Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в понятие организации как основы менеджмента, а также разработке и совершенствовании организационной структуры управления предприятием
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Анализ теоретических вопросов по организации, построению и совершенствованию организационной структуры;
2. Разработка и оценка организационной структуры управления предприятием

Оглавление

Введение
1. Общее понимание организации
1.2 Организационные структуры и эффективность управления
1.3 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятия
2. Понятие формальной и неформальной организации
2.1 Цели Организационной структуры
3. Жизненный цикл организации и его этапы
3.1 Перспективы развития организационной структуры
4. Понятие и принципы построения организационной структуры предприятия
4.1Анализ организационной структуры
4.2 Выявление проблем и пути их решения, совершенствование организационной структуры
5. Внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды
5.1 Внутренняя среда организации. Ее внутренние переменные
5.2 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
6. Содержание понятий «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения
6.1 Формирование организационных структур управления предприятий
7. Назначение миссии, целей и задач организации
8. Юридическая и социальная ответственность организаций
9. Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия на
9.1 Разработка и характеристика организационной структуры
9.2 Методика совершенствования организационной структуры управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Doplomnaya_Rabota.docx

— 90.17 Кб (Скачать)

Тема : "Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия

 

 

Содержание

Введение

1. Общее понимание организации

1.2 Организационные структуры и эффективность управления

1.3 Мероприятия по совершенствованию  организационной структуры управления  предприятия

2. Понятие формальной  и неформальной организации

2.1 Цели Организационной структуры

3. Жизненный цикл организации  и его этапы

3.1 Перспективы развития организационной структуры

4. Понятие и принципы построения организационной структуры предприятия

4.1Анализ организационной структуры

4.2  Выявление проблем  и пути их решения, совершенствование  организационной структуры

5. Внутренние переменные  факторы в организации, факторы  прямого и косвенного воздействия  внешней среды

5.1 Внутренняя среда организации.  Ее внутренние переменные

5.2 Внешняя среда организации.  Факторы прямого и косвенного  воздействия

6. Содержание понятий  «структура», «элементы» организации,  «структурные подразделения

6.1 Формирование организационных структур управления предприятий

7. Назначение миссии, целей  и задач организации

8. Юридическая и социальная  ответственность организаций

9. Разработка и совершенствование  организационной структуры предприятия  на

9.1 Разработка и характеристика  организационной структуры

9.2 Методика совершенствования  организационной структуры управления 

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Повышение эффективности  работы предприятия в значительной мере определяется организованностью  системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и  деятельности всех ее элементов в  направлении выбранной цели.

Необходимость совершенствования  системы управления на современном  этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности  аппарата управления, его функций; внедрение  автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Существуют различные  типы организационных структур (линейные, линейно-функциональные, функциональные, матричные, проектные, дивизиональные, бригадные). Но не каждый тип организационной структуры соответствует организации. Поэтому каждая организация сама разрабатывает организационную структуру, которая должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения сотрудников в группы. Кроме того, структура должна содержать в себе механизмы связи и координации элементов организации в согласованно работающее целое.

В настоящее время в  России и за рубежом вышло достаточно книг, посвященных организации как  основы менеджмента и организационной  структуре предприятия. Следует  отметить, что что большинство таких изданий носит не только теоретический, но и прикладной характер и изобилует живыми, легко узнаваемыми примерами.

Среди работ, изученных в  процессе разработки, стоит выделить следующие: Мескон М.Х, Альберт М. «Основы менеджмента», Фатхутдинов Р.А. «Производственный менеджмент», Парахина В.Н. «Теория организации».

Цель курсовой работы заключается  в понятие организации как  основы менеджмента, а также разработке и совершенствовании организационной  структуры управления предприятием

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие  взаимосвязанные задачи:

1. Анализ теоретических  вопросов по организации, построению  и совершенствованию организационной  структуры;

2. Разработка и оценка  организационной структуры управления  предприятием 

3. Разработка рекомендаций  по совершенствованию организационной  структуры управления 

Логика разработки обусловила структуру работы, состоящей из реферата, содержания, введения, 9 пунктов, заключения и списка использованных источников.

 
 

1. Общее понимание  организации

 

Термин «организация»  происходит от латинского organize – сообщаю стройный вид, устраиваю. В этом смысле всякое общество – не аморфное образование; оно определенным образом организовано. В таком широком понимании организация есть элемент структуры общества.

Исследователь социологии организаций  А.И. Пригожий отмечает, что применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми являются три из них.

Во-первых, так может называться искусственное объединение, занимающее определённое место в обществе и  предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченных функций. В этом смысле организация  выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается  как стационарный объект.

Во-вторых, этот термин означает определённую организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление» [1].

В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-либо объекта. В этом смысле под организацией понимаются определённые структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое. Тогда организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, когда речь идёт об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

 
1.2 Организационные структуры и  эффективность управления

Организационную структуру  любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом  деятельности следует рассматривать  с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность  и эффективность влияют:

Ш действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

Ш действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

Ш полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных  трех факторов в организации может  быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность  достижения высокого уровня эффективности  производства.

Для построения рациональной структуры управления необходимо, чтобы  она соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным  структурам новыми условиями хозяйствования:

1. Оптимальность. Структура  управления признается оптимальной,  если между звеньями и ступенями  управления на всех уровнях  устанавливаются рациональные связи  при наименьшем числе ступеней  управления.

2. Оперативность. Суть  данного требования состоит в  том, чтобы за время от принятия  решения до его исполнения  в управляемой системе не успели  произойти необратимые отрицательные  изменения, делающие ненужной  реализацию принятых решений.

3. Надежность. Структура  аппарата управления должна гарантировать  достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих  команд и других передаваемых  данных, обеспечивать бесперебойность  связи в системе управления.

4. Экономичность. Задача  состоит в том, чтобы нужный  эффект от управления достигался  при минимальных затратах на  управленческий аппарат. Критерием  этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результтом.

5. Гибкость. Способность  изменяться в соответствии с  изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры  управления. Неизменность ее основных  свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

7. Ясность. Каждое подразделение  предприятия, каждый ее сотрудник  (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, где он  находится и куда ему обращаться  за информацией, помощью или  решением. Ясность не следует  путать с простотой. Простым  структурам может не хватать  ясности. И наоборот, очень сложные  структуры могут быть очень  ясными. Структура, не обладающая  ясностью, создает конфликты, впустую  расходует время, раздражает работников  и задерживает решения.

Организационная структура  управления должна способствовать самоконтролю и мотивации. Она не должна ориентировать  людей на интенсификацию усилий (т. е. повышение затрат), а мастерство превращать в самоцель.

Организация должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу и общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его задача сопряжена с общей задачей и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.

Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению.

Организация должна быть способна сама производить лидеров завтрашнего  дня. Обязательное условие для этого  -РО минимум уровней управления. Структура должна помогать каждому сотруднику учиться и развиваться на любом занижаемом посту, она должна предусматривать непрерывное обучение

1.3 
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура  направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Совершенствование организационной  структуры управления приобретает  форму поиска альтернативного решения  между централизацией и децентрализацией властных функций. При совершенствовании  организационной структуры управления важным является правильное соотношение  полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей  и исполнителей. Успешно реализованные  два этапа - реструктуризация и приватизация, в развитии предприятия органично вылились в третий этап - поиска эффективных систем управления предприятием и организации производства.

На предприятии постоянно  внедряются инновационные технологии, в том числе и технологии современного менеджмента. Сейчас на "Тиротексе" внедряется японская модель управления крупными предприятиями, получившая в мировой практике название "бережливое производство". Суть его заключается в следующем:

* создании больших объемов продукции при постоянном увеличении качества; * снижении или устранении потерь, увеличении эффективности использования оборудования, что подразумевает устранение всех видов деятельности, которые не приносят добавочной стоимости продукту;

* снижении затрат;

* в конечном итоге - повышении удовлетворенности как у заказчиков, так и у самих работников. Освободившиеся время и ресурсы используются для увеличения объемов производства.

Внедрение этой системы на предприятии наглядно показывает, что  для повышения эффективности  производства не всегда необходимо закупать новое дорогостоящее оборудование, переходить на новые материалы и  технологии или компьютеризировать производство. Зачастую надо всего  лишь изменить культуру управления предприятием, отношение к своему делу, и тогда  простые организационные и технические  моменты приведут к хорошему результату, повышению качества и экономии средств. Специалистами ЗАО «Тиротекс» разработан план работы на 5 лет, который в свою очередь, делится на годовые бизнес-планы, планы продаж на 3 месяца, оперативные недельные планы, вплоть до задач одной смены. Система планирования подразумевает жесткую систему контроля. К примеру, введена система "футбольного" контроля. Что это значит? Если работник не выполнил свои функции, он получает первую желтую карточку и лишается 25 процентов премиальных, после второго нарушения ему предъявляется вторая желтая карточка и снимается 50 процентов премиальных. Красная карточка означает стопроцентное лишение премиальных и перевод на нижеоплачиваемую работу. Как правило, все работники исправляются, и даже переходят на высшую ступень.

Что касается инновационных  технологий на предприятии гордостью "Тиротекса" является участок автоматизированных швейных линий, где ручной труд швеи на швейной машинке полностью заменен автоматом, на входе которого полотно ткани, а на выходе - готовое изделие. Этот мощный, производительный, современный комплекс, не имеющий аналогов в странах ближнего зарубежья, нам удалось поднять всего лишь за год. И если в апреле 2007 года на участке было переработано 50 тыс. метров ткани, то в апреле 2008 года производственный план для УАШЛ составил уже 1 млн. 50 тыс. метров. Появление такого участка позволяет предприятию увеличивать ассортимент швейной продукции, наращивать объемы и заключать новые контракты

 

 

2. Понятие формальной и неформальной организации

 

Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели или системы целей.

Отсюда вытекают требования к организации:

§ нaличиe пo кpaйнeй мepe двyx людeй, кoтopыe cчитaют ceбя чacтью гpyппы;

§ нaличиe пo кpaйнeй мepe oднoй цeли, кoтopyю пpинимaют кaк oбщyю вce члeны гpyппы;

§ нaличиe члeнoв гpyппы, кoтopыe coзнaтeльнo paбoтaют вмecтe, чтoбы дocтичь знaчимyю для вcex цeль.

Пpивeдeннoe oпpeдeлeниe cпpaвeдливo для фopмaльнoй opгaнизaции. Сyщecтвyют нeфopмaльныe opгaнизaции (обpaзyютcя пpaктичecки вo вcex фopмaльныx opгaнизaцияx, зa иcключeниeм oчeнь мaлыx).

Информация о работе Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия