Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в понятие организации как основы менеджмента, а также разработке и совершенствовании организационной структуры управления предприятием
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Анализ теоретических вопросов по организации, построению и совершенствованию организационной структуры;
2. Разработка и оценка организационной структуры управления предприятием
Введение
1. Общее понимание организации
1.2 Организационные структуры и эффективность управления
1.3 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятия
2. Понятие формальной и неформальной организации
2.1 Цели Организационной структуры
3. Жизненный цикл организации и его этапы
3.1 Перспективы развития организационной структуры
4. Понятие и принципы построения организационной структуры предприятия
4.1Анализ организационной структуры
4.2 Выявление проблем и пути их решения, совершенствование организационной структуры
5. Внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды
5.1 Внутренняя среда организации. Ее внутренние переменные
5.2 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
6. Содержание понятий «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения
6.1 Формирование организационных структур управления предприятий
7. Назначение миссии, целей и задач организации
8. Юридическая и социальная ответственность организаций
9. Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия на
9.1 Разработка и характеристика организационной структуры
9.2 Методика совершенствования организационной структуры управления
Заключение
Список использованной литературы
Формальные организации
– зарегистрированные в установленном
порядке общества, товарищества и
т.д., которые выступают как
Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Неформальная организация
– незарегистрированная в государственном
органе организация, объединяющая людей,
связанных личными интересами, имеющая
лидера и не ведущая финансово-
Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.
Неформальные, или теневые,
группы существуют в каждой организации.
Они неизменно «вырастают» из
дружеских отношений и
Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации:
1) социальный контроль. Неформальные
организации осуществляют
Менеджеру в этой связи следует знать,
что социальный контроль, осуществляемый
неформальной организацией, может оказать
положительное влияние на достижение
целей формальной организации;
2) сопротивление переменам.
В неформальных организациях
всегда наблюдается тенденция
к сопротивлению переменам.
существованию неформальной организации;
3) неформальные лидеры. Неформальные
организации также имеют своих
лидеров. Их отличие от
Существование неформальных групп в организации – вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать [1].
2.1 Цели Организациооной страктуры
1. Создать современную
организационную структуру
2. Реализовать систему
стратегического управления, способствующую
эффективной деятельности
3. Освободить руководство
объединения от повседневной
рутинной работы, связанной с
оперативным управлением
4. Повысить оперативность принимаемых решений.
5. Вовлечь в предпринимательскую
деятельность все
Одним из основных путей
совершенствования
Большое значение также, я
думаю, будет иметь внедрение
метода управления по целям, получившего
широкое распространение в
Внедрение мероприятий, направленных на разграничение полномочий и установление четкой взаимосвязи между различными уровнями управления будет способствовать решению целого ряда задач:
- разграничить полномочия
и зоны ответственности между
структурными подразделениями
- определить слабые и сильные стороны организации;
- формализовать взаимоотношения по вертикали и по горизонтали;
- повысить ответственность персонала;
- позволит руководителям
повысить четкость и
Любую перестройку структуры управления целесообразно оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных целей. Реорганизация направлена, чаще всего на то, чтобы повысить эффективность работы организации, и можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации
3. Жизненный цикл организации и его этапы
Организации зарождаются,
развиваются, добиваются успехов, ослабевают
и, в конце концов, прекращают свое
существование. Немногие из них существуют
бесконечно долго, ни одна не живет
без изменений. Новые организации
формируются ежедневно. В то же время
каждый день сотни организаций
Именно поэтому широко распространено
понятие о жизненном цикле организаций
как о предсказуемых их изменениях с определенной
последовательностью состояний в течение
времени. Применяя понятие жизненного
цикла, можно видеть: существуют отчетливые
этапы, через которые проходят организации,
и переходы от одного этапа к другому являются
предсказуемыми, а не случайными [3].
Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рис. 1. На рисунке показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление [4].
· Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства.
· Детство. Это опасный
период, поскольку наибольшее количество
неудач происходит в течение первых
лет после возникновения
· Отрочество. Во время этого переходного
периода рост организации осуществляется,
как правило, несистематично, рывками;
организация все больше набирает силу,
однако координация проводится ниже оптимального
уровня. Более организованные процедуры
постепенно заменяют рискованную страсть
к успеху. Налаживается планирование,
разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется
прием на работу специалистов, что вызывает
трения с прежним составом. Основатели
организации вынуждены больше выполнять
роль непосредственных руководителей,
а не предпринимателей, проводя систематическое
планирование, координацию, управление
и контроль.
· Ранняя зрелость. Отличительные
признаки этого периода – экспансия,
дифференциация и, возможно, диверсификация.
Образуются структурные подразделения,
результаты деятельности которых измеряются
полученной прибылью. Используются многие
общепринятые методы оценки эффективности,
должностные инструкции, делегирование
полномочий, нормы производительности,
экспертиза, организация обучения и развития.
Однако начинают проявлять себя тенденции
бюрократизма, борьбы за власть, местничества,
стремление добиваться успеха любой ценой.
· Расцвет сил. Имея в правлении акционеров,
организация ставит на данном этапе цель
сбалансированного роста. Структура, координация,
стабильность и контроль должны иметь
такое же значение, как и инновации, совершенствование
всех частей и децентрализация. Принимается
концепция структурных подразделений,
результаты деятельности которых измеряются
полученной прибылью. Новая продукция,
рынок сбыта и технологии должны быть
управляемы, а квалификационные навыки
управленческого персонала – более отточены.
С ускорением темпов роста по сравнению
с предыдущими стадиями организация нередко
переоценивает свои успехи и возможности.
· Полная зрелость. Имея компетентное,
но не всегда ответственное руководство,
организация действует практически сама
по себе. Весьма часто устанавливается
нежелательное состояние всеобщего благодушия.
Несмотря на то что картина доходов вполне
приемлема, темпы роста замедляются. Организация
может отклоняться от своих первоначальных
целей под влиянием внешнего давления.
Вместе с тем слабости слишком очевидны.
Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
· Старение. Этот тип никогда
бы не наступил, если бы руководство
организации постоянно
· Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития [4].
3.1 Перспективы развития организационной структуры
Случаи проведения реструктуризации
отечественных предприятий по инициативе
действующей команды
Не смотря на то, что преобразование структуры управления длиться уже в течении нескольких лет, множество перечисленных проблем актуальны и по сегодняшний день.
Основными направлениями, способствующими
совершенствованию структуры
1. Повышение профессионализма
в управлении. Непрофессионально
принятое решение ничуть не
лучше слишком тесной обуви
или неправильно назначенного
лечения. Поэтому нужно вести
работу по повышению
2. Применение современных технологий управления.
3. Информация требует должного внимания. Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям. Выработка и принятие управленческого решения - сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Она невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается.
Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений.
4. Следует пользоваться
услугами консультантов.
Информация о работе Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия