Развитие земельных отношений в России: от истории к современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью квалификационной работы является разработка теории и механизма земельной политики, обеспечивающей регулирование земельных отношений в современной России.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- исследование процессов эволюции и трансформации земельных отношений в мировой и национальной экономиках;
- теоретический анализ земельного вопроса в экономической теории и практике, роли земли и земельного рынка в общеэкономических процессах;

Оглавление

Введение 3
1 Место земли в рыночной системе 6
1.1. Значение и особенности земли как природного блага, экономического ресурса и объекта рыночных отношений 6
1.2. Эволюция института частной земельной собственности и возникновение системы регулирования земельных отношений 8
1.3. Факторы, влияющие на стоимость земли и развитие земельного рынка 18
2 Регулирование земельных отношений в условиях рынка 30
2.1 Эволюция системы регулирования земельных отношений в России 30
2.2. Состояние и динамика развития земельного фонда Российской Федерации 35
2.3. Анализ земельного рынка России: структура собственности, операции с земельными участками 36
3 Формирование современной земельной политики в России 58
3.1 Исходные предпосылки и основы экономической политики на земельном рынке 58
3.2 Концепция государственного регулирования земельного рынка: цель, принципы и направления 64
3.3. Современные инструменты земельной политики 69
Заключение 74
Библиографический список 76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 133.39 Кб (Скачать)

     Собственники  земли имели право по своему усмотрению использовать ее любым образом, не считаясь с общественными и государственными интересами, – вести на нейпередовое и высокопроизводительное или отсталое и низкоэффективное хозяйство. Таким образом, на первом этапе развития общественных социально-экономических отношений, отношения собственности на землю носили практически абсолютный характер: свободы её владельца по распоряжению, использованию не имели границ. Определенные ограничения права земельной собственности, все же существовавшие с древнейших времен и в новейшей литературе названные легальными сервитутами, включали только узкие обязанности по отношению к собственникам соседних участков.

     Однако  эволюция экономических отношений  в средние века не привела к абсолютизму института земельной собственности при господстве феодализма. На втором этапе развития общественных отношений в большинстве европейских стран, наоборот, были расширены ограничения частной собственности на землю. Гражданский Кодекс Франции 1804 года содержал положения, связанные с развитием публичного земельного права. Появилась революционная по значению ограничения абсолютизма земельной собственности возможность принудительного выкупа земли для «общественной пользы», зародился институт общественной собственности на землю: собственности государства, муниципалитета, общины.

     Промышленные  революции и возрастание роли производства товаров с целью  их продажи в капиталистическом обществе ознаменовали начало третьего этапа эволюции института частной земельной собственности. Обязанность собственников участков обеспечить должное использование их земель, даже под страхом экспроприации, была  введена крупными державами в некоторых своих колониях в целях рационального использования окружающей среды, развития эффективного товарного производства. Ограничения частной собственности стали касаться типа, вида застройки: впервые появились инструменты градостроительного регулирования. Земля в большей мере сталаобъектом публичного права, широкое распространение получила общественная собственность на землю. Появилась система государственного учета земель, способствующая закреплению прав собственности на землю, активному развитию рынка земельных участков и их продуктивному использованию. Система регистрации земель содействовала не только безопасности владения, но и развитию земельного налогообложения, ипотечного рынка, от которых и сегодня в немалой степени зависит стабильное функционирование экономики.

     На  современном, четвертом этапе эволюции, частная земельная собственность  не исчезла. Все современные конституции признают и поощряют права частных лиц и частную собственность на землю. Однако даже в странах, где права частных лиц на землю широки и прочно установились, более широкие потребности общества становятся преобладающими, государство сохраняет абсолютное право на принудительное отчуждение, экспроприацию земельных участков. В обществах, где ценятся личные свободы и права, такое применение правительством оставленных за собой полномочий осуществляется только по закону и сопровождается надлежащими средствами финансовой компенсации. Владельцы земельных участков обременены сегодня не только известными издавна легальными публичными сервитутами. Налогообложение земли, градостроительные, ипотечные ограничения, экономические инструменты и рычаги изъятия части земельной ренты с собственников земли формируют современный механизм регулирования земельных отношений, земельную политику государства. Анализ процессов эволюции земельных отношений в мировой экономике и их трансформации в России, проведенный в исследования, показал, что современные экономические связи в сфере использования земли характеризуются многосубъектным характером отношений собственности на землю. Частная земельная собственность потеряла абсолютный характер и ограничена в условиях «постиндустриальной» экономики большим числом регламентов, норм и правил, действующих в интересах общества в целом. Фактически в процесс земельных отношений сегодня в обязательном порядке вовлечены помимо собственников и пользователей земельных участков государственные, муниципальные органы власти, регулирующие порядок землепользования и ограничивающие права частных землевладельцев, а также общественные организации, профессиональные общества, содействующие определению варианта использования земли.

     Ниже  представлена модель, характеризующая  многосубъектность современных земельных отношений.

       Земельные отношения и механизм их регулирования в России претерпели несколько глобальных трансформаций. На особенности их развития сказались и преимущественно общинный характер землевладения в царской России, и всеобщая отмена частной собственности в СССР, развитие административных методов регулирования, и переход к новым, рыночным основам построения экономики в современном обществе. С началом перестройки, в 1985 году, Россия в очередной раз вступила на путь формирования многоукладной собственности и связанных с нею общественных институтов. Однако государство оставило нового собственника наедине с его проблемами, предлагая ему самостоятельно защищать свои права и ссылаясь при этом на пример других стран. Но в других странах необходимые общественные институты уже сложились, а в России они существуют только в зачатке, а нередко – только на бумаге. В результате новый собственник бывает часто бессилен защитить свои права, а иногда наоборот, гипертрофирует свои права землевладельца.

     В современной России осуществляется активная приватизация земли и развитие земельного рынка. На начало 2009 года в России приватизировано 7,8 % всего земельного фонда, что составляет 132,9 млн.га – площадь, по территории равная Испании, Франции, Германии и Италии вместе взятым. Появление частной собственности на землю и ее бурное развитие в России в условиях перехода к постиндустриальному обществу требует осмысления и создания нового механизма регулирования земельных отношений.

     Приватизируя  землю, государство должно понимать, что с развитием рыночных отношений в этом сегменте нельзя будет использовать старые, административные методы регулирования.

     По  данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, только за последние три года количество земель в частной собственности увеличилось на 2 742,3 тыс.га.

     За  период с 1997 по 2007 год включительно в Российской Федерации было зарегистрировано 51 990 044 сделки, в которые было вовлечено 723 580 173,8 га земли. Развитие земельного рынка очевидно и не вызывает сомнений, однако приводит к противоречиям: по сравнению с ведущими европейскими странами российский рынок «зажат» в пределах городов и пригородных районов, очевидна большая роль земли как финансового, а не реального экономического актива. Все большее количество сделок купли-продажи с землей обусловлено стремлением сохранения средств, сбережения капитала, а не вовлечением земли в воспроизводственный процесс. В России практически не развит рынок сельскохозяйственных земель, вследствие чего стоимость земель этой категории существенно занижена. Формирование инфраструктуры рынка земли, государственных органов по управлению земельными ресурсами, земельного кадастра до сих пор является противоречивым процессом. Огромное количество земли в государственной собственности не поставлено на кадастровый учет, соответственно невозможно говорить об эффективном управлении этим значимым ресурсом.

     Однако  наличие частной собственности  на земельные ресурсы само по себе не дает уверенности в том, что собственник будет использовать их эффективно. Рост неопределенности по поводу прав собственности в условиях несовершенного рынка приводит к усилению краткосрочной ориентации частных собственников, которые предпочитают интенсификацию использования в целях быстрого извлечения прибыли, что подрывает основы инвестиционной деятельности, приводит к росту премии за риск и удорожанию заемных ресурсов. Таким образом, передача земельных ресурсов частным собственникам способна привести к игнорированию долгосрочных задач развития экономики. Комплексное исследование земельных отношений в России и других странах с рыночной экономикой показывает, что свободный рынок не в состоянии решить проблемы общественной эффективности землепользования. Потенциал частной земельной собственности в формировании рационального воспроизводственного процесса огромен, но ограничен интересами владельца, пользователя участков и требует механизма государственного регулирования. Максимально прибыльное использование земли не всегда повышает благосостояние общества и удовлетворяет общенациональным интересам, поэтому современное развитие частной земельной собственности в России невозможно без регулирования земельных отношений со стороны государства и опыт многих стран является ярким примером этого процесса. Усиление государственного вмешательства в область земельных отношений в ряде случаев порождает определенные перемены не только в гражданском, но и в административном праве стран. Исторически правовое регулирование земельных отношений, развитие ограничений прав собственности на землю шло вслед за развитием экономических производственных отношений.

     В России сегодня бытует мнение о вседозволенности использования земельногоучастка  в случае его нахождения на правах частной собственности, то есть на практике в институциональной теории прав собственности на землю верх одерживает позиция абсолютизма. Однако наряду с правами, собственники земли должны быть ограничены в правах ее владения, распоряжения и использования определенными законодательными актами, нормативными предписаниями, запретами, организационными порядками и предписаниями, и самое важное – активным использованием экономического механизма регулирования земельных отношений.

     По  нашему мнению, при продаже земли, к примеру, под индивидуальное жилищное строительство градорегулированием могут быть предписаны не только строгое ограничение по этажности будущего дома, но и его расположение на участке, направление и угол ската крыши, площадь окон, условия озеленения и порой даже количество домашних животных, которых можно содержать. Подобные нормативные и организационные ограничения имеют прочную и логичную экономическую основу. К примеру, этажность дома и его площадь определяют социальный слой будущих жильцов, а его размещение на участке может серьезно повлиять на стоимость недвижимости в округе.

     Такое регулирование тесно взаимосвязано  с государственной земельной  и налоговой политикой, и при соответствующем предписанном размещении жилых объектов на земельных участках их стоимость будет значительно возрастать на благо частным собственникам и государству, бюджет которого формируется в том числе за счет налога на землю. Взаимодействие коммунальных служб и метеорологов позволяет рассчитать количество осадков в данном регионе и проложить ливневую канализацию такого размера диаметра труб, которая соответствовала бы по пропускной способности углу наклона ската крыши зданий. При невыполнении этих предписаний страдают как собственники, так и городские коммунальные службы. Экологи способны рассчитать нормы озеленения, при которых проживание в данном районе было бы комфортным, даже при расположении в ближайшем окружении предприятий, наносящих вред окружающей среде своими выбросами.

     Нормативно-правовые акты формируют сегодня в большинстве  стран правовые ограничения по порядку использования земли, организационные ограничения представлены порядком оформления прав, рекомендациями в сельском хозяйстве, условиями использования и изменения целевого функционального назначения земельных участков. Применение ясного и понятного земельного налогообложения, стимулирующего экономику, обязательств софинансирования общественных инфраструктурных объектов частными собственниками, инструментов земельного менеджмента определяют в передовых странах современный механизм комплексного регулирования земельных отношений.

     Институциональные ограничения обоснованы возрастающей ролью общества и государства в регулировании земельных отношений, направленной на рост благосостояния и повышение эффективности землепользования и наравне с правами владельцев формируют сегодня сущность современного института частной собственности на землю. С учетом вышеизложенного, институт земельной собственности, как совокупность социально-экономических отношений по поводу владения, распоряжения и пользования землей, требует особого контроля и комплексного регулирующего воздействия со стороны общества, государства.

         1.3. Факторы, влияющие  на стоимость земли  и развитие земельного  рынка

 

     Оценка  земельных участков, прежде всего, необходима для удовлетворения потребностей развивающегося рынка земли. При этом земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В настоящее время в России используются такие виды стоимости земельного участка, как рыночная, инвестиционная, залоговая, страховая, налогооблагаемая.

     Краеугольный  камень теории оценки - это понятие  «рыночная стоимость». В постановлении Правительства Российской Федерации от 6.07.01 г. N 519 «Об утверждении стандартов оценки» дано развернутое определение рыночной стоимости. Инвестиционная стоимость применяется при внесении земельных участков в инвестиционные проекты и привлечении инвесторов, в том числе и зарубежных, залоговая стоимость - при кредитовании под залог земельных участков, страховая стоимость - при страховании объектов недвижимости, в том числе и земельных участков. Налогооблагаемая стоимость используется для целей налогообложения земельных участков.

     Оценка  рыночной стоимости земли и природных  ресурсов может быть использована:

     1. в случае вовлечения земельных  участков в сделку, в том числе в целях их приватизации, передачи в доверительное управление, либо передачи в аренду;

     2. при предоставлении природных  ресурсов и объектов в пользование на правах аренды, концессии, на правах соглашения о разделе продукции на торгах;

     3. при установлении кадастровой  оценки земли;

     4. при изъятии (выкупе) земельных  участков для государственных или муниципальных нужд;

     5. при реквизиции земель;

     6. при определении начальной цены  земельного участка на торгах;

     7. при подведении итогов конкурсов  по продаже прав на земельные участки;

     8. при залоге земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

     9. при определении цен продажи  земельных участков без процедуры торгов;

     10. при определении убытков и  потерь, вызванных неправомерными действиями землепользователей;

     11. при оценке экологического ущерба;

     12. при определении экономической эффективности принимаемых градостроительных решений;

     13. при оценке последствий установления ограничений и обременении по использованию земельных участков;

     14. при установлении градостроительных  регламентов (видов разрешенного использования);

     15. в иных случаях, предусмотренных  законодательством об оценочной деятельности.

     Особенности земли, как товара

Информация о работе Развитие земельных отношений в России: от истории к современности