Разработка финансовой модели ОАО «Фабрика Альпинист» с применением программы имитационного моделирования Project Expert

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент (спецглавы)», формирование и закрепление у студентов специальности «Менеджмент организации» практических навыков использования приемов и методов стратегического управления при необходимости изменения стратегического плана предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика анализируемого предприятия 4
2. Анализ среды предприятия 7
2.1. Анализ внешней среды предприятия 7
2.1.1. Анализ среды косвенного воздействия 7
2.1.2. Анализ среды прямого воздействия 10
2.2. Анализ внутренней среды 17
2.2.1. Анализ ликвидности баланса 23
2.2.2. Анализ финансовых коэффициентов 24
3. SWOT-анализ 27
4. Миссия и цели предприятия 31
5. Определение стратегического направления развития предприятия 33
6. Управление процессом реализации стратегических изменений 35
7. Финансовые расчеты 36
Заключение 112
Список использованной литературы 113

Файлы: 1 файл

KR_Strategichesky_menedzhment_spetsglavy_Lev_13.doc

— 2.16 Мб (Скачать)

Фирменная розничная сеть включает в себя 18 магазинов: шесть в г. Санкт-Петербурге, пять  в районных центрах Ленинградской области, три в Москве и т.д.. Ее ассортимент составляет продукция «Alpine» и «Альпинист», ряда российских производителей и других коммерческих структур. Десять оптово-розничных фирм, занимающихся реализацией готовой продукции на основании диллерских договоров, способствуют увеличению объема реализации готовой продукции на рынках городов Москва, Тамбов, Белгород, Брянск, Ярославль, Владимир,  а также республики Калмыкия.

Кроме того, ОАО «Фабрика Альпинист» является одним из основных поставщиков обуви для силовых структур.

ОАО «Фабрика Альпинист» имеет стабильную нишу на рынке спациальной обуви, объем которого расширяется. В качестве позитивного фактора следует назвать реализацию продукции конечным потребителям через собственную розничную сеть, что снижает зависимость предприятия от взаимоотношений с оптовыми перепродавцами, их экономическим положением и неконтролируемым импортом обуви из стран Юго-Восточной Азии.

Производимая продукция не имеет половозрастных ограничений, ориентирована на покупателей как со средним так и с высоким доходом, так как имеет различные цены.

Продукция является признанной на рынке  и имеет постоянных потребителей.

Но несмотря на это, имеются факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт обуви:

-изменение уровня  платежеспособного спроса населения; 

-изменение структуры  доходов и расходов покупателей;

- неплатежи со стороны  контрагентов (действия эмитента: поиск  новых контрагентов, предъявление исков неплательщикам, взыскание дебиторской задолженности).

Таким образом, влияние  потребителей на деятельность предприятия  оценивается как ощутимое.

Конкуренты

Одной из особенностей обувной отрасли является наличие  в ней большого объема нелегального производства и импорта. По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка обуви с учетом «теневого» сектора в натуральном выражении по итогам 2012 года увеличился на 9,3%. В стоимостном выражении продажи обуви составили почти 322 млрд. руб.

В настоящее  время обувь на российском рынке в основном импортная. Отечественные производители по итогам 2012 года удовлетворили рыночный спрос только на 16%, что немногим больше аналогичного показателя 2011 года.

Деятельность рассматриваемого предприятия осуществляется в условиях конкуренции на московском и региональных рынках. Московский рынок характеризуется широким выбором обуви. На нем представлены как иностранные, так и отечественные компании, обувь которых ориентирована на все сегменты рынка.

В настоящее время на рынке выделяют 3 основных ценовых сегментов обуви. Разброс цен достаточно большой - в низком ценовом сегменте пара обуви стоит менее 4 тыс. руб., в сегменте «люкс» - более 14 тыс. руб. В настоящее время большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые ориентировано большинство российских производителей. Данные сегменты цен наиболее динамично развиваются, и продажи обуви здесь активно растут благодаря процессу перехода покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон и активного смещения потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента. Эта тенденция связана с повышением уровня благосостояния россиян, которое затронуло самый многочисленный слой общества. Растущие доходы этой группы населения позволяют людям переходить с нижнего в средний класс, постепенно приобретая стандарты потребления среднего класса. В то же время для среднеценового сегмента характерно быстрое изменение потребительских предпочтений.

Российский потребитель стал лучше  ориентироваться на рынке обуви, он следует модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви, уделяя внимание бренду. Большинство потребителей сейчас стремятся покупать обувь на несколько сезонов, дорогую, но качественную.

Особенностью рынка обуви и основным отличием его от рынка одежды является особое внимание потребителя к торговой марке: 58% потребителей смотрят на марку при выборе обуви. Объясняется это тем, что некачественная обувь встречается чаще, чем некачественная одежда, и проявления плохого качества более серьёзны, в то время как известная марка у большинства покупателей ассоциируется с качеством.

Предпочтение стран-производителей выражено у потребителей еще  больше - этот фактор важен для 67% покупателей. Наиболее популярны американские и немецкие производители. Причем замечено, что ориентация на марки и страны-производители тем больше, чем выше доход покупателя.

В настоящее время основным оптовым  поставщиком обуви в Россию является Китай. Эта страна обеспечивает 50-60% всего официального импорта. Германия поставляет всего 9%, около 6% - США.

Таким образом, основными конкурентами рассматриваемого предприятия является прежде всего «серый импорт» из Китая.

Среди российских компаний-конкурентов обувного рынка можно отметить: ОАО «Костромская фабрика обуви» и «Обувная фабрика «Irbis». Также в рядах ведущих отечественных производителей находятся такие предприятия, как «Антилопа», «Вестфалика», Ralf Ringer и другие. Эти предприятия объединяет ряд признаков: сравнительный ассортимент продукции, ориентация на схожий тип покупателей, незначительный разброс цен на продаваемый товар и примерно одинаковый уровень качества.

Среди выделенных конкурентов самую  высокую позицию занимает ОАО «Костромская фабрика обуви» - продукция этого предприятия поставляется в страны СНГ, имеет больший объем выпуска, имеет возможности дальнейшего роста, а так же получала гос. заказы ранее.

«Обувная фабрика «Irbis» имеет высокое качество продукции и незначительно большую цену, но меньший ассортимент.

ОАО «Фабрика Альпинист» в качестве преимуществ имеет очень широкий ассортимент продукции и обширную торговую сеть.

Среди российских производителей ОАО «Фабрика Альпинист»» занимает 2-е место по доле рынка.

Перечень факторов конкурентоспособности рассматриваемого предприятия:

  • наличие развитой сети собственных магазинов в Москве и регионах;
  • качественная продукция из натуральных материалов;
  • ориентация производства на выпуск обуви для силовых структур;
  • известные марки обуви;
  • соответствие тенденциям.

Среди основных негативных факторов, влияющих на деятельность предприятия, следует выделить:

  • увеличение объемов «серого импорта»;
  • усиление и укрупнение конкурентов, выпускающих продукцию для населения со средним доходом, и формирование новых торгово – промышленных объединений, инвестирующих значительную долю капитала в торговую марку.

Таким образом, влияние конкуренции  на деятельность рассматриваемого предприятия  оценивается как значительное.

Таблица 3

Наиболее значительные факторы, оказывающие влияние на предприятие

Фактор

Влияние

Показатели проекта

Государственная поддержка

положительное

Увеличение объемов  продаж на 5-7%.

Снижение ставок налогов

положительное

Увеличение  чистой прибыли на 4-6%.

Конкуренция

отрицательное

Снижение доли рынка  на 5%, сокращение объемов продаж на 15%.

Снижение доходов потребителей

Отрицательное

Снижение объемов продаж


2.2. Анализ внутренней среды

Основной хозяйственной  деятельностью ОАО «Фабрика Альпинист» является производство и реализация обуви.

Помимо этого ОАО «Фабрика Альпинист» занимается следующими видами деятельности:

  • деятельность по операциям с недвижимым имуществом, в том числе передача во временное владение и пользование собственного или другого имущества (аренда);
  • операции с ценными бумагами;
  • валютно - финансовые операции;
  • использование собственных и привлеченных средств в различных проектах сотрудничества с российскими и зарубежными юридическими и физическими лицами;
  • сервисное обслуживание выпускаемых изделий и оборудования и другие виды деятельности.

Ежегодно рассматриваемое предприятие выпускает до 600 тыс. пар обуви, в т.ч. текстильную (11%) и хромовую (89%).

В структуре выпуска обуви по родовому признаку (мужская и  женская) наибольший удельный вес занимает мужская обувь. Доля производства мужской обуви в 2012 году составила 87,4%. женской обуви – 12,6 %.

Несмотря на падение объемов  выпуска в обувной подотрасли России, на ОАО «Фабрика Альпинист» продолжается рост производства конкурентоспособной обуви. За 2012 г. темп роста составил 100,6% по сравнению с прошлым годом в натуральном выражении. Продолжилось освоение и наращивание объемов производства обуви литьевого метода крепления по лицензии американской фирмы «Gore-TEX», темп роста по которой в 2012 г. увеличился на 12,3% по сравнению с 2011 г.

На заводах ОАО «Фабрика Альпинист» проводится постоянная работа по техническому развитию, переоснащению и обновлению парка технологического оборудования, направленная на завоевание технологического лидерства в обувной отрасли РФ, на производство конкурентоспособной продукции.

В 2012 г. продолжилась работа по реализации основных проектов в области ассортиментной политики ОАО «Фабрика Альпинист»:

- производство обуви женского и мужского ассортимента литьевого метода крепления по разработкам Центра моделирования и технологии;

- разработка новых видов и производство специальной обуви;

- производство обуви по государственным  контрактам;

Всего в течение 2012 года специалистами предприятия разработано и внедрено в производство 22 новых моделей обуви и 9 новых фасонов.

Для обеспечения выполнения заказа по государственным контрактам была разработана и внедрена в производство новая модель мужских сапог на новом фасоне пресс-форм.

Для улучшения качества выпускаемой  обуви закуплено и внедрено: система для нанесения латексного клея на заготовку, позволяющая экономить расход клея, две машины для формования союзки, а для производства обуви клеевого метода крепления закуплены пресса для приклеивания подошв.

Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. В общем  виде ее можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Организационная структура ОАО «Фабрика Альпинист»

 

Производственная структура предприятия представлена следующими цехами:

  • цех по раскрою деталей верха;
  • цех по разрубу и обработке деталей низа;
  • цех сборки заготовок обуви;
  • линия автоматической затяжки обуви;
  • экспериментальный цех.

Среднесписочная численность персонала  составляет 641 человек.

Кадровый потенциал ОАО «Фабрика Альпинист» представлен 138 профессиями (92 — инженерно-технических, 46 — рабочих специальностей). 62% работающих на предприятии имеют специальное образование, из них: начальное профессиональное (выпускники ПТУ и колледжей) — 23 %, среднее профессиональное (выпускники техникумов и колледжей) — 14 %, высшее (выпускники вузов) — 25 %, пятеро из них имеют ученые степени. Специалисты и руководители высшего звена, совмещают работу на фабрике с преподавательской деятельностью в ВУЗах, ведут производственную практику и дипломное проектирование студентов и руководство диссертациями аспирантов, являются авторами научных публикаций.

Средняя заработная плата в ОАО  «Фабрика Альпинист» почти вдвое превышает среднеотраслевую (легкая и текстильная промышленность). Социальный пакет для каждого работника предприятия составляет 30 900 рублей.

Более трети руководителей и  специалистов обладают значительным профессиональным стажем (свыше 10 лет), что говорит в пользу их высокой компетентности. По образованию — подавляющее большинство в категории руководителей и специалистов имеют высшее образование. По месту прописки — все руководители и специалисты проживают в Санкт-Петербурге (82 %) и в Ленинградской области (18%).

Самая многочисленная и основная категория  производственного персонала —  это рабочие предприятия (65,0%), которые  распределяются по квалификации с 1 по 6 разряд в раскройном, заготовочном и пошивочном производствах. Категория «рабочие» представлена следующим образом: со средним профессиональным образованием — 12,5%, начальным профессиональным — 32,0%, с высшим — 2,0%, практики — 50,0%. Все рабочие проживают в Cанкт_Петербурге (87%) и Ленинградской области (13%).

Баланс предприятия является абсолютно  ликвидным как на начало периода, так и на конец периода. Коэффициент абсолютной ликвидности равен 0,25 – это значит что предприятие может немедленно погасить 25 % текущих обязательств. Коэффициент ликвидности равен 0,9, коэффициент покрытия – 2,3.

Чистая прибыль составила  226 млн. рублей, рентабельность собственного капитала 1,16%, а рентабельность продаж 42,5%.

Все эти показатели говорят об устойчивости финансового состояния предприятия.

Возможными источниками финансирования являются инвесторы и кредиты банков.

Планы будущей деятельности компании:

  • Обеспечить стабильную загрузку предприятия с доведением выпуска готовой продукции в 2013 году до 980 тыс. пар за счет увеличения объема производства собственной обуви с торговой маркой ''ALPINE'', исполнения государственного заказа и продолжения совместного производства обуви с фирмами-заказчиками.
  • Определить приоритеты в ассортименте выпускаемой обуви, ориентируясь на реальные потребности рынка. Производить отработку и своевременный запуск в производство новых моделей обуви после проведения маркетинговых исследований и выявления потенциального уровня возможного потребительского спроса.
  • Максимально эффективно использовать внутренние и внешние источники пополнения оборотных средств, ускорить их оборачиваемости за счет уменьшения остатков обуви на складе готовой продукции, сокращение дебиторской задолженности.
  • Увеличить инвестиции в техническое переоснащение предприятия, в повышении качества выпускаемой продукции.
  • Продолжить работу по развитию собственной товаропроводящей сети как розничной торговли, так и оптовой и мелкооптовой в Ленинградской области и других регионах России.

Информация о работе Разработка финансовой модели ОАО «Фабрика Альпинист» с применением программы имитационного моделирования Project Expert