Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа
Целью представленной курсовой является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Прессформа».
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
-исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
-изучить основополагающие концепции, принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
-оценить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «Прессформа» и систему управления конкурентоспособностью;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….….....5
1.1 Определение рыночной концепции конкурентов……………...……….…..5
1.2 Основные направления анализа конкурентов ………………….………......7
1.3 Основные конкурентные стратегии…………………………….….…….......9
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРЕССФОРМА»……………………………………………………………11 2.1 Краткая характеристика и оценка технико-экономических показателей исследуемого предприятия……….…………………………………….…....…….11
2.2 Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности
ООО «Прессформа» и основных конкурентов……………………..…………...18
2.3 Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью
на предприятии………………………………………………………………....…..23
3 ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРЕССФОРМА»………………………….………….....25
3.1 Общий план управления конкурентоспособностью
предприятия ООО «Прессформа»………………………………………………..25
3.2 Организация маркетинговой службы на предприятии……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....……..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….30
- сохранение партнёрских
На ООО «Прессформа» сложилась комбинированная структура управления. Для этой структуры характерна линейно-функциональная система отношений. Сущность её состоит в том, что по административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется одному руководителю. Функциональные звенья занимаются техническими, технологическими и другими вопросами (приложение 2). В целом компания обладает достаточно устойчивым уровнем развития и налаженной системой работы в отрасли производства и торговли офисными и канцелярскими товарами. Деятельность на торговом рынке достаточно сложна в силу причин, связанных с закономерностями жизненного цикла товара (товарного цикла). Самый сложный период в этом цикле - стадия перехода, когда завершается фаза роста продаж товара, то есть он уже куплен половиной и более потенциальных потребителей. В этот момент темпы роста продаж начинают сокращаться, а прибыльность существенно падать, так как поддержание роста продаж требует все больших затрат в сфере маркетинга. Самое опасное для фирмы в такой ситуации – неверный выбор коммерческой стратегии. Поиск дополнительный ниш рынка - один их эффективных вариантов конкурентных стратегий для российских предприятий. На основе проведенного анализа предприятия, можно сделать вывод о достаточно устойчивой конкурентной позиции, что позволяет сделать вывод, что предприятие находится в стадии зрелости рынка.
Для оценки технико-экономических показателей и анализа экономического состояния исследуемого предприятия рассмотрим показатели финансовых результатов на начало и конец анализируемого периода ООО «Прессформа» за 2008-2010г.г. (приложение 3 табл.1). Источниками для информации послужила финансовая отчетность за 2008-2010г.г., а именно «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2, приложение 4 и 5).
По данным таблицы 1 наблюдается улучшение основных показателей предприятия за анализируемый период.
По данным табл.1 наблюдается улучшение основных показателей предприятия за отчетный период. Выручка от реализации увеличилась: в 2009г. на 14257тыс.руб. по сравнению с 2008г.; в 2010г. на 10881тыс.руб. по сравнению с 2009г.
Доля затрат имеет тенденцию роста: так в общем объеме в 2009г. по сравнению с 2008г. она увеличилась на 0,01 или на 0,56% , а в 2010г. она увеличилась на 0,15 или на 16,62%.
Рентабельность продаж в
2009 году уменьшилась на 6,32, т.е. она
резко упала с 8,24 в 2008 году до 1,92
в 2009 году. Темп снижения составил
76,69%. В 2010 году наблюдается рост
рентабельности продаж на 1,71 или на
88,97% и рентабельность производства
составляет 3,63. Это объясняется мировым
экономическим кризисом, который
коснулся и экономики России, а
тем более тех предприятий, которые
занимаются внешнеэкономической
Наблюдается не эффективное
использование основных
Производительность труда имеет тенденцию к увеличению – в 2009 году производительность труда по сравнению с 2008 годом выросла на 110тыс.руб. с 2731тыс.руб. до 2841тыс.руб.. Темп роста производительности труда составил в 2009 году 4,04%.
В 2010 году производительность труда по сравнению с 2009 годом выросла на 67,7тыс.руб. с 2841тыс.руб. до 2909тыс.руб.. Темп роста производительности труда составил в 2010 году 2,38%.
Можно отметить, что наиболее
результативно предприятие
ООО «Прессформа» и основных конкурентов
По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 6,4% в рублях. При этом еще в 2006 году прирост рынка составлял 14%. В первую очередь такое замедление связано со стагнацией рынка школьных канцелярских товаров. Демографический кризис, набравший обороты еще в конце 80-х гг., стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию. Поэтому канцелярский рынок растет преимущественно за счет офисной канцелярии: в 2007 году ее продажи увеличились на 9,1% в рублях и составили 64,4% от общего рынка, в то время как объем школьной канцелярии увеличился всего на 1,8%. Тон в офисной канцелярии задают корпоративные продажи - в 2007 году они заняли 68,3% всех офисных канцелярских товаров. Говоря о региональной структуре рынка по России в целом, следует отметить его неравномерность: рынок достаточно развит, например, в Москве и Санкт-Петербурге, но слабо развит в менее крупных городах. На долю московского и питерского канцелярских рынков в 2007 году пришлось около 24% всех продаж. При этом еще в 2006 году эта доля составляла почти 30%. И доля Москвы, и доля Санкт-Петербурга из года в год сокращается, что говорит о постепенном насыщении этих рынков. По прогнозам, в 2009 году, например, на Москву придется 14,2% общего рынка канцтоваров в стоимостном выражении. Одной из причин этого насыщения могут служить достаточно развитые сети гипермаркетов и супермаркетов в двух российских столицах, предлагающие вполне достаточный для среднего потребителя ассортимент канцтоваров, а также высокие арендные ставки для продавцов канцтоваров. Если говорить о Москве, то здесь и вовсе свободных ниш практически не осталось. Также сложившаяся ситуация объясняется разным финансовым положением регионов и невысокой культурой потребления канцелярских товаров в отдаленных от центра районах. О стагнации и насыщении московского и питерского рынков говорят и их низкие темпы прироста - менее 3% в 2007 году. Наибольшую долю на рынке канцтоваров в 2007 году заняли бумажно-беловые изделия (ББИ) - чуть больше 40%. Столь высокая доля ББИ объясняется тем, что это один из немногих сегментов, где хорошо развито российское производство. На долю ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и ОАО «Светогорский ЦБК» приходится основная часть этой продукции. В последнее время стала наращивать свои производственные мощности ГП (группа предприятий) «Северо-Западная лесопромышленная компания».
По оценке «Экспресс-Обзор», объем продаж офисной бумаги в 2007 году составил 14,7 млрд. руб. В 2008-2009 гг. рынок офисной бумаги продолжит увеличиваться, что объясняется популярностью бумаги как таковой (ее используют не только для печатания документов, но и в качестве черновиков, редко когда лист бумаги существует больше суток). При этом можно заметить очевидную тенденцию: импортная офисная бумага вытесняется отечественной. В 2009 году на долю зарубежной бумаги придется всего 20% совокупного рынка в натуральном выражении. В отличие от рынка офисной бумаги, который стабильно увеличивается, в сегменте рынка тетрадей все не так гладко. По итогам 2007 года производство тетрадей уменьшилось на 3% в натуральном выражении. Сокращение выпуска тетрадей объясняется снижением спроса на них из-за уменьшения числа потребителей. За последние восемь лет численность учащихся в школах сократилась более чем на 30%. А, как известно, именно школьники от 7 до 18 лет являются основными потребителями тетрадей. К тому же новые технологии и новые носители вытесняют традиционные, на смену тетрадям приходят микрочипы и флэш-карты. Положительным моментом для отечественного производства является то, что по сравнению с западными тетрадями российские тетради дешевы и потому очень популярны. Даже высокие темпы прироста объема импорта тетрадей - почти 25% по итогам 2007 года в натуральном выражении - не улучшают ситуации на рынке. По итогам 2010 года он увеличится всего на 2,7% в натуральном выражении. Не очень хорошо дела обстоят и с производством пишущих принадлежностей. Например, в 2007 году выпуск шариковых авторучек сократился на 26,8% в натуральном выражении. Такие низкие показатели отечественного производства объясняются тем, что производство хорошей ручки, как и других пишущих принадлежностей, является сложным, высокотехнологичным и дорогостоящим процессом. В России выпуск ручек происходит в основном на уровне «отверточной сборки». Но есть и исключения. Например, ООО «Стамм», ООО «Пишущие принадлежности Беркли» и Erich Krause производят достаточно хорошие и качественные ручки, но их выпуск невелик. Рынок товаров для творчества демонстрирует удивительное постоянство.
Позиции лидеров - «Гамма» и «Луч» - практически не меняются на протяжении десятка лет, а их совокупная доля неизменно составляет порядка 70%. Канцелярская отрасль достаточно сильно консолидирована - в 2006 году 55,5% всего рынка занимали 8 крупнейших игроков-дистрибуторов. Из них на долю «Комуса» приходилось 20,5%.
Исследование рынка
- характеристики рынка канцтоваров в целом (объем рынка, структура рынка, долевое распределение крупнейших игроков-дистрибуторов и их описание, и др.);
- характеристики рынка тетрадей (производство, экспорт, импорт, объем рынка, описание основных производителей и др.);
- характеристики рынка офисной бумаги (импорт, объем рынка, структура рынка, описание основных игроков и др.);
- характеристики рынка папок (производство, экспорт, импорт, объем рынка, структура рынка, описание основных производителей и др.);
- характеристики рынка товаров для творчества (экспорт, импорт, объем рынка, долевое распределение крупнейших игроков и их описание и др.);
- характеристики рынка пишущих принадлежностей (производство, экспорт, импорт, объем рынка, описание основных производителей и др.).
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, компания должна следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть. Одним из важнейших этапов в данном случае является применение SWOT-анализа, который иначе называют еще матрицей первичного стратегического анализа. Это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный реально помочь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии. Сравнивая компанию ООО «Прессформа» с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. У новороссийского представительства ООО «Прессформа» 4 основных конкурента: «Комус», «Алгоритм», «Деловой мир» и «Секретарь».
Для анализа конкурентоспособности ООО «Прессформа» составим таблицу 2 (приложение 4), в которой будут указаны сильные и слабые стороны конкурентов.
Из приведённой таблицы 2 видно, что дольше всех в Новороссийске работает «Алгоритм». При этом у этой фирмы самое большое число наименований товара. Склады «Алгоритма» находятся в п. Цемдолина, что позволяет быстро доставлять товар в торговые точки и корпоративным клиентам. В то же время у ООО «Прессформа» есть свои преимущества:
- ООО «Прессформа» - федеральная сеть;
- Есть три собственные торговые марки во всех направлениях (дошкольники, школа, офис). На собственные марки цены ниже, при том что качество на очень высоком уровне.
- Основной склад находится в Москве, но по заказу раз в неделю оттуда привозится товар на Новороссийский склад.
- Бесплатная доставка товара по городу и области.
Так же стоит отметить, что «Алгоритм» делает акцент на розничных продажах, а ООО «Прессформа» в основном работает с корпоративными и оптовыми клиентами.
Вторым по значимости конкурентом является «Комус». У этой фирмы так же как и у «Алгоритма» нет своих торговых марок по канцелярским товарам. Основное конкурентное преимущество «Комуса» в том, что у них своё производство бумаги. Она обладает высоким качеством и достаточно никой ценой. По качеству её можно сравнить с бумагой «SvetoCopy».
Но «SvetoCopy» стоит 120 рублей в розницу, а бумага «Комус» 98 рублей. Это особенно прельщает корпоративных и оптовых клиентов, которые закупают бумагу в больших количествах и разница в цене имеет огромное значение. В этой ситуации основная задача менеджеров ООО «Прессформа» объяснить своим клиентам, что «Комус» не имеет специального оборудования для производства, в отличие от комбинатов бумажных изделий, что цена оправдывает качество. Бумага «Комуса» подходит далеко не для всех принтеров, сильно электризуется. Как следствие - ломается дорогостоящая офисная оргтехника. Только грамотно объяснив это своим клиентам, ООО «Прессформа» не потеряет их.
«Деловой мир» и «Секретарь» очень слабые конкуренты для ООО «Прессформа». У них нет особенных конкурентных преимуществ. Эти фирмы потеряли своё место на рынке канцтоваров и существуют благодаря минимальной наценке на свой товар и постоянным клиентам.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Прессформа» самая сильная в конкурентном отношении фирма по продаже канцтоваров в Новороссийске. Поэтому работа менеджеров по продажам в компании сводится к следующему: - поиск новых клиентов; - поддержание клиентской базы; - своевременное оформление заявок.
2.3 Оценка существующей системы управления маркетинга и конкурентоспособностью на предприятии
После проведённой оценки
конкурентоспособности
Рассмотрим более подробно
отдельные уровни обеспечения