Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать технологии рекрутинга персонала.
Достижение цели подразумевает решение следующих поставленных задач: изучение теоретических основ рекрутинга персонала; исследование методик рекрутинга персонала, источников и способов подбора персонала в организации. Технологии, используемые организациями и различными кадровыми агентствами, их преимущества и недостатки, сложности их реализации – вот основные проблемы, которые рассматриваются в данной работе.
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКРУТИНГА ПЕРСОНАЛА……….….…5
1.1. Основные подходы к определению рекрутинга персонала……5
1.2. Источники и способы подбора персонала в организации……..7
1.3. Классификация кадровых агентств…..........................................10
1.4. Методики рекрутинга персонала……..........................................13
Глава 2.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РЕКРУТИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ………………...18
2.1 Характеристика предприятия………….………………………….18
2.2.Изучение технологии рекрутинга на предприятии……………...22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список
Литературы……………………………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………….28
Executive Search-компании составляют достаточно малую долю рынка - менее 10% от общего количества игроков рынка. Доля же реальных компаний, относящихся к этому сегменту рынка, а не просто операторов, причисляющих себя к нему, и того меньше. Они занимаются поиском специалистов высшего класса и топ-менеджеров, за которых работодатели готовы заплатить 25-30% годового дохода данных работников. Эта сфера услуг требует высокого профессионализма, так как искомые специалисты работу, как правило, не ищут, резюме о себе в газетах и на сайтах не публикуют, на рекламные объявления не отзываются. Найти их непросто. Но еще более трудная задача - убедить успешного топ-менеджера сменить существующую работу на новую. Он не спешит расставаться с прежним местом, ведь лучшее - враг хорошего, на переговоры с ним иногда уходят многие месяцы.
Основными особенностями рекрутингового агентства можно назвать следующие: поиск производится по заявке работодателя, подбор персонала по запросу, в котором указаны требования к специалисту – квалификационные и личностные качества. Оплату услуг кадрового агентства этого типа производит работодатель; для соискателей услуги оказывают бесплатно. Это самый распространенный вид услуг кадровых агентств. Стоимость услуг рекрутинговых агентств равна примерно 7-20% годового оклада специалиста, при этом некоторые фирмы берут 30-50% предоплаты. Очень многие берут на себя обязательство по бесплатной замене сотрудника, не прошедшего испытательный срок (уволенного по собственному желанию или инициативе работодателя), или возврату части бюджета. Компания-работодатель, как правило, находит 2-3 рекрутинговых агентства, работать с которыми для него оптимально, и по мере возникновения потребности отправляет запрос на поиск сотрудников. Строго-деловые отношения постепенно становятся все более партнерскими и неформальными.
Третий вид агентств – агентства по трудоустройству. В отличие от рекрутинговых они, как правило, берут оплату с соискателя – часть денег сразу, в день обращения, а часть – после первой зарплаты. Для компании-работодателя сотрудничество с такими агентствами имеет лишь одно, хотя порой и важное достоинство – бесплатность. Взамен он получает услугу, как правило, гораздо более низкого качества, чем при работе с рекрутинговым агентством. Технологией поиска кандидатов для такого рода агентства, будет служить база данных, а в качестве метода отбора используется всего лишь простое интервью (на 5-10 минут), и заполнение стандартной анкеты. Ведь агентствам по трудоустройству невыгодно вникать в нюансы и детали каждой вакансии и соискателя, их прибыль в большей степени зависит количества соискателей, а не от качества трудоустройства.
Агентства по трудоустройству и кадровые агентства — как оказывается, две большие разницы.
Кадровые агентства — фирмы, предоставляющие услуги в подборе сотрудников. Они абсолютно не занимаются трудоустройством работников и работают на работодателей, нуждающихся в том или ином специалисте. Они не берут с кандидатов никаких денег.
Клиенты агентств по трудоустройству, наоборот, — люди, разыскивающие работу. Агентства по трудоустройству оказывают за умеренную плату такие услуги, как содействие в составлении «правильного» резюме, психологическое тестирование, внесение данных кандидата в «базу данных», размещение объявлений клиента в сети (это может сделать сейчас практически любой человек).
Выходит, такое деление игроков рынка весьма условно, так как не учитывается значимое обстоятельство: первые две описанные категории агентств ориентируются на поиск работников, соответствующих требованиям, заявленным работодателем, другими словами, принадлежат к классу рекрутеров. Разница в том, что качество работы первых достаточно высокое, презентация услуг выполнена на высоком уровне, услуги востребованы на рынке и заказчик готов оплачивать грамотный, эффективный, профессиональный подбор персонала. Фирмы же, занимающиеся трудоустройством, как правило, новички, еще не нашедшие свою нишу на рынке услуг и не справляющиеся с жесткой конкуренцией со стороны раскрученных агентств. Они пытаются уйти за рамки противоборства и привлечь клиента "бесплатным сыром".
Лишь маленькая часть рекрутинговых фирм занимается обратным – подбирают соответствующую вакансию под конкретного соискателя, презентуя его на специализированных сайтах, предлагая менеджерам по персоналу компаний, работающих в соответствующей сфере. Но только активная позиция заказчика, включающая просмотр как печатных СМИ, так и интернет-ресурсов, обращение в агентство и готовность оплачивать его услуги, является гарантией заключения сделки.
В настоящее время в деятельности рекрутинговых агентств выделяют следующие направления, базирующиеся на определенных технологиях поиска и подбора:
Классический рекрутмент - вид услуги по подбору персонала среднего звена и квалифицированных рабочих, отличительной чертой которого является массовость поиска и формальный характер подбора, небольшой срок снятия заявки. В настоящее время в России достаточно широкое распространение получает такое направление классического рекрутинга, как проактивный рекрутмент, т.е. подбор персонала с применением элементов прямого поиска. Также весьма распространен был в нашей стране массовый рекрутмент (mass recrutment), когда в максимально короткие сроки формируется масштабный по своей численности штат исполнителей. Однако в настоящее время популярность этого направления снизилась.
Прямой поиск (executive search) – это вид услуги, при которой агентство занимается подбором специалистов и руководителей среднего и высшего звена, которые имеют постоянное место работы и не занимаются поиском вакансии. Это направление достаточно распространено в РФ, особенно в крупных городах. Следует отметить, что оно в наименьшей степени подвержено воздействию кризиса, т.к. потребность в эксклюзивных, редких и высококвалифицированных специалистах сохраняется. Для этого вида рекрутинга характерно в последние годы распространение в регионы, что являлось показателем их успешного развития.
Хедхантинг (охота за головами) – это направление деятельности рекрутингового агентства, занимающееся поиском и подбором руководителей высшего звена, высококвалифицированных специалистов, т.е. "переманивают" конкретного человека для компании-заказчика. В настоящее время не существует единой точки зрения, является ли это одним из методов прямого поиска или это самостоятельное направление. За рубежом это считается отдельным направлением. Его особо не рекламируют, а методы, применяемые в данном случае, могут быть не всегда этически безупречными. В нашей стране хедхантинг получил немного другую трактовку. По мнению ряда ведущих специалистов, суть хедхантинга заключается в "умении обнаружить привлекательные стороны в компании заказчика и соответствующие мотивы у потенциального кандидата, чтобы соединить обе стороны". Исходя из этого утверждения, хедхантинг и экзекьютив сеч - это синонимы [3, с. 105], что является спорным, поскольку поиск подходящего кандидата и работа с конкретным человеком, и "переманивание" в конкретную компанию предполагают несколько разные методы работы, т.к. исключается этап поиска.
Другие специалисты считают, что хедхантинг - "поиск персонала с непосредственным выходом по инициативе рекрутера (хедхантера) на целевых кандидатов в целевых компаниях как результат тщательного анализа соответствующей отрасли и определения зон поиска" [2, с. 163]. Как мы видим, эти подходы не противоречат друг другу. При этом все авторы отмечают, что прямой поиск кандидатов и хедхантинг самими предприятиями в основном не применяются, т.к. это не всегда этично и возможно.
Зарубежные специалисты [6, с.296-297], анализируя данное направление, указывают следующие положительные и отрицательные моменты.
Достоинства:
Недостатки:
В условиях экономического кризиса, когда падают объемы производства и происходит резкое сокращение численности персонала, за рубежом резко возросла популярность такого вида рекрутинговых услуг, как аутплейсмент. Это вид услуги, при которой агентство, занимающееся рекрутингом, проводит целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки и на определенных условиях. Эта услуга оплачивается заказчиком. С помощью этой процедуры агентство снимает возможную напряженность, которая может вполне возникнуть в процессе массового или даже персонального увольнения персонала.
В
РФ это направление появилось
после кризиса 1998 г., т.к. многие западные
компании стали проводить массовые
увольнения, и им понадобилась услуга,
позволяющая провести эту процедуру
наименее болезненно для персонала.
Классический аутплейсмент за рубежом
предусматривает
В российской практике это направление практически не получило распространения, т.к. организации и предприятия в большинстве случаев считают увольнение персонала как возможность сократить свои затраты и повысить эффективность. Следовательно, дополнительные затраты на увольнение считаются невыгодными и ненужными.
Лизинг персонала — разновидность услуг, во время осуществления которого агентство дает на назначенный срок и на назначенных соглашениях работников, находящихся в рабочих отношениях с самим агентством, в распоряжение компании-арендатора. Агентство обязует своих работников на период срока лизинга быть сотрудником фирмы заказчика. Между фирмой заемщиком и агентством подписывается контракт. Согласно нему оплата за услугу оплачивается на счет рекрутингового агентства, а оно уже рассчитывается с работниками.
Лизинг персонала представляет собой поиск персонала на временную работу. Это одна из наиболее прибыльных и раскручивающихся сфер западного рекрутинга. Понятие «лизинг» носит здесь очень условный характер. На временную работу в данном случае ищутся бухгалтера, аудиторы, юристы, копирайтеры, дизайнеры. Это может быть поиск кандидатов на занятие должности на время отпусков постоянных сотрудников, а так же на сезонную работу.
Довольно активно рекрутинговые агентства и предприятия используют аутсорсинг, т.е. привлечение ресурсов других организаций для выполнения определенных работ или выполнение определенной функции кадрового менеджмента. Поэтому рекрутинговые агентства в настоящее время активно занимаются кадровым консалтингом.
В последние годы довольно активно развивается такое направление, как graduate recruitment - подбор выпускников вузов, организация их стажировок.
Определяющей
особенностью современного рекрутинга
является то, что в работе над одной вакансией
могут участвовать несколько рекрутинговых
агентств, вознаграждение же получит лишь
тот, который нашел требуемого специалиста
раньше других.
ГЛАВА 2. Анализ процесса рекрутинга в организации
2.1 Характеристика предприятия
Компания «Альпиндустрия» была основана в 1988 году, как кооператив, объединяющий спортсменов-альпинистов. В 1990 году на Измайловской площади был открыт первый в истории страны специализированный магазин снаряжения.
Сейчас «Альпиндустрия» – это стремительно развивающаяся сеть магазинов туристического снаряжения и экипировки для экстремальных видов спорта.
“Альпиндустрия” – это не только магазин, но еще и турагентство экстремальных путешествий. Тщательный отбор маршрутов, знание особенностей активных видов отдыха и туристских регионов позволяют турганетству “Альпиндустрия” предложить своим клиентам наиболее интересное, безопасное, комфортное и насыщенное приключениями путешествие. Постоянными партнерами компании являются ведущие операторы в своих регионах. В офисах продаж подбирают не только подходящие активные маршруты, но и оформляют пакет, включающий проезд, трансфер, отель, страховку и услуги гида.
Компания "Альпиндустрия" тесно взаимодействует и сотрудничает с комитетом по туризму г. Москвы и Кабардино-Балкарии, с федерациями альпинизма, туризма, скалолазания, ледолазания, горных лыж, сноуборда, является поставщиком спасательной службы МЧС и ряда других специализированных служб, спонсирует различные спортивные мероприятия.