Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в понятие организации как основы менеджмента, а также разработке и совершенствовании организационной структуры управления предприятием
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Анализ теоретических вопросов по организации, построению и совершенствованию организационной структуры;
2. Разработка и оценка организационной структуры управления предприятием
Введение
1. Общее понимание организации
1.2 Организационные структуры и эффективность управления
1.3 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятия
2. Понятие формальной и неформальной организации
2.1 Цели Организационной структуры
3. Жизненный цикл организации и его этапы
3.1 Перспективы развития организационной структуры
4. Понятие и принципы построения организационной структуры предприятия
4.1Анализ организационной структуры
4.2 Выявление проблем и пути их решения, совершенствование организационной структуры
5. Внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды
5.1 Внутренняя среда организации. Ее внутренние переменные
5.2 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
6. Содержание понятий «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения
6.1 Формирование организационных структур управления предприятий
7. Назначение миссии, целей и задач организации
8. Юридическая и социальная ответственность организаций
9. Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия на
9.1 Разработка и характеристика организационной структуры
9.2 Методика совершенствования организационной структуры управления
Заключение
Список использованной литературы
· социокультурные факторы. Жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию, также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании.
· политические факторы – позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.
· взаимоотношения с местными
управляющими организациями. Организации
должны прилагать целенаправленные
усилия для поддержания хороших
отношений с местным
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность [5].
6. Содержание понятий
«структура», «элементы»
Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других.
· Цель. Ни одна организация
(как формальная коммерческая структура,
так и неформальное общественное
объединение) не сможет сформироваться
и тем более далее
· Миссия – это представление о стратегических целях, и в этом смысле – о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации.
· Видение. Для описания цели
организации важен такой
· Технология – это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации.
· Финансы – все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности.
· Управление – процесс
координации различных
· Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
· Структура – важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости / гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур: линейная, функциональная, адаптивная [6].
Линейная организационная
структура, которая часто называется
пирамидальной, бюрократической, –
строго иерархически организованная,
характеризующаяся разделением
зон ответственности и
Функциональная
Адаптивная организационная структура – гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами).
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).
Виды структурных
· Управления – подразделения,
образованные по отраслевому и функциональному
признаку, и обеспечивающие реализацию
отдельных направлений
· Отделения – это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации.
· Департаменты – обычно,
такие подразделения создаются
в органах государственной
· Отделы – функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации.
· Службы – группы, объединенные
по функциональному признаку структурных
единиц, имеющие родственные цели,
задачи и функции. При этом управление
или руководство этой группой
осуществляется централизованно одним
должностным лицом. Служба также
может быть создана как отдельное
структурное подразделение, образованное
по функциональному признаку и предназначенное
для обеспечения деятельности всех
структурных подразделений
· Бюро – структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau – письменный стол) и справочной работой.
Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения: секторы, участки, группы.
6.1Формирование
организационных структур
Требования к организационным структурам управления и принципы его формирования
Работа предприятий и объединений в условиях развития рыночных отношений, повышения ответственности и заинтересованности за результаты своего труда, представления широких прав в решении вопросов внутризаводского управления изменяет требования к организационным структурам как одному из важнейших элементов системы управления.
В современных условиях основные требования к системам управления сводятся к следующему:
Ш Направленность на достижение целей. Поскольку цели являются главной характеристикой любой производственной системы, организационная структура должна способствовать их достижению. Это обеспечивается с помощью установления соответствующих прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ними задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями и их взаимодействия;
Ш Перспективность. Это требование выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определенной стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления. С этой целью в организационной структуре необходимо предусматривать блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления;
Ш Способность к развитию. Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может достигаться с помощью создания временных целевых групп (подразделений), службы развития и т.п.;
Ш Согласование интересов. Это требование означает, что в силу глубокого разделения труда, пришедшего к обособлению подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления. Следовательно, в организационной структуре управления должен иметь место механизм, позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы, что обеспечивается введением в оргструктуру юридической и социологической служб, организацией советов в трудовых коллективах;
Ш Индивидуализация. Это требование означает, что для каждого характерны свои особенности, обусловленные сложившимися составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими особенностями. Поэтому разработка и реализация мер по совершенствованию оргструктуры должна вытекать из ее особенностей. В этой связи всякого рода типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные;
Ш Экономичность. Это требование означает, что организационная структура должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления и обеспечению максимально возможной эффективности производства.
Формирование любой системы управления, в том числе и организационных структур должно основываться на вполне определенных принципах и методах управления. При определении состава таких принципов необходимо исходить из следующих к ним требований:
ь их соответствия целям управления;
ь учета законов и закономерностей развития управления;
ь учета основных свойств, связей и отношений в управлении;
ь учета временных и территориальных аспектов управления;
ь учета правового обеспечения управления.,
К основным принципам управления и формирования организационных структур управления следует отнести еще и следующие принципы:
І принцип компетентности. Этот принцип означает, что формирование систем управления должно охватывать все сферы деятельности управляемого объекта, т.е. оно должно охватывать все функции управления и все стадии жизненного цикла изготовления и эксплуатации выпускаемой управляемым объектом продукции и оказываемых услуг;
І принцип целенаправленности. Этот принцип означает, что формирование системы управления должно производиться с учетом цели деятельности управляемого объекта;
І принцип делимости. Этот принцип означает, что формируемая система управления и организационная структура управления должны обладать свойством их дифференциации на составные элементы;
І принцип иерархичности.
Этот принцип означает, что организационная
структура в формируемой
І принцип замкнутости цикла управления. Этот принцип означает, что в системе управления в целом и в каждом структурном подразделении ее организационной структуры должен реализоваться полный управленческий цикл. Этот цикл состоит из функции прогнозирования, планирования, организации исполнения управленческих решений, координации действий в управляемом объекте. Он включает также регулирование в нем всех действий и процессов, активизацию производственной деятельности, ее стимулирование, учет, контроль и анализ всех выполняемых действий в управляемом объекте;
І принцип непрерывности. Этот принцип означает, что все функции управления и принятие управленческих решений должны выполняться систематически и непрерывно с учетом складывающихся ситуаций в управляемом объекте;
І принцип научности. Этот принцип означает, что формирование систем управления и их организационных структур должно производиться на основе данных науки. Они должны находиться в постоянном развитии с учетом использования передового опыта и научных достижений в области управления;
І принцип ответственности. Этот принцип означает, что при формировании систем управления должны быть четко определены выполняемые функции каждым структурным подразделением ее организационной структуры и выполняемые задачи каждым ее работником;
І принцип правильного подбора и расстановки кадров. Этот принцип означает, что подбор и расстановка кадров в организационных структурах должны производиться с учетом профессионализма каждого работника с тем, чтобы каждый работник наиболее эффективно решал свои задачи;
Информация о работе Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия