Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:48, курсовая работа
Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов - способность предприятия финансировать свою деятельность.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты антикризисного управления предприятием;
2. Рассмотреть методы антикризисного управления предприятием;
3. Определить этапы антикризисного управления предприятием;
4. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и условий функционирования ООО «РА»Сатурн»;
Задание…………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления…………….………..6
1.1. «Теория кризисов» и антикризис……………………………….………6
1.2. Антикризисное управление…………………………………….……...10
1.3. Методы антикризисного управления предприятием…………….…...11
Глава 2. Анализ финансового состояния и условий функционирования
ООО Сатурн»…………….…………………………………………………….…......21
2.1 Информация о предприятии ООО «Сатурн»………………….……....21
2.2 Анализ финансовой деятельности ООО «Сатурн»……………….…..26
2.3 Анализ условий функционирования и обоснование необходимости антикризисного управления ООО «Сатурн»………..……………………….…..31
Глава 3. Рекомендации по антикризисному управлению ООО «Сатурн»……….37
3.1 Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Сатурн»………………………………………………………………………..........37
3.2 Рекомендации по увеличению объемов производства и продаж ООО «Сатурн»……………………………………………………………….………..42
3.3 Оценка антикризисного эффекта от реализации предложенных мероприятий………………………………………………………………………….45
Заключение…………………………………………………………………………..52
Список литературы………………………………………………………………….56
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовому объему дебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстро организация собирает деньги с заказчиков за поставленные товары или услуги. Увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности является позитивным признаком.
Структурирование дебиторской задолженности по срокам используется для оценки возможных неплатежей. Счета классифицируются по срокам давности дебиторской задолженности. Для каждого срока определяется некоторый процент дебиторской задолженности, который останется неуплаченным. Резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена.
Реструктуризация задолженности - это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которого является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа.
1) Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности: выделение основных групп задолженности; проверка правильности отражения задолженности по счетам, фактурам и платежным требованиям; определение суммарной кредиторской и суммарной дебиторской задолженности.
2) Определение приоритетных направлений реструктуризации: выделение задолженности, имеющей наибольшую долю в суммарной величине обязательств; выделение ряда приоритетных статей задолженности перед кредитным учреждением, фондами, фискальной системой, контрагентами; представление этих данных в форме таблицы с указанием названий организаций-кредиторов, сумм задолженности, величины издержек, их доли в общем объеме обязательств.
3) Построение финансового плана в форме прогноза движения денежных средств: построение подекадного графика поступлений денежных средств на основе планов продаж и поступлений дебиторской задолженности; построение подекадного графика оттока денежных средств на основе планов закупок, производственных затрат, заработной платы, налогов с учетом задержки и погашения текущей кредиторской задолженности; формирование чистого денежного потока; поиск источников дополнительного финансирования в случае получения отрицательного накопленного сальдо это проведение ассортиментных сдвигов, оптимизация производственной программы на следующий период, привлечение краткосрочных займов.
4) Построение оптимального графика погашения кредиторской задолженности с неизменными условиями задолженности, которая может быть погашена только в соответствие с предлагаемыми кредиторами условиями.
5) Анализ вариантов реструктуризации с оговариваемыми условиями, т. е. условиями погашения задолженности, которые могут быть изменены и на это согласны кредиторы. Этот этап включает: корректировку предлагаемых вариантов и составление графика погашение задолженности; оценку текущей стоимости денежного потока, направляемого на погашение долговых обязательств.
6) Построение окончательного графика погашения задолженности и документальное оформление достигнутых с кредиторами договоренностей.
7) Расчет совокупной эффективности проведенной реструктуризации.
При проведении анализа кредиторской задолженности требуется разделить всех кредиторов на первоочередных и второстепенных. Первоочередные кредиторы это те, сумма обязательств которых составляет в общей сложности 80% от всей задолженности. Очередность может быть определена и с точки зрения последствий задержки платежа. Например, если задержка платежа может привести к прекращению поставок сырья, поставщик может быть отнесен к приоритетным кредиторам.
Кредиторы, владеющие залоговыми требованиями, также относятся к первоочередным кредиторам. Оставшиеся кредиторы не должны игнорироваться, т. к. некоторые из них могут обратиться в суд и инициировать процедуру банкротства. При анализе кредиторской задолженности важно определить, какими средствами располагает предприятие для погашения долгов. Прогноз денежных потоков поможет компании определить сумму задолженности, которую необходимо реструктуризировать, а также оценить возможную сумму выплат кредиторам в будущем.
Методы реструктуризации задолженности
1) Отступное - это обмен активов компании на различные уступки со стороны кредиторов, сокращение суммы задолженности, уменьшение процентной ставки. Предприятия, которым подойдет этот метод реструктуризации - предприятия с большим количеством основных средств. Их вряд ли можно будет продать по приемлемой цене.
Одним из видов отступного является обмен пакета акций, находящегося на балансе предприятия, на уступки кредитора. Соглашение заключается между кредитором и собственниками предприятия, которые готовы уступить часть акций предприятия в обмен на улучшение финансового состояния предприятия.
2) Двусторонний взаимозачет задолженностей может быть осуществлен, если предприятия имеют друг к другу встречные требования. Взаимозачет является наиболее быстрым и эффективным методом сокращения суммы задолженности, поскольку здесь не происходит обмена денежными или основными средствами. Взаимозачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления другой стороны официальным письмом, с последующим заключением соглашения, в котором обе стороны подтверждают правильность зачтенной суммы. Разновидностью взаимозачета является многосторонний взаимозачет, который осуществляется между рядом предприятий, имеющих требования другу к другу. Например, это могут быть предприятия, работающие в смежных отраслях промышленности. Образуется своеобразная цепочка дебиторов кредиторов, которую часто сложно выявить в полном объеме.
3) Покупка требований к кредитору с последующим взаимозачетом может быть успешно реализована, если предприятие-должник располагает свободными средствами для этой процедуры. Сначала предприятие-должник выявляет организации, которые имеют требования к его же кредитору, затем покупает эти требования со скидкой и осуществляет обычный двусторонний взаимозачет.
4) Обеспечение долга - это метод реструктуризации, который предполагает переоформление ничем не обеспеченных требований кредиторов к должникам, в требования, обеспеченные залогом. Кредиторы, обладающие залоговыми правами, имеют приоритет в случае банкротства организации-должника. Предприятие-должник, которое использует этот метод, должно иметь недвижимость, которая еще не является предметом залога по каким-либо обязательствам.
Требования можно обеспечить
также гарантией или
5) Оплата долга банковскими векселями - это метод реструктуризации, при использовании которого многочисленные необеспеченные кредиторы замещаются одним обеспеченным банком. Предприятие заключает договор с банком на предоставление ему сравнительно недорогого, но обеспеченного залогом, кредита. Банк выдает кредит не денежными средствами, а своими векселями, выписанными на предприятие. Предприятие расплачивается со своими кредиторами банковскими векселями, но взамен требует сокращения задолженности. Кредиторы либо продают банковские векселя, либо предъявляют их в банк к оплате. Банк оплачивает предъявленные векселя, а предприятие возвращает полученный кредит в соответствии с условиями кредитного договора.
В данной сделке кредиторы взамен сомнительных долгов получают вполне определенные требования к банку. Банк получает проценты за предоставленный кредит, и гарантию погашения этого кредита в форме обеспечения залогом имущества предприятия-должника. Для реализации этого метода предприятию-должнику необходима поддержка стабильного банка и активы, которые можно использовать в качестве залога по кредиту.
6) Конверсия задолженности в ценные бумаги: облигации, векселя и акции подразумевает выпуск долговых обязательств в целях реструктуризации долга. Одним из способов повышения вероятности погашения задолженности является обеспечение выпускаемых под нее облигаций залогом, причем размер облигационного займа ограничен законом. В случае нарушения договора о реструктуризации задолженности происходит реализация ценных бумаг на рынке, а денежные средства, полученные от реализации, направляются для покрытия задолженности.
Проведение реструктуризации долгов и другие меры преодоления кризиса помогут организации выйти на новый этап в ее деятельности. В то же время нет никакой гарантии, что организация в дальнейшем станет прибыльной. Сложность антикризисного управления состоит в том, что нужно не только «латать дыры», но и проводить кардинальные изменения, направленные на получение прибыли в наикратчайшие сроки. Поэтому должна быть определена стратегия будущего развития и проведена реорганизация (или реструктуризация) предприятия.
Реструктуризация предприятия - это сложный процесс разработки и реализации проекта кардинального изменения состояния существующей организации, ее структуры, который может быть реализован в форме слияния, поглощения, разделения, горизонтальной и вертикальной интеграции. Реструктуризация предполагает разработку четких стратегических действий и формирование нового бизнес-портфеля компании, что может сопровождаться изменением организационно-правовой формы.
Особенности проведения реструктуризации состоят в глобальности перемен, связаны с позиционированием на рынке стратегического продукта, изменением профиля предприятия. При создании программы реструктуризации разрабатывается несколько вариантов проектов, из которых руководство выбирает наилучший с учетом прибыли и рисков.
Реорганизация предприятия - это процесс существенных изменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты ее деятельности: продукт, ассортимент, факторы производства, систему общего менеджмента. Данные изменения могут не затрагивать структуру, стратегический продукт, но они должны быть настолько существенными, чтобы предприятие смогло выжить в нестабильной рыночной среде и стать прибыльным.
Таким образом, управление организацией в условиях кризиса - это совокупность методов, направленных с одной стороны, на уменьшение всех статей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию, необходимых для погашения долгов, а с другой на рост объема продаж и получение соразмерной прибыли.
Глава 2. Анализ финансового состояния и условий функционирования ООО «РА»Сатурн»
2.1 Информация о предприятии ООО «РА»Сатурн»
Организационно-правовая форма ООО «РА»Сатурн»- общество с ограниченной ответственностью. Свою деятельность предприятие осуществляет в соответствии с Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Налоговым Кодексом Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», законами и нормативными правовыми актами субъекта федерации и органов местного самоуправления, а также внутренними приказами, распоряжениями, положениями и другими документами.
Главная стратегия предприятия - минимизация затрат на основные виды продукции: книги, брошюры, журналы, буклеты, плакаты, развитие новых видов услуг. В управлении предприятия широко применяются новые информационные технологии на базе современных персональных компьютеров и сетевых систем. На предприятии работают высококвалифицированные специалисты с большим опытом и стажем работы. Численность персонала на сегодня составляет около 300 человек.
Подготовка и повышение квалификации персонала одно из основных направлений для выполнения производственных задач и перспектив технического перевооружения предприятия
ООО «РА»Сатурн» специализируется на выпуске книжно-журнальной продукции. Номенклатуру выпускаемой предприятием продукции можно представить следующим образом: книги в твердом и мягком переплете, брошюры внакидку - 98,9%; журналы - 0,9%; изопродукция (календари, реклама, плакаты) - 0,2%.
Ежемесячный выпуск продукции составляет в среднем 64,8 млн. листов оттисков или 3 млн. экз. книг в твердом переплете, 1 млн. экз. книг в мягком переплете и 6,5 млн. экз. брошюр.
В 2008 году под влиянием негативных тенденций мирового финансового кризиса снизились темпы роста промышленного производства.
Полиграфия, издательская деятельность и остальные сферы бизнеса с конца 2008 года функционируют в сложных экономических условиях. Типографии России отмечают отток клиентов, сокращение тиражей и подтверждают повышение цен на полиграфические услуги.
Структура заказчиков типографии достаточно дифференцирована. Основными клиентами и партнерами ООО «РА»Сатурн» являются:
1) ООО «Издательство «Эксмо»;
2) ООО ИГ «Аттикус»;
3) ООО «Издательство «АСТ»;
4) ООО «Дрофа»;
В 2008 году книг и брошюр выпущено на 2580,2 тыс. рублей. В натуральном выражении 14,1 млн. экз., или 92,27 от уровня прошлого года.
Журналов выпущено на сумму 148,9 тыс. рублей. В натуральном выражении 0,125 млн. экз. или 807 тыс. руб. от уровня прошлого года.
Газет выпущено на 2499,2 тыс. рублей. В натуральном выражении 27,6 млн. экз.
Изобразительной продукции выпущено на сумму 801,4 тыс. рублей. В натуральном выражении 6,1 млн. экз. или в 2,1 раза больше, чем в предыдущем году.
Бланочной продукции выпущено на сумму 707,7 тыс. рублей. В натуральном выражении 1.2. млн. экз. или 79,87 % к уровню прошлого года.
Книжно-журнальной продукции выпущено в 2009 году на 12748,7 тыс. руб., в 2010 году на 4669,7 тыс. руб. В натуральном выражении 66,9 млн. экз. или 156,3 % к уровню прошлого года.