Развитие изобретательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы было изучение развития изобретательства в России
Кроме того, были сделаны попытки оценить перспективы развития рынка высокотехнологичной продукции России.
Необходимо сказать, что инновационные технологии существуют и внедряются во все отрасли народного хозяйства, но при анализе рынка мы изучали только те направления, которые будут приоритетными в новом веке и, возможно, станут ядром нового технологического уклада.
В работе были поставлены следующие задачи:

Оглавление

Введение
Глава 1. Проблемы и современное состояние научной деятельности в России
Глава 2. Развитие изобретательства в России
2.1 Тенденции развития изобретательства в России в сравнении с западом
Глава 3. Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.33 Кб (Скачать)

     В России правовая охрана полезных моделей  введена с октября 1992 г. В других же странах-участницах ВОИС отношение  к данному институту правовой охраны объектов промышленной собственности  неоднозначно. Полезные модели охраняются лишь в 31 стране из почти 150 стран-участниц ВОИС. Причем в большей части - это  развивающиеся страны. Исключение составляют, пожалуй, лишь Германия и Япония.

     Вместе  с тем в этих странах в последние  годы наблюдается определенное снижение количества подаваемых заявок на полезные модели. Все эти обстоятельства следует  учитывать при выработке государственного подхода к оценке целесообразности института правовой охраны полезных моделей в Российской Федерации. И, тем не менее, видимо, на данном этапе  экономического развития России этот институт правовой охраны все-таки целесообразен. По крайней мере, он позволяет худо-бедно  поддерживать тонус творческой активности рядовых изобретателей, поскольку  зачастую получение полновесного патента  на изобретение им не по карману.

     Немногим  лучше обстоят дела и в области  правовой охраны товарных знаков. Относительный  рост регистрации товарных знаков в  России связан с принятием, прежде всего, административных мер органами, осуществляющими  регистрацию юридических лиц (в  виде требований обязательной государственной  регистрации обозначений, используемых в фирменных наименованиях и  на печатях). По крайней мере, не с  факторами, характеризующими состояние  экономики. В значительной мере рост показателей регистрации товарных знаков связан и с деятельностью  расплодившихся «пиратских» фирм, регистрирующих чужие обозначения на свое имя  либо осуществляющих превентивную регистрацию  новых обозначений с целью  последующей их коммерциализации, т.е. возмездной уступки прав на них, в  т.ч. и на основе лицензионных соглашений.

     К сожалению, пиратские действия на рынке  товарных знаков в России в значительной мере провоцируются действиями органа, уполномоченного осуществлять регистрационные процедуры в этой области, - Российского агентства по патентам и товарным знакам (далее - Роспатент). К числу основных таких действий следует отнести:

     - введение нелегитимной «ускоренной»  процедуры экспертизы и регистрации  заявленных обозначений за дополнительную  плату (тарифы), кстати, превышающую  не менее чем в 10 раз официальные  пошлины, установленные Постановлением  Правительства РФ от 12.08.96 г. №  947. Введение Роспатентом «ускоренной»  процедуры ставит в заведомо  неравные условия разные категории  заявителей: в худшем положении,  как правило, оказываются представители  малого бизнеса, зачастую не  имеющие необходимых финансовых  ресурсов для осуществления «ускоренной»  правовой охраны своих товарных  знаков. Одновременно эта процедура,  как показывает практика, открывает  неограниченные возможности для  действительно ускоренной пиратской  регистрации товарных знаков  с использованием административного  ресурса Роспатента;

     - размещение рекламы юридических  и физических лиц, специализирующихся  в области оформления прав  на объекты интеллектуальной  собственности (в том числе  - на товарные знаки), в помещениях  Роспатента и на находящихся  в его ведении прилегающих  к нему территориях. В сущности, в данном случае орган государственной  исполнительной власти выступает  в роли рекламораспространителя,  т.е. коммерческой организации,  извлекающей экономическую выгоду  от размещения зачастую недобросовестной  и ложной рекламы. Правда, формально  делает это через подчиненную  ему структуру -Федеральный институт  промышленной собственности. Ни  одно зарубежное патентное ведомство  не позволяет себе подобной  деятельности, поскольку там отдают  себе отчет в том, что патентное  ведомство - не коммерческое предприятие.  Слишком ответственна и щепетильна  его миссия - миссия арбитра в  делах, связанных с государственной  регистрацией прав на результаты  интеллектуальной деятельности;

     - неконтролируемая со стороны  Роспатента «миграция» его экспертов  и других специалистов в коммерческие  структуры, специализирующиеся на  оформлении прав на объекты  промышленной (интеллектуальной) собственности,  в том числе и в «пиратские»  коммерческие структуры. Именно  эти специалисты, используя свои  неформальные связи в структурных  подразделениях и в руководстве  Роспатента, активно лоббируют интересы  «пиратских» фирм. Именно эти  сотрудники обеспечивают «ускоренную»  процедуру экспертизы и регистрации  товарных знаков в подразделениях  Роспатента.

     Но  даже ранее обозначенные позитивные результаты в области регистрации  товарных знаков значительно уступают соответствующим показателям многих стран.

     Важнейшей составляющей научной и научно-технической  деятельности является инновационная  деятельность, направленная на внедрение  научно-технических достижений.

     В 1998 г. и 1999 г. на уровне государственных  органов исполнительной власти Российской Федерации были предприняты имитационные шаги по разработке государственных  мер, направленных на повышение эффективности  вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической  деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки  и технологии: изданы Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863, постановления Правительства  Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 и от 2 сентября 1999 г. № 982, которые определяли некие меры по решению вышеуказанных проблем. Однако, к сожалению, даже эти меры до настоящего времени не реализованы.

     В частности, в указанных документах предусматривалось при осуществлении  государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов  научно-технической деятельности и  объектов интеллектуальной собственности  обеспечить сбалансированность прав и  законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области  создания, правовой охраны и использования  результатов научно-технической  деятельности (НТД) и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Однако за прошедшие три года не решена ни одна из поставленных задач. Что касается государственного стимулирования, то следует отметить, что скорее наблюдается обратное: те государственные стимулы, которые действовали до настоящего времени, например в области налогового законодательства, с принятием нового Налогового кодекса РФ полностью исключены, а законодательного распределения прав на результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности не проведено. Поручение уполномоченным федеральным органам исполнительной власти обеспечить проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности, подачу в случае необходимости заявок на выдачу патентов в России и за рубежом на выявленные в результате инвентаризации результаты НТД, а также введение в хозяйственный оборот этих результатов путем передачи на них прав третьим лицам до настоящего времени не выполняется.

     Одной из главных проблем отечественного изобретательства в настоящее время, по нашему мнению, является проблема устранения объективных недостатков экономических  основ системы правовой охраны и  государственной регистрации прав на объекты интеллектуальной и, прежде всего, промышленной собственности, важной частью которых является экономическая  политика в области пошлин и тарифов, взимаемых за регистрационные процедуры. По крайней мере, вышеприведенные  статистические данные, характеризующие  динамику активности отечественных  заявителей при регистрации наиболее важных результатов НТД в форме  изобретений, свидетельствуют о  том, что объем работ по правовой охране результатов НТД в настоящее  время существенно меньше реального  научно-технического потенциала отечественных  физических и юридических лиц, задействованных  в научно-технической сфере.

     В этой связи возникает вполне очевидная  необходимость принятия действенных  мер, направленных на стимулирование работ  в данной области. При этом может  быть использован как опыт США  или Китая, так и отечественный  опыт 70-80-х годов.

     В частности, когда федеральные органы управления США увидели, что ситуация, сложившаяся в области патентования изобретений к началу 80-х годов, чревата утратой ведущих ролей  США в области научно-технического развития и даже представляет серьезную  угрозу для национальной экономической  безопасности, последовали оперативные  действия, направленные на ее устранение. В результате нескольких специальных  слушаний в Конгрессе в Свод федеральных  законов США были внесены поправки, которые предоставили льготный режим обеспечения правовой охраны национальным заявителям и уменьшили налоговое бремя для некоммерческих организаций и малых фирм. Одновременно были скорректированы функции и задачи национального патентного ведомства, введены федеральные программы развития научно-технического творчества (прежде всего, в высших учебных заведениях), учреждены ежегодные национальные премии для выдающихся изобретателей, причем отдельно - для изобретателей-женщин, выделены дополнительные ресурсы для создания региональных центров информационной поддержки изобретательства. В результате уже в 90-е годы США восстановили свою ведущую роль в области правовой охраны изобретений.

     О роли зарубежной патентной активности национальных заявителей (фирм, предприятий, государственных учреждений) в системе  внешних экономических отношений - разговор особый. Сейчас же можно с  уверенностью сказать только одно: при той государственной политике в области охраны научно-технических  достижений, которая сложилась в  настоящее время в России, говорить о каких-либо позитивных перспективах России в области наукоемких технологий на мировых рынках в ближайшие 5-7 лет просто бессмысленно. Кстати, Китай  практически ничего не изобрел в  деле управленческих новаций в сфере  научно-технического прогресса. Он, как  губка, впитал и преломил с учетом специфики национальной экономики опыт стимулирования научно-технического прогресса в России союзных времен и Японии 50-60-х годов: те же индивидуально ориентированные материальные стимулы, социальные и трудовые льготы для изобретателей, те же налоговые льготы для изобретателей и фирм пользователей, та же централизованная финансовая государственная поддержка. И результат налицо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ

     Для оценки технической деятельности и  изобретательства в РФ необходимо рассмотреть  количественные и качественные показатели патентования в России. Защита интеллектуальной собственности, которой, в частности, являются изобретения, необходимое  условие успешного развития научно-технического прогресса и конкурентоспособности  страны.

     Патент (патент на изобретение, свидетельство  на полезную модель, патент на промышленный образец) - это охранный документ, подтверждающий права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющий:

     - приоритет;

     - авторство изобретения, полезной  модели или промышленного образца;

     - исключительное право на их  использование.

     Патент  на изобретение действует в течение  двадцати лет, считая от даты поступления  заявки в Патентное ведомство  РФ.

     В настоящее время существует тенденция  к увеличению подачи патентных заявок в России. Это связано с увеличением  изобретательской активности в РФ. До 1997 г. происходил спад в данном направлении. На 10 тыс. населения приходилось  всего 1,03 патентных заявок. Сейчас этот показатель составляет 1,37. В 1999 г. было подано 24700 заявок, хотя в 1997 г. их количество не превышало 20000.

     Россия  еще не столь привлекательна для  иностранных заявителей, поэтому  большинство заявок было подано отечественными «изобретателями» - 80%. В Российской Федерации на данный момент действует 205 тыс. патентов.

     По  количеству поданных патентных заявок в России иностранными заявителями  беспрекословно лидируют страны ОЭСР. На их долю в 2009 г. приходилось 88,3%; на страны СНГ - 8,7% и на другие государства - 3,0%.

     Количество  патентных заявок зарегистрированных странами ОЭСР варьируется в пределах 4500. Особую активность проявляют такие  страны как США - 1186, Германия - 812, Франция - 385, Швейцария - 223 и Великобритания -220 патентных заявок. Среди стран СНГ особо выделяется Украина - 286 (или 70%).

     Отечественные заявители тоже проявляют значительную активность за пределами России. Всего  в 2007 г. было подано 21 тыс. патентных  заявок, что на 1 тыс. больше, чем в  России. Однако на долю стран ОЭСР приходится менее 50% патентных заявок, поданных российскими заявителями, - 9100 шт., еще  более 11 тыс. заявок регистрируются в  других странах. Наиболее привлекательными для российских «изобретателей»  являются США- 564, Германия -392, а также  Финляндия, Великобритания, Швеция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Дания и Италия по 370 заявок. Причем во всех странах  наблюдается все большая активность российских заявителей.

Информация о работе Развитие изобретательства в России