Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в понятие организации как основы менеджмента, а также разработке и совершенствовании организационной структуры управления предприятием
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Анализ теоретических вопросов по организации, построению и совершенствованию организационной структуры;
2. Разработка и оценка организационной структуры управления предприятием

Оглавление

Введение
1. Общее понимание организации
1.2 Организационные структуры и эффективность управления
1.3 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятия
2. Понятие формальной и неформальной организации
2.1 Цели Организационной структуры
3. Жизненный цикл организации и его этапы
3.1 Перспективы развития организационной структуры
4. Понятие и принципы построения организационной структуры предприятия
4.1Анализ организационной структуры
4.2 Выявление проблем и пути их решения, совершенствование организационной структуры
5. Внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды
5.1 Внутренняя среда организации. Ее внутренние переменные
5.2 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия
6. Содержание понятий «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения
6.1 Формирование организационных структур управления предприятий
7. Назначение миссии, целей и задач организации
8. Юридическая и социальная ответственность организаций
9. Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия на
9.1 Разработка и характеристика организационной структуры
9.2 Методика совершенствования организационной структуры управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Doplomnaya_Rabota.docx

— 90.17 Кб (Скачать)

· социокультурные факторы. Жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию, также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании.

· политические факторы –  позиция администрации, законодательных  органов и судов в отношении  бизнеса. Эта позиция влияет на такие  действия правительства, как налогообложение  доходов, установление налоговых льгот  или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей  силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту  окружающей среды, контроль цен и  заработной платы и т.п.

· взаимоотношения с местными управляющими организациями. Организации  должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших  отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в  форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований  и т.п.

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее  внимание. Поскольку от руководства  зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые  повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы  реагирования на внешние воздействия.

Организации, подобно биологическим  организмам, должны приспосабливаться  к своей среде, чтобы выжить и  сохранить эффективность [5].

 

6. Содержание понятий  «структура», «элементы» организации,  «структурные подразделения»

 

Рассматривая организацию  как социальный институт, мы можем  выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как  особое образование, отличное от многих других.

· Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель-то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.

· Миссия – это представление  о стратегических целях, и в этом смысле – о будущем, в которое  приглашается клиент, партнер конкретной организации.

· Видение. Для описания цели организации важен такой аспект, как видение т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей.

· Технология – это способ преобразования сырья в искомые  продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации.

· Финансы – все денежные и другие средства, которыми располагает  или которые может привлечь организация  для выполнения собственной деятельности.

· Управление – процесс  координации различных деятельностей  с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.

· Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые  привлекаются к реализации некоторых  проектов, эксперты, которые могут  быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.

· Структура – важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения  между ними, степень жесткости / гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур: линейная, функциональная, адаптивная [6].

Линейная организационная  структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, –  строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением  зон ответственности и единоначалием. Типы связей: прямые единичные между  подчиненными; перекрестные между подчиненными; прямые между руководителем и  любой комбинацией подчиненных.

Функциональная организационная  структура построена по принципу распределения функций внутри организации  и создания сквозных подструктур по управлению функциями. Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная), которая может быть построена по региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.

Адаптивная организационная  структура – гибкие структуры, способные  изменяться (адаптироваться) к требованиям  среды (по аналогии с живыми организмами).

Структурное подразделение  представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может  быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).

Виды структурных подразделений:

· Управления – подразделения, образованные по отраслевому и функциональному  признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются  в крупных компаниях, органах  государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем  составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы).

· Отделения – это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации.

· Департаменты – обычно, такие подразделения создаются  в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе  более мелкие структурные единицы (чаще всего – отделы)

· Отделы – функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое  обеспечение реализации одного или  нескольких направлений деятельности организации.

· Службы – группы, объединенные по функциональному признаку структурных  единиц, имеющие родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой  осуществляется централизованно одним  должностным лицом. Служба также  может быть создана как отдельное  структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное  для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации  в рамках реализации одного направления.

· Бюро – структурные  единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau – письменный стол) и справочной работой.

Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены  на более мелкие структурные подразделения: секторы, участки, группы.

 

6.1Формирование  организационных структур предприятиятий 

Требования к организационным  структурам управления и принципы его  формирования

Работа предприятий и  объединений в условиях развития рыночных отношений, повышения ответственности  и заинтересованности за результаты своего труда, представления широких  прав в решении вопросов внутризаводского управления изменяет требования к организационным  структурам как одному из важнейших  элементов системы управления.

В современных условиях основные требования к системам управления сводятся к следующему:

Ш Направленность на достижение целей. Поскольку цели являются главной характеристикой любой производственной системы, организационная структура должна способствовать их достижению. Это обеспечивается с помощью установления соответствующих прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ними задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями и их взаимодействия;

Ш Перспективность. Это требование выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определенной стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления. С этой целью в организационной структуре необходимо предусматривать блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления;

Ш Способность к развитию. Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может достигаться с помощью создания временных целевых групп (подразделений), службы развития и т.п.;

Ш Согласование интересов. Это требование означает, что в силу глубокого разделения труда, пришедшего к обособлению подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления. Следовательно, в организационной структуре управления должен иметь место механизм, позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы, что обеспечивается введением в оргструктуру юридической и социологической служб, организацией советов в трудовых коллективах;

Ш Индивидуализация. Это требование означает, что для каждого характерны свои особенности, обусловленные сложившимися составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими особенностями. Поэтому разработка и реализация мер по совершенствованию оргструктуры должна вытекать из ее особенностей. В этой связи всякого рода типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные;

Ш Экономичность. Это требование означает, что организационная структура должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления и обеспечению максимально возможной эффективности производства.

Формирование любой системы  управления, в том числе и организационных  структур должно основываться на вполне определенных принципах и методах  управления. При определении состава  таких принципов необходимо исходить из следующих к ним требований:

ь их соответствия целям управления;

ь учета законов и закономерностей развития управления;

ь учета основных свойств, связей и отношений в управлении;

ь учета временных и территориальных аспектов управления;

ь учета правового обеспечения управления.,

К основным принципам управления и формирования организационных  структур управления следует отнести  еще и следующие принципы:

І принцип компетентности. Этот принцип означает, что формирование систем управления должно охватывать все сферы деятельности управляемого объекта, т.е. оно должно охватывать все функции управления и все  стадии жизненного цикла изготовления и эксплуатации выпускаемой управляемым  объектом продукции и оказываемых  услуг;

І принцип целенаправленности. Этот принцип означает, что формирование системы управления должно производиться  с учетом цели деятельности управляемого объекта;

І принцип делимости. Этот принцип означает, что формируемая  система управления и организационная  структура управления должны обладать свойством их дифференциации на составные  элементы;

І принцип иерархичности. Этот принцип означает, что организационная  структура в формируемой системе  управления должна быть многоуровневой с делегированием определенных полномочий принятия управленческих решений соответствующим  структурным подразделением формируемой  организационной структуры управления;

І принцип замкнутости  цикла управления. Этот принцип означает, что в системе управления в  целом и в каждом структурном  подразделении ее организационной  структуры должен реализоваться  полный управленческий цикл. Этот цикл состоит из функции прогнозирования, планирования, организации исполнения управленческих решений, координации  действий в управляемом объекте. Он включает также регулирование  в нем всех действий и процессов, активизацию производственной деятельности, ее стимулирование, учет, контроль и  анализ всех выполняемых действий в  управляемом объекте;

І принцип непрерывности. Этот принцип означает, что все  функции управления и принятие управленческих решений должны выполняться систематически и непрерывно с учетом складывающихся ситуаций в управляемом объекте;

І принцип научности. Этот принцип означает, что формирование систем управления и их организационных  структур должно производиться на основе данных науки. Они должны находиться в постоянном развитии с учетом использования передового опыта и научных достижений в области управления;

І принцип ответственности. Этот принцип означает, что при  формировании систем управления должны быть четко определены выполняемые  функции каждым структурным подразделением ее организационной структуры и  выполняемые задачи каждым ее работником;

І принцип правильного  подбора и расстановки кадров. Этот принцип означает, что подбор и расстановка кадров в организационных  структурах должны производиться с  учетом профессионализма каждого работника  с тем, чтобы каждый работник наиболее эффективно решал свои задачи;

Информация о работе Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия