Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент (спецглавы)», формирование и закрепление у студентов специальности «Менеджмент организации» практических навыков использования приемов и методов стратегического управления при необходимости изменения стратегического плана предприятия.
Введение 3
1. Характеристика анализируемого предприятия 4
2. Анализ среды предприятия 7
2.1. Анализ внешней среды предприятия 7
2.1.1. Анализ среды косвенного воздействия 7
2.1.2. Анализ среды прямого воздействия 10
2.2. Анализ внутренней среды 17
2.2.1. Анализ ликвидности баланса 23
2.2.2. Анализ финансовых коэффициентов 24
3. SWOT-анализ 27
4. Миссия и цели предприятия 31
5. Определение стратегического направления развития предприятия 33
6. Управление процессом реализации стратегических изменений 35
7. Финансовые расчеты 36
Заключение 112
Список использованной литературы 113
Фирменная розничная сеть включает в себя 18 магазинов: шесть в г. Санкт-Петербурге, пять в районных центрах Ленинградской области, три в Москве и т.д.. Ее ассортимент составляет продукция «Alpine» и «Альпинист», ряда российских производителей и других коммерческих структур. Десять оптово-розничных фирм, занимающихся реализацией готовой продукции на основании диллерских договоров, способствуют увеличению объема реализации готовой продукции на рынках городов Москва, Тамбов, Белгород, Брянск, Ярославль, Владимир, а также республики Калмыкия.
Кроме того, ОАО «Фабрика Альпинист» является одним из основных поставщиков обуви для силовых структур.
ОАО «Фабрика Альпинист» имеет стабильную нишу на рынке спациальной обуви, объем которого расширяется. В качестве позитивного фактора следует назвать реализацию продукции конечным потребителям через собственную розничную сеть, что снижает зависимость предприятия от взаимоотношений с оптовыми перепродавцами, их экономическим положением и неконтролируемым импортом обуви из стран Юго-Восточной Азии.
Производимая продукция не имеет половозрастных ограничений, ориентирована на покупателей как со средним так и с высоким доходом, так как имеет различные цены.
Продукция является признанной на рынке и имеет постоянных потребителей.
Но несмотря на это, имеются факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт обуви:
-изменение уровня
платежеспособного спроса
-изменение структуры доходов и расходов покупателей;
- неплатежи со стороны контрагентов (действия эмитента: поиск новых контрагентов, предъявление исков неплательщикам, взыскание дебиторской задолженности).
Таким образом, влияние потребителей на деятельность предприятия оценивается как ощутимое.
Конкуренты
Одной из особенностей обувной отрасли является наличие в ней большого объема нелегального производства и импорта. По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка обуви с учетом «теневого» сектора в натуральном выражении по итогам 2012 года увеличился на 9,3%. В стоимостном выражении продажи обуви составили почти 322 млрд. руб.
В настоящее время обувь на российском рынке в основном импортная. Отечественные производители по итогам 2012 года удовлетворили рыночный спрос только на 16%, что немногим больше аналогичного показателя 2011 года.
Деятельность рассматриваемого предприятия осуществляется в условиях конкуренции на московском и региональных рынках. Московский рынок характеризуется широким выбором обуви. На нем представлены как иностранные, так и отечественные компании, обувь которых ориентирована на все сегменты рынка.
В настоящее время на рынке выделяют 3 основных ценовых сегментов обуви. Разброс цен достаточно большой - в низком ценовом сегменте пара обуви стоит менее 4 тыс. руб., в сегменте «люкс» - более 14 тыс. руб. В настоящее время большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые ориентировано большинство российских производителей. Данные сегменты цен наиболее динамично развиваются, и продажи обуви здесь активно растут благодаря процессу перехода покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон и активного смещения потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента. Эта тенденция связана с повышением уровня благосостояния россиян, которое затронуло самый многочисленный слой общества. Растущие доходы этой группы населения позволяют людям переходить с нижнего в средний класс, постепенно приобретая стандарты потребления среднего класса. В то же время для среднеценового сегмента характерно быстрое изменение потребительских предпочтений.
Российский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви, уделяя внимание бренду. Большинство потребителей сейчас стремятся покупать обувь на несколько сезонов, дорогую, но качественную.
Особенностью рынка обуви и основным отличием его от рынка одежды является особое внимание потребителя к торговой марке: 58% потребителей смотрят на марку при выборе обуви. Объясняется это тем, что некачественная обувь встречается чаще, чем некачественная одежда, и проявления плохого качества более серьёзны, в то время как известная марка у большинства покупателей ассоциируется с качеством.
Предпочтение стран-
В настоящее время основным оптовым поставщиком обуви в Россию является Китай. Эта страна обеспечивает 50-60% всего официального импорта. Германия поставляет всего 9%, около 6% - США.
Таким образом, основными конкурентами рассматриваемого предприятия является прежде всего «серый импорт» из Китая.
Среди российских компаний-конкурентов обувного рынка можно отметить: ОАО «Костромская фабрика обуви» и «Обувная фабрика «Irbis». Также в рядах ведущих отечественных производителей находятся такие предприятия, как «Антилопа», «Вестфалика», Ralf Ringer и другие. Эти предприятия объединяет ряд признаков: сравнительный ассортимент продукции, ориентация на схожий тип покупателей, незначительный разброс цен на продаваемый товар и примерно одинаковый уровень качества.
Среди выделенных конкурентов самую высокую позицию занимает ОАО «Костромская фабрика обуви» - продукция этого предприятия поставляется в страны СНГ, имеет больший объем выпуска, имеет возможности дальнейшего роста, а так же получала гос. заказы ранее.
«Обувная фабрика «Irbis» имеет высокое качество продукции и незначительно большую цену, но меньший ассортимент.
ОАО «Фабрика Альпинист» в качестве преимуществ имеет очень широкий ассортимент продукции и обширную торговую сеть.
Среди российских производителей ОАО «Фабрика Альпинист»» занимает 2-е место по доле рынка.
Перечень факторов конкурентоспособности рассматриваемого предприятия:
Среди основных негативных факторов, влияющих на деятельность предприятия, следует выделить:
Таким образом, влияние конкуренции на деятельность рассматриваемого предприятия оценивается как значительное.
Таблица 3
Наиболее значительные факторы, оказывающие влияние на предприятие
Фактор |
Влияние |
Показатели проекта |
Государственная поддержка |
положительное |
Увеличение объемов продаж на 5-7%. |
Снижение ставок налогов |
положительное |
Увеличение чистой прибыли на 4-6%. |
Конкуренция |
отрицательное |
Снижение доли рынка на 5%, сокращение объемов продаж на 15%. |
Снижение доходов потребителей |
Отрицательное |
Снижение объемов продаж |
Основной хозяйственной деятельностью ОАО «Фабрика Альпинист» является производство и реализация обуви.
Помимо этого ОАО «Фабрика Альпинист» занимается следующими видами деятельности:
Ежегодно рассматриваемое предприятие выпускает до 600 тыс. пар обуви, в т.ч. текстильную (11%) и хромовую (89%).
В структуре выпуска обуви по родовому признаку (мужская и женская) наибольший удельный вес занимает мужская обувь. Доля производства мужской обуви в 2012 году составила 87,4%. женской обуви – 12,6 %.
Несмотря на падение объемов выпуска в обувной подотрасли России, на ОАО «Фабрика Альпинист» продолжается рост производства конкурентоспособной обуви. За 2012 г. темп роста составил 100,6% по сравнению с прошлым годом в натуральном выражении. Продолжилось освоение и наращивание объемов производства обуви литьевого метода крепления по лицензии американской фирмы «Gore-TEX», темп роста по которой в 2012 г. увеличился на 12,3% по сравнению с 2011 г.
На заводах ОАО «Фабрика Альпинист» проводится постоянная работа по техническому развитию, переоснащению и обновлению парка технологического оборудования, направленная на завоевание технологического лидерства в обувной отрасли РФ, на производство конкурентоспособной продукции.
В 2012 г. продолжилась работа по реализации основных проектов в области ассортиментной политики ОАО «Фабрика Альпинист»:
- производство обуви женского и мужского ассортимента литьевого метода крепления по разработкам Центра моделирования и технологии;
- разработка новых видов и производство специальной обуви;
- производство обуви по
Всего в течение 2012 года специалистами предприятия разработано и внедрено в производство 22 новых моделей обуви и 9 новых фасонов.
Для обеспечения выполнения заказа по государственным контрактам была разработана и внедрена в производство новая модель мужских сапог на новом фасоне пресс-форм.
Для улучшения качества выпускаемой обуви закуплено и внедрено: система для нанесения латексного клея на заготовку, позволяющая экономить расход клея, две машины для формования союзки, а для производства обуви клеевого метода крепления закуплены пресса для приклеивания подошв.
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. В общем виде ее можно представить следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Организационная структура ОАО «Фабрика Альпинист»
Производственная структура предприятия представлена следующими цехами:
Среднесписочная численность персонала составляет 641 человек.
Кадровый потенциал ОАО «
Средняя заработная плата в ОАО «Фабрика Альпинист» почти вдвое превышает среднеотраслевую (легкая и текстильная промышленность). Социальный пакет для каждого работника предприятия составляет 30 900 рублей.
Более трети руководителей и специалистов обладают значительным профессиональным стажем (свыше 10 лет), что говорит в пользу их высокой компетентности. По образованию — подавляющее большинство в категории руководителей и специалистов имеют высшее образование. По месту прописки — все руководители и специалисты проживают в Санкт-Петербурге (82 %) и в Ленинградской области (18%).
Самая многочисленная и основная категория производственного персонала — это рабочие предприятия (65,0%), которые распределяются по квалификации с 1 по 6 разряд в раскройном, заготовочном и пошивочном производствах. Категория «рабочие» представлена следующим образом: со средним профессиональным образованием — 12,5%, начальным профессиональным — 32,0%, с высшим — 2,0%, практики — 50,0%. Все рабочие проживают в Cанкт_Петербурге (87%) и Ленинградской области (13%).
Баланс предприятия является абсолютно ликвидным как на начало периода, так и на конец периода. Коэффициент абсолютной ликвидности равен 0,25 – это значит что предприятие может немедленно погасить 25 % текущих обязательств. Коэффициент ликвидности равен 0,9, коэффициент покрытия – 2,3.
Чистая прибыль составила 226 млн. рублей, рентабельность собственного капитала 1,16%, а рентабельность продаж 42,5%.
Все эти показатели говорят об устойчивости
финансового состояния
Возможными источниками финансирования являются инвесторы и кредиты банков.
Планы будущей деятельности компании: