интеллектуальный потенциал, личные качества, моральные ценности, умения и навыки, лидерство, культура труда, которые используются для получения дохода организацией либо индивидом.
Организационный капитал включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал.
Потребительский капитал организации - это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации (контракты и соглашения, репутацию, бренд, товарные знаки, каналы распределения продукции и портфель заказов, отношения с клиентами).
Существуют и иные модели структуры интеллектуального капитала, например, разделение его на внешнюю структуру (соответствует потребительскому капиталу), внутреннюю структуру (организационный капитал) и индивидуальные компетенции (человеческий капитал). Также можно условно разделить интеллектуальный капитал на собственно интеллектуальный - к нему относятся знания, информация, технологии и т. п. - и эмоциональный, то есть эмоции, ценности, символы, культура, репутация, философия компании и так далее.
Какими бы ни были условно выделенные виды интеллектуального капитала, они так или иначе существуют в тесном единстве, а значит, и инвестиции должны вкладываться в развитие интеллектуального капитала в целом, во все его разновидности. Развитие лишь одной из сторон интеллектуального капитала в ущерб другим не только не принесет организации больших преимуществ, но может даже нанести ущерб.
1.Фактор образования в формировании интеллектуального потенциала в современных условиях
Современное состояние образования во многом определяется характером проводимых социально-экономических преобразований, при которых главная регулирующая функция возлагалась фактически на рынок, и это не могло не отразиться негативным образом на образовательной системе в целом, на подготовке кадров высшей квалификации, в частности. Сущность неправомерности подобного отношения к проведению образовательной политики состоит в том, что система образования и экономическая сфера имеют принципиально разную социальную природу, и для введения рыночных отношений в области образования требовалось разработать специальный механизм увязывания их целей и задач. В результате произошедших экономических реформ образование утеряло свои многочисленные связи внутреннего и внешнего характера, включая взаимосвязи с общественной практикой, оказалась разрушенной система финансового обеспечения, и сам интеллектуальный потенциал высшей школы находится в тяжелом положении.
Проводимую политику в системе образования необходимо связывать с актуальностью пересмотра подходов к определению ее функций в обществе. Функции образования следует рассматривать не только в соответствии с интересами человека, но и с предназначением образовательной системы восполнять общественные потребности в высококвалифицированных научных и педагогических кадрах, которые и являются основой интеллектуального потенциала.
Таким образом, образование следует рассматривать в качестве одного из наиболее важных социальных институтов, участвующих в сохранении и приумножении интеллектуального потенциала через систему подготовки кадров высшей квалификации, которая существенно влияет на уровень развития общества и делает его устойчивым. Политика в области образования в целом, воспроизводства высококвалифицированных специалистов в частности, должна обеспечивать полноценное включение системы подготовки кадров в процесс общественных преобразований, в том числе, быть согласована со стратегией перехода к рыночной экономике. При этом сама система должна не только участвовать в процессе реформирования российского общества, но и в полной мере выполнять активную роль в его социально-экономическом развитии, последнее согласуется с сущностным содержанием системы.
Стратегической целью образовательной политики становится превращение высшей школы в самоуправляемую систему, обеспечивающую полноценное воспроизводство интеллектуального потенциала и эффективного его использования в обществе. В качестве тактических целей выступают: установление и развитие новых, внешних и внутренних связей - взамен утраченных; обеспечение государственной поддержки, организационной и финансовой, инноваций в научно-образовательной сфере, ее взаимодействие с общественной практикой; использование форм самоуправления высшей школы, повышающих эффективность ее функционирования, а равно и общественно значимой отдачи.
В основу образовательной политики ложатся направления развития высшей школы и их увязывание между собой, а также с интересами человека и потребностями общества в подготовке кадров высокой интеллектуальной квалификации. В данной статье определены 5 основных направлений, которые получили название: научно-образовательного, научно-практического (устанавливающее устойчивость взаимосвязей высшей школы с общественной практикой), организационно-финансовое направление, а также система самоуправления высшей школы и международное сотрудничество.
Учитывая, что в настоящее время проблема дефицитности средств для финансирования высшей школы становится наиболее острой, а также усугубляющее воздействие на неё оказывает переходный период развития рыночных отношений представилось целесообразным в качестве первого из направлений рассматривать именно организационно-финансовое. Помимо того, вследствие тесного увязывания интересов и потребностей субъектов взаимодействия /внешних и внутренних/ в указанных направлениях и благодаря их взаимосвязи они сами начинают принимать достаточно условный вид.
1.1. Организационно-финансовое направление
В условиях весьма ограниченных средств государственного бюджета на развитие высшей школы как научно-образовательного комплекса решение задачи наиболее эффективного его функционирования и развития становится возможным с помощью разработки механизма их наиболее эффективного использования, а также нахождения иных возможностей финансирования образовательной системы.
В качестве механизмов, повышающих эффективность использования имеющихся средств госбюджета, предлагается направлять их на решение наиболее актуальных и неотложных проблем высшего образования и фундаментальные исследования, проводимые в рамках вузовского сектора науки. Использование средств госбюджета на развитие образовательного комплекса должно сопровождаться разработкой государственных стандартов на содержательную часть программ, на качество образования, а равно и тот минимум, который обязан обеспечить государственный вуз в форме получения бесплатного образования. Государственный вуз должен иметь устойчивые приоритеты как в экономическом, так и моральном аспектах. В связи с тем, что возникновение коммерческих, в т.ч. частных вузов с введением рыночных отношений становится неизбежным, со стороны государства следует обеспечить контроль и за излишней коммерционализацией государственных вузов, и за качеством получаемого образования.
Процесс коммерционализации вузов не следует слишком углублять, так как практикой установлено, что излишняя коммерция приводит, как правило, к размыванию самой академической культуры, усилению прагматизма и вытеснению действительных духовных ценностей, в результате чего разрушительный эффект превалирует над экономической выгодой.
Критерием для определения объёма получаемого образования на бесплатной основе должен стать принцип взаимоувязывания интересов человека (населения) и общества (как субъекта).
Нахождение иных источников финансирования для развития высшей школы может осуществляться с помощью:
- предоставления возможностей получения для граждан платного образования, при котором платным становится углублённое изучение предметов, предусмотренных в учебном плане, изучение дополнительных курсов, то есть те, которые находятся за пределами устанавливаемых норм;
- развития инновационных фондов для поддержки научных исследований, в том числе, в области усовершенствования форм обучения и образовательных программ, разработки механизмов их наиболее эффективного функционирования, включая развитие связей науки и практики, использования кредитных средств зарубежных инвесторов, а также разработки механизмов для введения принципа избирательности для финансирования тех или иных проектов и программ, получения возвратных средств;
- установления прямых связей вузовской науки и производства; развитию этих форм связей могло бы в наибольшей степени способствовать обеспечение льготной налоговой и амортизационной политики в отношении развития производств, использующих отечественные научные достижения;
- развития сети коммерческих фирм, обеспечивающих внедрение разработок научного сектора высшей школы;
- установление более тесных контактов с органами местной власти, участие высшей школы в разработке регионально значимых задач и решению проблем на взаимовыгодных условиях;
- развитие форм самоуправления в высшей школе, позволяющих находить самостоятельно источники финансирования на принципах взаимоувязывания интересов партнёров.
И последним вопросом следует рассмотреть изыскание возможности материальной поддержки творческой элиты, включая применение практики установления индивидуальных окладов, именных стипендий для аспирантов и докторантов, что позволит сохранять интеллектуальный и духовный потенциал и его приумножать. Проведение такой политики в области подготовки кадров высшей квалификации сможет способствовать ликвидации проблемы “утечки мозгов”, внутренней миграции интеллектуального потенциала, а кроме того, она может реализовываться и в условиях самоуправления в высшей школе, в том числе, увязывать интересы научной элиты с платными формами образовательной деятельности. Построение содержательной части данного направления показывает, что сам процесс финансирования функционирования и развития высшей школы учитывает тесное увязывание интересов и потребностей всех её внутренних и внешних субъектов. В заключение рассматриваемого вопроса, необходимо отметить, что конкурсы на присуждение государственных научных премий уже проводятся, и стипендии присуждаются “маститым” и “молодым” учёным.
Источниками финансирования могут стать практически любые из вышеуказанных, при условии сохранения принципа согласования интересов.
1.2. Научно-образовательное направление
Основной задачей данного направления несомненно должно явиться повышение эффективности образовательного комплекса, включая сознание новых обучающих технологий, которые должны органически сочетать в себе глубокие научные исследования с учебным процессом, что несомненно обеспечит высокий уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем активно участвовать в преобразовательной деятельности.
Синтез науки и образования рассматривается как необходимые формы обучения в современную эпоху и соответствии с требованиями общественного прогресса и широко используется в зарубежной практике. До недавнего времени подобный синтез был до определённой степени традиционен и для нашей образовательной системы. И при этом не следует забывать, что именно благодаря тесной взаимосвязи науки, образования и культуры, наше общество сумело выжить, сохранить свой интеллектуальный потенциал и развиваться.