Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью квалификационной работы является разработка теории и механизма земельной политики, обеспечивающей регулирование земельных отношений в современной России.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- исследование процессов эволюции и трансформации земельных отношений в мировой и национальной экономиках;
- теоретический анализ земельного вопроса в экономической теории и практике, роли земли и земельного рынка в общеэкономических процессах;
Введение 3
1 Место земли в рыночной системе 6
1.1. Значение и особенности земли как природного блага, экономического ресурса и объекта рыночных отношений 6
1.2. Эволюция института частной земельной собственности и возникновение системы регулирования земельных отношений 8
1.3. Факторы, влияющие на стоимость земли и развитие земельного рынка 18
2 Регулирование земельных отношений в условиях рынка 30
2.1 Эволюция системы регулирования земельных отношений в России 30
2.2. Состояние и динамика развития земельного фонда Российской Федерации 35
2.3. Анализ земельного рынка России: структура собственности, операции с земельными участками 36
3 Формирование современной земельной политики в России 58
3.1 Исходные предпосылки и основы экономической политики на земельном рынке 58
3.2 Концепция государственного регулирования земельного рынка: цель, принципы и направления 64
3.3. Современные инструменты земельной политики 69
Заключение 74
Библиографический список 76
Большое значение для активизации рынка сельскохозяйственных земель имеет также информационный поток в средствах массовой информации, посвященный ожидаемому новому витку продовольственного кризиса.
Все эти факторы вместе, позволили вернуть на земельный рынок РФ мелких и средних предпринимателей (оперирующих земельными массивами 50-200 Га), которые полностью исчезли с рынка во время кризиса.
Что касается крупных сельскохозяйственных операторов, таких как «Агро Терра», «Разгуляй», банк «Авангард», «Расен», то сейчас все они борются между собой в Липецкой, Курской, Воронежской и др. южных областях. При этом цены на крупные сельскохозяйственные массивы поднялись с 13000-16000 руб/Га (в период кризиса), до 18000-25000 руб/Га весной 2011 года.
Общая
ситуация на земельном рынке России
весной 2011 года такова, что в первую
очередь скупаются крупные
Важными факторами, влияющими на развитие земельного рынка в России - является принятие Верховным судом постановления о разрешении регистрации на дачных участках и принятие Кабинетом министров РФ постановления о поддержке производства овощей закрытого грунта. Мы ожидаем, что оба эти фактора приведут к повышению спроса на небольшие участки площадью 10-20 Га.
Азбучной
истиной является то, что становление
зрелых земельно-имущественных
Несмотря
на то, что основные товарные запасы
сосредоточены в землях сельскохозяйственного
назначения, большинство сделок с
землей происходит в других, значительно
меньших по площадям, категориях земель
и, прежде всего, в землях населенных
пунктов. Во многом это результат
традиционных законодательных ограничений
оборотоспособности сельскохозяйственных
земель и хронической неразвитости
рыночных отношений на селе. С другой
стороны, земельные активы, законодательно
не ограниченные в обороте, пока весьма
плохо используются на ипотечном
рынке ещё и по причине крайне
неэффективного управления со стороны
публичных собственников –
По данным Росреестра на 01.01.2011 г. 92,2% земельного фонда РФ являются государственными и муниципальными землями1. По сути дела из полноценного хозяйственного оборота исключено три четверти земельного фонда РФ, т.е. эта земля не может быть приватизирована, подлежать залогу (ипотеке), а, следовательно, практически целиком исключается из кредитно – денежных отношений. Из оставшейся четверти неограниченных в обороте земель лишь треть (31%) – в других формах собственности, что составляет всего 7,8% земельного фонда РФ. Как следствие – системная неразвитость отечественных рыночных земельных отношений, отсутствие эффективных собственников земли и долгосрочных инвестиций, торможение не только земельных, но и других рыночных реформ в целом по стране.
Несмотря
на некоторую положительную
Как
следствие, доля обрабатываемых и засеваемых
земель год от года уменьшалась, а
ряды собственников земельных паев
несли возрастающие естественные потери.
В результате ущербности действующего
земельного законодательства, отсутствия
государственных институтов, обеспечивающих
кадастровый учет и регистрацию
прав и сделок на земли за минувшие
годы, так и не удалось вовлечь
в хозяйственный оборот этот мощный
по потенциальному стоимостному объему
сегмент земельного рынка. Массовое
распространение земельной
Формально
за минувшие годы земельной реформы
в России возникло около 50 миллионов
землепользователей, а по земельным
вопросам было принято свыше 20 тыс.
законодательных и нормативно-
Процесс интеграции земельных долей в обособленные земельные участки во многих регионах страны до сих пор сдерживается местными властями и федеральными службами, ответственными за землеустроительные работы, кадастровый учет и регистрацию прав собственности. По оценкам экспертов нередко на формирование из земельных долей участка площадью в 1000 га уходит до 12 месяцев, а затраты достигают несколько миллионов рублей. Между тем, обращения физических и юридических лиц в судебные инстанции по вопросам собственности на землю, местоположения границ земельных участков, их оценки, размеров ставок земельных платежей, раздела земельных участков ежегодно составляют до 5 миллионов дел. Поскольку существующая судебная система районного и городского уровня квалифицированно и в приемлемые сроки с этим объемом судопроизводства физически справиться не может, то следует признать целесообразным организацию нового (или хорошо забытого старого?) в нашей стране судебного института - земельного (межевого) суда России с соответствующими региональными и муниципальными судами.
Не способствует пока развитию земельного рынка кредитная политика банков, деятельность страховых организаций, инвестиционных и ипотечных агентств. Особенно нуждается в коренном изменении и приближению к реалиям сельской жизни система кредитования земельных собственников. Государство в программах развития агропромышленного комплекса выделяет деньги на погашение части банковской процентной ставки, но на практике этой льготой могут воспользоваться далеко не все. Давая кредит, банк требует в залог единственное, что есть действительно ценного у крестьянина - землю. Однако, многие землевладельцы, получив землю в виде долей, до сих пор так и не оформили ее в натуре как собственность на конкретный участок. Из 263 тысяч зарегистрированных в нашей стране фермерских хозяйств фактически действует только половина. Хотя ориентировочная численность номинальных собственников - владельцев земельных долей в России в настоящее время составляет свыше 12 млн. При этом средняя площадь одного землевладения не более трех гектаров. В этой связи, правомерно рассматривать проблему консолидации земель, как инструмент концентрации этого актива у отдельных собственников, их групп и коллективов, поскольку только при достаточно крупных массивах земель (для условий России – не менее 1 тыс. га) открывается реальная возможность финансового обеспечения динамичного и эффективного функционирования современного сельскохозяйственного производства за счет земельной ипотеки. На сегодня это большая и весьма острая социальная проблема, требующая не только своевременных эффективных экономико-правовых, но и действенных государственно-политических решений.
Организация полноценного оборота земельных активов во многом зависит от решения вопросов землепользования, тесно связанных со спецификой другой не менее важной для ипотечного рынка категорией земель - земель населенных пунктов, сеть которых в стране насчитывает более тысячи городов и около двух тысяч поселков городского типа. Эти земли отличают многофункциональность, концентрация и высокая плотность промышленной и жилой застройки. Эффективный механизм управления и распоряжения данными землями должен быть основан на расширении полномочий органов местного самоуправления, введении платности землепользования, тесной связи землеустройства и градостроительства. На землях населенных пунктов размещены объекты недвижимости, имеющие наибольшие показатели удельной (на единицу площади земли) капиталоемкости и уровня налогооблагаемой базы. Именно здесь проживает свыше 74 % населения, находится более 77 % жилищного фонда и 78 % основных производственных фондов страны. Занимая чуть более 2 % земельного фонда, земли населенных пунктов дают свыше 80 % всех платежей за землепользование в РФ.
Вместе с тем, эта категория земель используется также весьма нерационально. Только по промышленным зонам городов, например, вдвое менее эффективно, чем в развитых западных странах. Так, доля промышленных зон в городах России в 2-6 раз выше, а интенсивность использования этих зон - в 2-8 раз ниже (удельная землеемкость выпускаемой продукции в 2-5 раз выше, чем в Европе). Такое же распределение земель относится к районам нового жилого строительства, где единственным критерием в течение долгого времени служила экономия затрат на строительство домов (подключение к инженерным сетям и строительство фундамента) без учета не только стоимости земли, но и стоимости строительства дорог и инженерных сетей, а также эксплуатационных затрат. В итоге в районе новостроек до сих пор остается огромное количество незастроенных площадей (всего в населенных пунктах страны таких площадей до 25%)3. Основная причина такого положения дел с использованием земель данной категории заключается в явном несоответствии по эффективности и адекватности существующей ныне системы государственного управления земельными ресурсами и правового регулирования земельных отношений реальным требованиям развивающегося отечественного рынка недвижимости.
Реализация
национальных проектов, продовольственная
безопасность страны, а, в конечном
итоге, обеспечение роста
Информация о работе Развитие земельных отношений в России: от истории к современности