Разработка мероприятий по конкурентоспособности организации (на примере ООО «Прессформа»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Прессформа».
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
-исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
-изучить основополагающие концепции, принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
-оценить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «Прессформа» и систему управления конкурентоспособностью;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….….....5
1.1 Определение рыночной концепции конкурентов……………...……….…..5
1.2 Основные направления анализа конкурентов ………………….………......7
1.3 Основные конкурентные стратегии…………………………….….…….......9
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРЕССФОРМА»……………………………………………………………11 2.1 Краткая характеристика и оценка технико-экономических показателей исследуемого предприятия……….…………………………………….…....…….11
2.2 Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности
ООО «Прессформа» и основных конкурентов……………………..…………...18
2.3 Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью
на предприятии………………………………………………………………....…..23
3 ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРЕССФОРМА»………………………….………….....25
3.1 Общий план управления конкурентоспособностью
предприятия ООО «Прессформа»………………………………………………..25
3.2 Организация маркетинговой службы на предприятии……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....……..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….30

Файлы: 1 файл

КР конкурент.docx

— 89.05 Кб (Скачать)

        Академия маркетинга и социально-информационных

         технологий – ИМСИТ (г. Краснодар)

 

             Филиал  ИМСИТ в  г. Новороссийске

                          

                                 Факультет управления и финансов

                                        

Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин и управления

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

По дисциплине: Стратегический менеджмент

 

На тему: « Разработка мероприятий по конкурентоспособности организации          

              ( на примере ООО  «Прессформа»)

(2 года сокращенной  заочной формы обучения  на  базе СПО)

Специальность 080507.65 – Менеджмент организации

 

                                                                 

                                                                                     Выполнила студентка  

                                                                                     Заочной формы обучения  

                                                                                     Группы  09 СПМОф-02м          

                                                                                   

 

 

Работа защищена «___ » ____________2011г. с оценкой _____________

 

Научный руководитель: ________________ к.э.н.,  доцент  Алдакушева А.Б.

 

 Новороссийск 2011

содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...….3

1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………….….....5

1.1 Определение  рыночной  концепции  конкурентов……………...……….…..5

1.2  Основные  направления  анализа  конкурентов ………………….………......7

1.3  Основные  конкурентные  стратегии…………………………….….…….......9

2   Анализ   уровня    конкурентоспособности   предприятия ООО «Прессформа»……………………………………………………………11 2.1 Краткая характеристика и оценка  технико-экономических показателей исследуемого предприятия……….…………………………………….…....…….11

2.2 Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности

ООО «Прессформа» и основных конкурентов……………………..…………...18

2.3 Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью

на предприятии………………………………………………………………....…..23

3 План   управления   конкурентоспособностью    предприятия ООО «Прессформа»………………………….………….....25

3.1 Общий план управления конкурентоспособностью

предприятия ООО  «Прессформа»………………………………………………..25

3.2 Организация маркетинговой службы на предприятии……………………...26

Заключение……………………………………………………………....……..28

Список использованных источников и литературы………….30

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предположения, бытовавшие в начале 90-х годов, о том, что  конкурентоспособность российских предприятий сформируется в режиме саморазвития при переходе к рынку, не сбылись. Причин крайне низкого уровня этого показателя по сравнению с  западными компаниями достаточно много. Ход рыночных преобразований требует  должного учета и целенаправленного  использования реальных возможностей конкуренции.

В современных условиях в  России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий  находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов  повышения конкурентоспособности.

В середине 90-х годов произошли  изменения в организации канцелярского  рынка: в связи с развалом централизованной системы торговли канцелярской продукции  и построения производителями  и  поставщиками канцелярской продукции  собственных торговых сетей.

Общими направлениями  развития производства и торговли канцелярской продукции в России в настоящее  время, можно назвать следующие: усиление роли региональных производителей, которые смогут построить эффективную  сбытовую сеть; применение современных  электронных технологий, которые  позволят решить проблему недостаточной  технической оснащенности; укрупнение и усиление торговых сетей в отдельных  городах области.

Сегодня ни одна серьезная  компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения  на рынке и конкурентоспособности  своей продукции, что обуславливает  актуальность выпускной квалификационной  работы. Несмотря на разнообразные  методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Объектом исследования является деятельность предприятия ООО «Прессформа», которое в настоящее время является лидером канцелярского рынка России и выстраивает партнерские отношения по всему миру.

Предмет исследования –  концепции и их значение в конкурентоспособности организации.

Целью представленной курсовой является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Прессформа».

Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.

Среди  них целесообразно  выделить следующие:

-исследовать сущность  понятия «конкурентоспособность  предприятия»;

-изучить основополагающие  концепции, принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;

-оценить уровень конкурентоспособности  предприятия ООО «Прессформа»  и  систему управления конкурентоспособностью;

Для достижения поставленной цели были использованы нормативные и законодательные акты, труды таких авторов, как Абрамашвили Г. Г.,   Ансофф И.Ф., Афанасьев М.П., Барабанов А.И., Басовский Л.Е., Белановский С.А., Волков О. И., Гайдаенко Т. А., Гапоненко А. Л., Дойль П., Журавлев В. В., Лифиц И.М., Котлер Ф., Макконнелл К. Р., Мескон М. Х., Павлова Н. Н., Портер М., Рузавин Г. И., Стюарт Г. , Уткин Э.А.,  Фатхутдинов Р. П., Цыганова А.Г. и другие.

В качестве теоретической базы курсовой  работы были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов, а также использован ряд нормативных актов Российского законодательства и Госстандарта России.

Курсовая работа содержит оглавление, введение, три главы, заключение, список  использованных источников и литературы, приложения.

 

1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

 

1.1  Определение рыночной  концепции конкурентов

 

Компания, действующая на рынке, всегда подвергается риску –  опасности возникновения непредвиденных угроз и потери ожидаемой прибыли, дохода, имущества или денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Одной из важнейших угроз компании является конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта,  источники сырья [1,с.302] .

Конкурент – лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.

Знание конкурентов –  основное условие эффективной маркетинговой  деятельности. Компания должна постоянно  сравнивать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и  рекламные кампании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов  и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. Тем самым она  получает возможность вести «прицельный  огонь» по позициям конкурентов и  организовать эффективную оборону  своих рубежей[3,с.132]  .

Исследование конкурентов – получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождение возможности сотрудничества и кооперации с ними.

В зависимости от степени  взаимозаменяемости продуктов можно  выделить четыре уровня конкуренции (рис. 1).

 

 

                   Общая конкуренция

 
   

       Формальная  конкуренция

   

 

   

   Отраслевая конкуренция

 

 

 

 

 

  Конкуренция торговых  марок

 

 


 

Рисунок  1  -  Четыре уровня конкуренции

 

1.Конкуренция торговых  марок, или предметная конкуренция,  имеет 
место в случае, когда компания рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям по сходным ценам. Предметная конкуренция – конкуренция, ведущаяся по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

2.Отраслевая, или функциональная конкуренция, имеет место, когда компания рассматривает в качестве конкурентов компании, производящие тот же продукт или группу товаров. Функциональная конкуренция – конкуренция, возникающая, когда товар наряду с товарами других фирм удовлетворяет конкретную потребность. Подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.

3.Формальная конкуренция  имеет место, когда компания  считает конкурентами всех, кто  производит продукцию, призванную  предоставить одни и те же услуги.

4.Общая конкуренция имеет  место, когда компания видит  конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей.

Можно более точно определить конкурентов компании, рассматривая их с рыночной точки зрения  [18,с.170]. 

Хорошо известны четыре типа рыночных структур:

-чистая монополия;

-олигополистическая конкуренция;

-чистая олигополия;

-дифференцированная олигополия;

-монополистическая конкуренция

 

1.2  Основные  направления  анализа  конкурентов

 

Каждая компания должна знать  ответы на вопросы: Кто является ее конкурентами? В чем заключаются  их стратегии?  Каковы их цели? В чем  состоят их сильные и слабые стороны? Как они реагируют на различные  приемы конкурентной борьбы?

Кроме того, компании необходимо знать, как создаются системы  наблюдения за конкуренцией, правила  ведения рыночной атаки и организации обороны и уметь поддерживать баланс внимания к потребителям и конкурентам (рис. 2) (Приложение 1).

Ближайшие конкуренты фирмы - компании, преследующие те же цели и  придерживающиеся сходной стратегии. Группа компаний, придерживающихся сходной стратегии на данном целевом рынке, называется стратегической группой. Компании необходимо определить стратегическую группу, с которой она конкурирует[11,с.401].

Несмотря на то, что наиболее интенсивная конкуренция разворачивается между участниками стратегической группы, может обостриться и соперничество различных групп. Во-первых, легко может вспыхнуть «война»  за определенный сегмент целевых потребителей. Например, разные группы производителей электробытовой аппаратуры могут конкурировать за рынок оборудования для дорогостоящего жилья. Во-вторых, покупатели могут не заметить особой разницы в предложениях разных стратегических групп. В-третьих, каждая группа может перейти к стратегии расширения своей доли рынка, особенно в тех случаях, когда силы компаний примерно равны, а препятствия мобильности между группами незначительны[11,с.338].

Компании необходима детальная  информация о бизнесе каждого  конкурента, маркетинге, производстве, научных разработках, финансовой и кадровой стратегии; о качестве продукта, его характеристиках и ассортименте продукции; об обслуживании покупателей; о ценовой политике; о стратегии торговых агентов; о программах рекламы и сбыта.

Компания должна организовать непрерывное наблюдение за реализацией стратегии конкурентов, которые не преминут при первой удобной возможности внести в нее коррективы[18,с.185].

Очевидно, компании должны постоянно  отслеживать изменения желаний  покупателей и быть готовыми к  пересмотру стратегии для удовлетворения вновь возникающих потребностей.

После того как компания определила своих основных конкурентов  и их стратегию, она должна задать себе вопрос: «Что ищет каждый из конкурентов  на рынке?  Что движет ими?».

Естественным выглядит предположение, что конкурент стремится к  максимизации доходов. Однако компании придают различное значение долго- и краткосрочным доходам. Более того, некоторые компании ориентируются скорее на «удовлетворение», чем на максимизацию доходов: запланировав определенные показатели прибыли, они ограничиваются их выполнением, хотя иная стратегия или настойчивые усилия принесли бы им большие доходы.

Информация о том, какое значение конкурент придает каждой цели, помогает понять, удовлетворен ли он финансовыми результатами, предсказать его возможную реакцию на конкурентные атаки и т. д.

Информация о работе Разработка мероприятий по конкурентоспособности организации (на примере ООО «Прессформа»)