Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью квалификационной работы является разработка теории и механизма земельной политики, обеспечивающей регулирование земельных отношений в современной России.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- исследование процессов эволюции и трансформации земельных отношений в мировой и национальной экономиках;
- теоретический анализ земельного вопроса в экономической теории и практике, роли земли и земельного рынка в общеэкономических процессах;
Введение 3
1 Место земли в рыночной системе 6
1.1. Значение и особенности земли как природного блага, экономического ресурса и объекта рыночных отношений 6
1.2. Эволюция института частной земельной собственности и возникновение системы регулирования земельных отношений 8
1.3. Факторы, влияющие на стоимость земли и развитие земельного рынка 18
2 Регулирование земельных отношений в условиях рынка 30
2.1 Эволюция системы регулирования земельных отношений в России 30
2.2. Состояние и динамика развития земельного фонда Российской Федерации 35
2.3. Анализ земельного рынка России: структура собственности, операции с земельными участками 36
3 Формирование современной земельной политики в России 58
3.1 Исходные предпосылки и основы экономической политики на земельном рынке 58
3.2 Концепция государственного регулирования земельного рынка: цель, принципы и направления 64
3.3. Современные инструменты земельной политики 69
Заключение 74
Библиографический список 76
- залоговые (ипотечные) операции;
- создание земельных активов (выпуск ценных бумаг, обеспеченных земельными активами);
- первичное и вторичное обращение ипотечных ценных бумаг;
- имущественное страхование и страхование финансовых рисков в сделках с земельными финансовыми инструментами;
- торговые операции, осуществляемые в порядке взыскания напредмет залога.
Базисом развитого земельного рынка является земельно-ипотечный рынок, на котором действуют:
- заемщики — физические и юридические лица, заключившие договоры кредита или займа, по условиям которых полученные в виде кредита средства используются для приобретения земельных активов. Обеспечением исполнения обязательств по договорам служит залог приобретаемого актива (ипотека земельных участков);
- продавцы земельных активов - физические и юридические лица, продающие земельные участки (активы), находящиеся в их собственности или принадлежащие другим лицам, по их поручению-доверенности;
- кредиторы - банки и иные юридические лица, предоставляющие заемщикам в установленном законом порядке ипотечные кредиты (займы);
- участники (операторы) вторичного рынка ипотечных кредитов - специализированные организации, осуществляющие рефинансирование кредиторов, выдающих ипотечные кредиты;
- органы государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- страховщики - страховые компании, имеющие лицензии на право осуществления имущественного страхования (страхование заложенных земельных активов), личное страхование заемщиков, страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка и страхование финансовых рисков при осуществлении сделок с земельными финансовыми инструментами;
- оценщики - юридические и физические лица, имеющие право на осуществление профессиональной оценки объектов недвижимости, являющихся предметом залога при земельно-ипотечном кредитовании;
- риэлторские фирмы - юридические лица, получившие лицензии как профессиональные посредники на рынке земельных активов;
- инвесторы - юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами и выпускаемые кредиторами или операторами вторичного рынка;
-инфраструктурные звенья системы ипотечного кредитования - нотариат, паспортные службы, органы опеки и попечительства,юридические консультации и т. д., обеспечивающие необходимое юридическое сопровождение сделок с земельными активами.
В
качестве основных торговых посредников
при осуществлении сделок с земельными
участками и иными объектами
недвижимости должны выступать биржи,
девелоперы и риэлторы. Как известно,
биржа является специализированной
организацией, на площадках которой
осуществляется организованная торговля
объектами недвижимости и ипотечными
ценными бумагами, а девелоперы -
организации, занимающиеся приобретением
и застройкой земельных участков
с целью дальнейшей перепродажи
построенных на них объектов. За
рубежом данная форма является весьма
развитой и широко распространенной,
так как позволяет
Во всем мире исключительно важную и незаменимую роль на рынке недвижимости играют банковские и финансовые институты. К сожалению, в России объем ипотечного кредитования пока не превышает 3-5% реального спроса. Во многом, это объясняется, как отмечалось ранее, отсутствием у банков «длинных» и «дешевых» финансовых ресурсов, слабым развитием финансово-ипотечного инструментария, несовершенством регулирования системы залогового обеспечения, а так же неудовлетворительным экономическим состоянием заемщиков. Деятельность земельного рынка заметно активизировалась с созданием специализированных коммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом « Об ипотечных ценных бумагах». Преимущество ипотечных агентств, например, заключается в том, что для приобретения закладных и требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой они могут осуществлять эмиссию более ликвидных ценных бумаг - облигаций с ипотечным покрытием. Формирующейся рынок недвижимости сегодня остро нуждается именно в таких финансовых инструментах, в которые можно было бы вкладывать «длинные» средства как зарубежных, так и отечественных инвестиционных, страховых и пенсионных фондов - основного резерва долгосрочных капиталовложений в реальный сектор экономики любой страны. Следует отметить, что не способствует развитию рынка отечественной ипотеки и то, что в организации земельно-ипотечного кредитования пока практически не участвуют небанковские финансовые посредники. Во всем мире наряду с банками весьма эффективно действуют, например, кредитные и сберегательные кооперативы. В дореволюционной России благодаря помощи со стороны государства была создана мощная система кредитных кооперативов, как в городах, так и на селе и сегодня крайне важно использовать этот бесценный национальный опыт.
С
учетом негативного опыта мирового
экономического кризиса следует
признать, что в создании и становлении
отечественной системы
- разработать национальную концепцию развития системы земельно-ипотечного кредитования;
-сформировать правовую базу для эффективного функционирования системы земельно-ипотечного кредитования;
-создать механизм социальной защиты заемщиков-землепользователей;
- выработать эффективную налоговую политику, стимулирующую участников земельного рынка;
- обеспечить гарантии для участников рыночных отношений;
- обеспечить юридическую защиту прав и интересов участников рынка;
- инициировать формирование необходимых институтов для развития рынка и активно участвовать в их работе;
- обеспечить информационное обслуживание всех участников рынка недвижимости;
- ввести административную и уголовную ответственность за правонарушения на земельном рынке.
Кроме того, государственная политика на рынке земли и недвижимости должна осуществляться с целью:
- установления категорий земель, которые могут быть приватизированы, ограничены в обороте или исключены из оборота;
- введения системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
- стимулирования выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения в уставный капитал хозяйственных обществ;
- повышения эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- перехода на рыночные принципы предоставления свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- развития ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв;
- обеспечения государственного контроля за рынком земельных закладных;
- расширения возможностей аренды земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности;
- обеспечения взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
- совершенствования процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
- законодательного установления принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Сегодня становится все более очевидно то, что в условиях резкого ухудшения состояния окружающей среды, обострения экономического и продовольственного кризисов формирование современного развитого рынка недвижимости абсолютно невозможно без государственного регулирования основных аспектов природопользования, включая, разумеется, и землю. В процессе управления земельными ресурсами именно государство должно устанавливать определенные правила и нормы, как для использования земельных ресурсов страны в целом и их отдельных элементов (категорий земель, видов землепользования), так и для собственников, пользователей и арендаторов. При этом государственное управление земельными ресурсами традиционно имеет два характерных признака: управление государства как органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности, и управление государства как собственника земли - хозяйственное управление (например, сдача в аренду государственной собственности). О масштабах и роли функций нашего государства можно судить хотя бы из того факта, что из 1, 71 млрд. га земельного фонда РФ свыше 90% находится в государственной и муниципальной собственности.
Государство должно учитывать и то обстоятельство, что недвижимое имущество расположено на земле, которая составляет основу всей государственной жизни. По этому поводу известный русский цивилист П.П. Цитович замечал: «Все недвижимости суть в то же время подразделения государственной территории и потому, входя в состав имущества разных лиц, вместе с тем находятся под jus eminens государства. Отсюда: а) все они подвержены принудительному отчуждению по распоряжению Верховной Власти; Ь) распределение недвижимостей и их употребление связаны с жизненными интересами государства. Вот почему так называемый режим недвижимостей не предоставлен произволу и согласию тех, между которыми они распределены»4. Значение земли как недвижимости, с существованием на которой неразрывно связана сама жизнь государства, столь велико, что политологи и юристы справедливо выдвигают на первый план публичную значимость поземельной недвижимости. Так, американский социолог Эдвин Тоффлер особо отмечает стратегическое значение недвижимости в геополитическом контексте5. Таким образом, земельные участки, в своей совокупности составляющие территорию государства, выполняют и гораздо более важную функцию - функцию публично-правового характера, предназначение которой - объединять в единое целое территорию государства. Это обстоятельство предполагает возможное ограничение всех иных функций, которые могут выполняться землей, в том числе и при ее вовлечении в гражданский оборот6.
Сущность государственного управления земельными ресурсами выражают также выполняемые органами власти относительно обособленные функции, каждая из которых включает определенные элементы и совокупность мероприятий по решению специфических задач с использованием соответствующих методов, средств и механизмов их решения. При этом особо подчеркнем то, что к основным функциям государственного управления земельными ресурсами следует отнести: разработку законодательных и нормативных правовых актов; ведение Государственного земельного кадастра; предоставление и изъятие земельных участков; планирование использования земель; землеустройство; техническую инвентаризацию недвижимости; мониторинг земель; государственный контроль за использованием и охраной земель; организацию рекультивации земель; решение земельных споров.
К
настоящему времени необходимость
в глубоких земельных преобразованиях
назрела весьма остро на селе, и
она требуют адекватных решений
на самом высоком государственном
уровне. Объективно в условиях развития
рынка, земля в сельской местности
перестаёт быть только средством
производства, она все больше вовлекается
в гражданский оборот, обеспечивает
ипотеку, инициирует образование и
рост высокоприбыльного фиктивного
капитала. В современных условиях
общей предпосылкой восстановления
производственного потенциала агропромышленного
комплекса страны, преодоления его
экономического и технологического
отставания является привлечение в
аграрный сектор экономики долгосрочных
инвестиций, направленных на техническую
модернизацию основных фондов и переход
на инновационный путь развития. Вместе
с тем в условиях финансовой нестабильности
агропромышленного
Информация о работе Развитие земельных отношений в России: от истории к современности