Разработка системы организационных изменений с целью совершенствования структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.

Основные задачи исследования:
изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
проведение анализа организационной структуры предприятия;
разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Объектом исследования выступает действующая организация Администрация сельского поселения Подстепки. Предмет исследования – организационная структура организации. т

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Мировая и отечественная теория и практика проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием 7

2. Анализ существующей организационной структуры Администрации сельского поселения Подстепки 13

2.1. Общая характеристика 13

2.2. Анализ организационной структуры управления 19

3. Предложения по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления Администрации сельского поселения Подстепки 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НВУЗ  АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 

Кафедра Менеджмента

                    Студент (ка) 5 курса

                    Боровикова  Юлия Олеговна

                              (Ф. И. О.) 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Разработка  системы организационных  изменений с целью совершенствования

структуры управления предприятием__________________________________

(указать  наименование темы) 

                                               Инновационный менеджмент________________

(указать  наименование дисциплины) 

                    Научный руководитель

                    ________________________________________________________________________

                    (Ф.  И. О., ученая степень) 
                     
                     

г. Курск, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Мировая и отечественная теория и практика проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием 7

2. Анализ существующей организационной структуры Администрации сельского поселения Подстепки 13

2.1. Общая характеристика 13

2.2. Анализ организационной структуры управления 19

3. Предложения по проектированию и совершенствованию организационной структуры управления Администрации сельского поселения Подстепки 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Определенная  организация наблюдалась еще  на стадии индивидуального труда  ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций образует простейшую форму организации процесса производства, то есть его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.

    Таким образом, главным фактором формирования организационной структуры управления производством было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными.

    На  стадии машинного производства произошло  полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные  от производственных функций руководители. Возникает опосредственный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и тому подобное. Налаживается обратная связь. Все это, и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

    «Структура  управления организацией», или «организационная структура управления» – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

    Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение. Вот почему необходимо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, который применяется в различных организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

    Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

    Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

  1. действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
  2. действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
  3. полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.

    При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может  быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

    Разработка  стратегически эффективной организационной  структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы, которая звучит как: «Разработка системы организационных изменений с целью совершенствования структуры управления предприятием».

    Цель  данной курсовой работы – изложение  теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.

    Основные  задачи исследования:

  1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
  2. проведение анализа организационной структуры предприятия;
  3. разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

    Объектом  исследования выступает действующая  организация Администрация сельского  поселения Подстепки. Предмет исследования – организационная структура организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Мировая и отечественная  теория и практика  проектирования и  совершенствования  организационных  структур управления  предприятием

      Предприятия для обеспечения выживаемости вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию организационной структуры управления сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств, массовой организационной моды.

    Вопросы организационной перестройки, имеющие  особое значение для отечественных  предприятий, актуальны и для  зарубежных фирм. Так, для компаний США среди основных причин неудач наряду с недальновидностью руководства компаний, ориентацией на привычные целевые установки и схемы деятельности, потерей контактов с потребителями называются омертвленная, неподвижная структура организации и лишенный динамизма наемный персонал.

    До  настоящего времени целостная теория структурного развития систем управления отсутствует. Зарубежные исследования в этой области чаще всего отражают опыт работы эффективно действующих промышленных предприятий в условиях рыночной экономики и могут рассматриваться только как некоторые ориентиры для организации управленческих работ в условиях переходной экономики.

    В научной литературе понятие «структура»  имеет определенное концептуальное значение: структура есть множество  элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом  порядке для осуществления функций. Являясь сложной системой, организационная структура управления представляет собой подсистему в системе управления предприятием. Таким образом, организационная структура управления и система управления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями. По мнению И. Ансоффа, структура управления предприятием представляет собой статическую «анатомию» управленческого процесса, а система управления – динамическую «физиологию».

    Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления.

    В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

    Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.

    На  предприятиях применяются три основные организационные структуры систем управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная.

    При линейной структуре во главе производственного  звена любого уровня стоит руководитель – единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно (Рис. 1).

      
 
 
 
 
 
 

    Эта структура имеет ряд преимуществ, которые дают возможность оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет один канал связи (по вертикали), каждый подчиненный  имеет только одного начальника. Это  способствует четкому и оперативному управлению, повышает ответственность руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена.

    Но  эта структура характерна для  малых предприятий, где круг решаемых вопросы незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо. Управление широкомасштабным производством со сложными связями строится по функциональной структуре (Рис. 2).

Информация о работе Разработка системы организационных изменений с целью совершенствования структуры управления предприятием