Разработка рекомендаций по антикризисному управлению и предупреждения банкротства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов - способность предприятия финансировать свою деятельность.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты антикризисного управления предприятием;
2. Рассмотреть методы антикризисного управления предприятием;
3. Определить этапы антикризисного управления предприятием;
4. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и условий функционирования ООО «РА»Сатурн»;

Оглавление

Задание…………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления…………….………..6
1.1. «Теория кризисов» и антикризис……………………………….………6
1.2. Антикризисное управление…………………………………….……...10
1.3. Методы антикризисного управления предприятием…………….…...11
Глава 2. Анализ финансового состояния и условий функционирования
ООО Сатурн»…………….…………………………………………………….…......21
2.1 Информация о предприятии ООО «Сатурн»………………….……....21
2.2 Анализ финансовой деятельности ООО «Сатурн»……………….…..26
2.3 Анализ условий функционирования и обоснование необходимости антикризисного управления ООО «Сатурн»………..……………………….…..31
Глава 3. Рекомендации по антикризисному управлению ООО «Сатурн»……….37
3.1 Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Сатурн»………………………………………………………………………..........37
3.2 Рекомендации по увеличению объемов производства и продаж ООО «Сатурн»……………………………………………………………….………..42
3.3 Оценка антикризисного эффекта от реализации предложенных мероприятий………………………………………………………………………….45
Заключение…………………………………………………………………………..52
Список литературы………………………………………………………………….56

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

Помимо этого, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации  для творческого труда работников. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создают предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечить внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка, дисциплины, стабильности трудовых коллективов.

Инвестиции имеют большое  значение не только для будущего положения предприятия, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств, как производственного так и не производственного характера, укрепляется материально-техническая база субъекта хозяйствования. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна продукции (работ, услуг), ее конкурентоспособность.

В инвестиционном процессе важен не только экстенсивный метод развития, т.е. количественный рост инвестиций, но и их качественный рост, что особенно важно. Высокий технический состав капитала или наукоемкие высокотехнологические инвестиции как раз отражают их качественные стороны. Количественный рост инвестиций обеспечивается на предприятии мобилизацией средств за счет сокращения непроизводственных расходов.

Для принятия решений  о капитальных вложениях предприятию  необходимо сравнить сумму затраченного физического и интеллектуального капитала с документальной прибылью, которая может быть получена в будущем. Часто будущие прибыли от капиталовложений могут оказаться выше или ниже, чем ожидалось. Так появляется необходимость учитывать подобную неопределенность и связанные с ней финансовые и другие риски.

3.3 Оценка антикризисного  эффекта от реализации предложенных  мероприятий

Учитывая то, что в  отрасли происходит средний рост расценок на книжную продукцию - 1,04, на газетную - 1,05, и на прочую - 1,09, можно  сказать, что с такими же темпами  будет расти соответственно от продаж книжной и газетной продукции выручка, при неизменном физическом объеме продукции.

Таблица 13 - Расчет темпов роста объема продукции

Продукция

Объем оказанных услуг, тыс.р.

Темп роста, проц.

 

Газетная продукция

179,04

182,56

 

Книжная продукция

288,29

288,96

 

Прочая

104,67

88,48

 

Всего

572

560

 

 

Темпы роста газетной и книжной продукции несколько  отстают от среднеотраслевых. Это  говорит о том, что физический объем работ не изменился, а объем оказанных услуг в денежном выражении снизился за счет изменения цен на газетную и книжную продукцию. У прочих услуг отраслевой рост цен гораздо больше, чем темп роста объема оказанных услуг.

Доля газетной и книжной  продукции падает, с одновременным  ростом доли прочей продукции.

Определим влияние структурных сдвигов, и изменение расценок на объем реализации:

Таблица 14 - Изменение расценок

Вид услуг

Пред год, тыс.лист.

Отч. год, тыс. лист.

Расценки, пред год, руб.

Расценки, отч. год, руб.

 

Газетная продукция

187,97

185,98

952,49

981,61

 

Книжная продукция

140,98

140,96

2044,90

2049,95

 

Прочая продукция

27,06

42,07

3868,44

2103,16

 

 

Vреал./стр.сдв. = (V1-V0)*p0

где Vреал./стр.сдв. - объем  влияния структурных сдвигов  на объем реализации услуг,

V1 иV0 - объем реализованных  услуг (в тыс.лист.) в отчетном и предыдущем годах,

p0 - расценки предыдущего  года.

Vреал./расц. = (p1-p0)*V1

где Vреал./расц. - изменение  объема реализации за счет изменения  расценок,

p1 - расценки отчетного  года.

Vреал./стр.сдв. = (185,98-187,97)* 952,49+(140,96-140,98)* 2044,90+(42,07-27,06)* 3868,44 = -1895,46 -40,90 +58065,28 = 56128,92 тыс.р.

Vреал./расц. = (981,61-952,49)* 185,98+(2049,95-2044,90)* 140,96+(2103,16-3868,44)* 42,07 = 5415,74+711,848 - 74265,33 = -68137,74 тыс.р.

Vреал = 56,12892 млн.р.- 68,13774 млн.р. = -12,0088 млн.р.

Структурные сдвиги повлияли положительно, то есть объем реализации увеличился за счет роста более дорогих услуг (книги) на 56,13 млн.р. Соответственно, прибыль также увеличилась 56,13 + 41 = 97,13 млн. руб.

Изменение расценок повлияло на снижение объема реализованных услуг в размере 68,14 млн.р.

Для типографии для получения  большей прибыли более выгодно  увеличивать долю печати книг, потому что это более дорогие услуги.

Для оценки качества производимых услуг, используем косвенные показатели - объем и удельный вес брака. Конечно, это не даст нам полной оценки качества продукции, но оценить уровень некачественной продукции можно.

Рассчитаем удельный вес брака в общем объеме продукции  и его изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Таблица 15 -  Бракованная продукция

Показатель

Пред. год

Отч. год

Абс. отклонение

Индекс динамики, проц.

 

Объем произведенных  услуг, млн.р.

572,18

560,19

-11,99

97,90

 

Объем брака, млн.р. в том  числе:

0,18

0,19

+0,01

105,56

 

газетная продукция

0,095

0,096

+0,001

101,05

 

книги

0,071

0,073

+0,002

102,81

 

прочая продукция

0,014

0,021

0,007

150,00

 

Удельный вес брака  в общем объеме произведенных услуг, проц.

0,0315

0,0339

0,0024

X

 

 

На предприятии в  стоимостном выражении преобладает  книжная продукция, но в физическом - газетная.

Чтобы увеличивать выручку  от реализации услуг, типографии следует  привлекать заказчиков книжной продукции.

Рассчитаем экономию на условно-постоянных расходах при  росте объема производства услуг:

Эупр = (УПР1*Jv/100%) - УПР0

где Эупр - экономия на условно-постоянных расходах для полной себестоимости,

УПР1 и УПР0 - сумма условно-постоянных расходов соответственно в отчетном и предыдущем году.

JV - темп роста объема  услуг.

Эупр = (168,80 * 97,90%/100%) -153,92 = 11,34 млн.р.

Таким образом, мы получаем экономию в 11,34 млн.р.

Прямые материальные затраты уменьшились одновременно с падением объема услуг.

Для оценки экономической  эффективности изменения организационно-технического уровня найдем изменение уровня производительности труда, т.е. выработку:

В = Vвып.прод./Ч

где В - выработка

Vвып.прод. - объем выпущенной  продукции

Ч - численность основных рабочих.

В0 = 356 тыс.лист. / 800 чел. = 0,45 тыс.лист./чел.

В1 = 369тыс.лист./235чел. = 0,46 тыс.лист./чел.

Выработка в отчетном году возросла на 0,01 тыс.лист./чел. [0,46 тыс.лист/чел - 0,45 тыс.лист/чел = 0,01 тыс.лист/чел]. Так как В1>В0, мы можем найти дополнительный резерв, который получается за счет увеличения выработки:

Рез. = (В1 - В0) * Ч1

где Рез. - объем резерва,

В1 - выработка в отчетном году

В0 - выработка в предыдущем году

Ч1 -численность основных рабочих в отчетном году

Рез. = (0,46 тыс.лист./чел. - 0,45 тыс.лист./чел) * 800чел. = 8 тыс.лист.

Таким образом, на ООО  «Сатурн» при росте выработки  в отчетном году на 0,05 тыс.лист./чел. будет резерв печати 8 тыс. листов.

Рассчитаем энерговооруженность:

Эвооруж. = Э / Ч

где Эвооруж. - энерговооруженность,

Э - количество всех видов  энергии,

Ч - среднесписочная численность

Эвооруж.пред.год = 115,9тыс.кВт.ч / 800чел. = 144,87 кВт/ч/чел.

Эвооруж.отч.год. = 116,8тыс.кВт.ч / 800чел. = 146 кВт/ч/чел.

Темп роста энерговооруженности  равен: (146 / 144,87) * 100% = 100,78%

Темп роста энерговооруженности  говорит о снижении энерговооруженности в отчетном году по сравнению с предыдущим на 0,78%. Увеличение выработки при снижении энерговооруженности - это положительный результат. Это может означать, что найдены способы экономии энергии, не сокращая объем производства на одного рабочего.

В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения  выручки и затрат соответствует ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве. Кроме того, на рентабельность продаж при использовании данной формулы расчета влияют финансовые результаты от операционной и внереализационной деятельности. Как правило, их воздействие на этот показатель кратковременно, поэтому при формулировании выводов об эффективности основной деятельности предприятие эти факторы следует исключать или рассматривать их отдельно.

Так в 2010 году эффект финансового  рычага отрицательный. Причиной тому послужило  то, что экономическая рентабельность меньше средней расчетной ставки процента за кредит. То есть часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, расходуется на уплату высоких процентов за использование заемного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

Но в 2011 году противоположная  ситуация: экономическая рентабельность выше средней расчетной ставки процента за кредит. Эффект финансового рычага составит 2,09 %.

Риск кредитора (выраженный величиной дифференциала) уменьшается, так как увеличивается значение дифференциала до 1,25 %. Новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага (на 4,22 %), следовательно, это заимствование выгодно.

Таким образом, можно  сделать вывод, что уровень финансового  левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. ООО «Сатурн», использующее заемный капитал, имеет больший потенциал развития и более высокий уровень рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага, с одной стороны, но это ведет к повышению финансового риска и снижению финансовой устойчивости организации - с другой стороны.

Кроме того, для эффективного управления заемным капиталом, дополнительно высвобожденные денежные средства можно направить на ликвидацию кредиторской задолженности, тем самым улучшиться коэффициент собственных и заемных средств.

Таким образом, расчет экономического эффекта позволил убедиться, что  предложенные выше мероприятия эффективны и целесообразны.

Таким образом, в ООО  «Сатурн» необходимо установить комплекс печатного оборудования немецкой фирмы ManRoland - введение в эксплуатацию каждой последующей машины должно происходить в рамках стратегической программы развития типографии.

Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Для эффективного управления заемным капиталом, дополнительно  высвобожденные денежные средства можно направить на ликвидацию кредиторской задолженности, тем самым улучшиться коэффициент собственных и заемных средств.

Расчет экономического эффекта позволил убедиться, что  предложенные выше мероприятия эффективны и целесообразны. Внедрение разработанных в дипломной работе мероприятий на ООО «Сатурн» улучшит финансовые показатели работы предприятия. А, следовательно, повысится его платежеспособность и привлекательность для инвесторов и кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономическая ситуация в России такова, что без  объединения усилий по наиболее эффективному использованию финансовых ресурсов подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства невозможны. Четкий контроль за использованием предоставляемых ресурсов, а также внутренний контроль финансовых потоков позволяет предприятиям осуществлять текущую деятельность без ущерба для контрагентов и партнеров по бизнесу.

При ослаблении финансового контроля возникают  перебои с поступлениями финансовых средств и, как следствие, с погашением долгов предприятия. В этой ситуации возникает угроза банкротства и признания предприятия несостоятельным, что, в свою очередь, грозит осложнением социально-политической ситуации в стране.

Информация о работе Разработка рекомендаций по антикризисному управлению и предупреждения банкротства на предприятии