Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью квалификационной работы является разработка теории и механизма земельной политики, обеспечивающей регулирование земельных отношений в современной России.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- исследование процессов эволюции и трансформации земельных отношений в мировой и национальной экономиках;
- теоретический анализ земельного вопроса в экономической теории и практике, роли земли и земельного рынка в общеэкономических процессах;
Введение 3
1 Место земли в рыночной системе 6
1.1. Значение и особенности земли как природного блага, экономического ресурса и объекта рыночных отношений 6
1.2. Эволюция института частной земельной собственности и возникновение системы регулирования земельных отношений 8
1.3. Факторы, влияющие на стоимость земли и развитие земельного рынка 18
2 Регулирование земельных отношений в условиях рынка 30
2.1 Эволюция системы регулирования земельных отношений в России 30
2.2. Состояние и динамика развития земельного фонда Российской Федерации 35
2.3. Анализ земельного рынка России: структура собственности, операции с земельными участками 36
3 Формирование современной земельной политики в России 58
3.1 Исходные предпосылки и основы экономической политики на земельном рынке 58
3.2 Концепция государственного регулирования земельного рынка: цель, принципы и направления 64
3.3. Современные инструменты земельной политики 69
Заключение 74
Библиографический список 76
Государство должно опираться на рыночные инструменты, которые лежат в основе земельного менеджмента. Возможными путями обеспечения рыночной потребности в земле, как территориальной базы строительства являются конкретные мероприятия, направленные на рост предложения земли:
- · поощрение частных девелоперских инициатив посредством содействия в обеспечении инженерной инфраструктуры;
- · перевод (обмен) земель из категорий не строительного использования;
- · градостроительные мероприятия по оптимизации размеров и форм участков;
- · санация застроенных районов;
- · покупка земли на рынке с целью ее дальнейшей перепродажи.
Необходимость применения последнего инструмента как при реализации глобальных национальных проектов в России (например, Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году), так и при многочисленных региональных планах (строительство технико- внедренческой зоны в Томске), очевидна. Уже на этапе планирования данных проектов можно и необходимо осуществлять покупку земли государством.
Мероприятия по развитию территории являются особым инструментом градостроительства на стыке права и экономики. Сами мероприятия представляют собой усложненную и строго регламентированную модель принудительной купли-продажи илиизъятия роста стоимости земли. При девелопменте незастроенной земли государствовыкупает у собственников участки земли по их «начальной» стоимости и продает уже улучшенные земли по их «конечной» стоимости, определяемой новыми градостроительными условиями и рыночными отношениями. При отказе одного или нескольких собственников, государство может апеллировать к судебным инстанциям опринудительном выкупе земли. Экспроприация земли предусматривается только в исключительных случаях и основана на необходимости изменения типа и вида землепользования при отсутствии возможности у собственника самостоятельно провести данные изменения. К примеру, для строительства новых дорог государству могут понадобиться участки земли, принадлежащие частным собственникам. Прежде всего, выкуп должен проходить на основе свободной купли-продажи земельных участков, однако, если собственник отказывается продать участок или явно завышает его цену, не только теоретически может состояться, но и практически должна быть предусмотрена экспроприация земельного участка.
Комплекс мер, решений и мероприятий в области землепользования и градостроительства, направленных на развитие территории, улучшение пространственного планирования территории города с целью роста благосостояния жителей и большего удовлетворения их актуальных потребностей в западных странах принято называть санацией. Целью санации является решение социальных, экономических, коммунальных и транспортных проблем.
Приобретение участков со зданиями с целью санации застроенного района требует привлечения больших финансовых средств и может натолкнуться на активное нежелание владельцев. В таком случае предполагается сохранение прав собственности за текущими владельцами недвижимости с временным лишением их прав пользования объектами. В большинстве стран со свободным земельным рынком рост стоимости земли, обусловленный проводимыми властями санирующими мероприятиями, частично или полностью изымается у собственников участков. За счет этих средств осуществляется целевое финансирование необходимых мероприятий. Таким образом, оценка земли и иной недвижимости является еще одним важным инструментом экономической политики, особенно при определении ориентиров муниципальной земельной политики. Применение этого инструмента не только оправдано в условиях новой, многоструктурной по формам собственности на землю экономики России, но и эффективно с точки зрения решения проблем рационального землепользования, градостроительства, оптимизации расходов бюджетов различных уровней и развития государственно-частного партнерства.
Политика
уравнивания стоимости
При проведении санации также должна быть предусмотрена возможность принудительного выкупа земли. Однако необходимость использования данного инструмента должна быть обоснована невозможностью использования других инструментов земельного менеджмента.
Использование
другого инструмента –
В качестве инструмента земельной политики против злоупотреблений монопольной властью собственников или общественно нецелесообразного использования участков могут быть использованы запреты и предложения по альтернативному использованию земли.
Создание и освоение новых районов для застройки или освоение новых сельскохозяйственных земель является довольно дорогим мероприятием. Часто затраты на него гораздо больше, чем возникающий на данных территориях эффект роста стоимости земли. Поэтому возникают предложения об использовании инструмента софинансирования инфраструктуры в новых районах застройки. Система рыночной экономики предполагает, что затраты на развитие коммунальной инфраструктуры должны нести сами собственники земельных участков, так как в результате проведения мероприятий растет стоимость именно их земель. Данные платежи рассматриваются как обременение собственника общественно необходимыми затратами для улучшения качеств земельного участка. Задачей данного инструмента является не изъятие прироста стоимости земли, произошедшего вследствие улучшения ее состояния, а переложение части затрат по улучшению качеств и свойств земли. Главной целью является то, чтобы не дать отдельным собственникам необоснованных преимуществ в виде роста стоимости их земли.
Дополнительный позитивный эффект состоит в снижении возможностей спекуляций с землей, основанных на росте ее стоимости. Изъятие повышений или компенсация падений стоимости, т.е. уравнивание, облегчает органам власти финансирование градостроительных мероприятий, кроме этого, приводит к смягчению роста цены на землю. Впервые подобные методы изъятия роста стоимости земли были применены в Великобритании, нормы регулирования земельных отношений которой до сих пор являются ориентиром для многих стран.
К
важнейшим инструментам, с помощью
которых государство может
Предварительный анализ, прогнозирование важны не только с позиций регулирования земельных отношений, но и вследствие большой капиталоемкости этих инструментов регулирования. На наш взгляд, здесь однозначно возможно государственно-частное партнерство. Более того, нередко в случае отказа от софинансирования инфраструктуры частными инвесторами, необходим пересмотр проекта, как не получившего общественного одобрения.
Использование новых для России экономических инструментов земельной политики порождает множество практических вопросов, но с лихвой окупаются конечным результатом – оптимальной структурой землепользования и ростом благосостояния. С учетом российских особенностей, применение этих методов регулирования земельного рынка должно основываться на компетентных решениях комплексных комиссий, в работе которых должны принимать участие не только государственные и муниципальные служащие, а в большей мере – специалисты в области оценки земли, архитекторы, представители земельных собственников, налоговых, кредитных структур. Таким образом, регулирование земельных отношений в России должно осуществляться в соответствии с предложенными выше принципами земельной политики и с активным участием общественных институтов. Именно они способны разрешить поставленные вопросы и профессионально определить и предложить к использованию необходимые инструменты.
Анализ различных групп методов и инструментов позволил систематизировать их по типу регулирования и объектам воздействия. Методы территориального планирования основаны преимущественно на использовании правовых инструментов, методыземельного менеджмента – на прямом управлении земельными ресурсами, группа финансовых, налоговых методов – на косвенном воздействии на земельных собственников.
Чрезвычайно
огромные размеры земельных ресурсов
России не могут не сказываться \на
сложности создания и развития системы
регулирования земельных
Механизм
земельного управления реализуется
в настоящее время в России
посредством соответствующей
Государственное
земельное управление имеет вертикальные
и горизонтальные параметры. Вертикальные
параметры определяются федеративным
устройством РФ, а также конституционным
распределением полномочий между федеральным
правительством и субъектами РФ. Исходя
из смысла Конституции РФ, государственное
земельное управление входит в совместное
ведение РФ и субъектов РФ. Соответственно
органы государственного земельного управления
расположены на двух уровнях исполнительной
власти — федеральном и субъектном.
Государственное земельное
Однако одной из наиболее острых сегодняшних проблем представляется не разграничение полномочий, а отсутствие на всех уровнях власти четких целей, механизма и инструментария земельной политики. В этих условиях в России созданы многочисленные, зачастую дублирующие свои функции учреждения и ведомства:
1.
Росземкадастр (Федеральная
2.
Государственный контроль за
использованием и охраной
3.
Министерство юстиции РФ имеет
статус специально
4.
Минсельхоз России является
5.
Минздрав России через свой
Департамент санитарно-
6.
Росстрой России обладает
7.
Создание в 2008 году новой структуры
- Федерального фонда содействия
развитию жилищного
Вдобавок
к федеральным органам
Информация о работе Развитие земельных отношений в России: от истории к современности