Пути совершенствования административных методов управления филиала «Калинковичский хлебозавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение норм и практик административных методов управления, совершенствование административных методов управления организацией, разработать предложения по совершенствованию административных методов управления на примере филиала «Калинковичский хлебозавод».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить, изучить и систематизировать теоретические материалы применения административных методов управления организацией.
2. Проанализировать текущее состояние административных методов управления «Калинковичский хлебозавод, ф-л РУП "Гомельхлебпром"» на предмет выявления возможных недостатков.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и значение организационно-распорядительных
методов управления организацией………………………………………………5
Сущность административных методов управления организаций
и их роль в современных условиях……………………………..……………5
Классификация организационно-распорядительных
методов управления и их характеристика…………………….…………….12
Зарубежный опыт применения организационно-
распорядительных методов управления..…………………….……………15
Глава 2. Анализ административных методов управления в организации……20
Организационно-экономическая характеристика
филиала «Калинковичский хлебозавод»…… …………….……….……20
Оценка организационно-распорядительных методов,
используемых в управлении предприятием ….……………..……………25
Глава 3. Пути совершенствования административных методов
управления филиала «Калинковичский хлебозавод»………………..…34
Основные направления совершенствования организационно-распорядительных методов управления предприятием………………..…34
Расчет эффективности предложений по
совершенствованию административных методов управления……………38
Заключение……………………………………………………………..…….……..48
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

---------.docx

— 196.54 Кб (Скачать)

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям [11, c.198]. Правомерность, обоснованность и целесообразность применения мер дисциплинарного воздействия обеспечиваются соблюдением следующих законодательных требований:

- дисциплинарная ответственность применяется только по факту совершения дисциплинарного проступка согласно перечню дисциплинарных взысканий, который не подлежит расширенному толкованию;

- налагать дисциплинарные взыскания могут только должностные лица,;

- дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения поступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения;

- за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание;

- дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, доводится до сведения сотрудника под расписку в трехдневный срок и в необходимых случаях доводится до сведения всего персонала организации;

- действие дисциплинарного взыскания прекращается по истечении года со дня его наложения.

Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации, а также должностными лицами организации, которым в установленном законом порядке делегированы соответствующие права.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация:

  • предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном письменном порицании физического или юридического лица;
  • административный штраф – денежное взыскание, которое может выражаться величиной, кратной базовой величины;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права (например, управления транспортным средством);

- административный арест [5, c. 178].

Организационно-административные методы в современных условиях являются средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников. Их использование сегодня позволяет координировать выполнение отдельных функций, которые в совокупности приводят к решению общей задачи. В этом смысле они рассматриваются как способ создания благоприятных условий для существования и развития системы менеджмента, осуществляющей целенаправленное воздействие на объект управления. Характерная черта такого воздействия - наличие непосредственной связи между руководителем и подчиненным, что с точки зрения теории коммуникаций весьма продуктивно. Однако прямые воздействия могут привести к пассивности подчиненных, а иногда и к неподчинению, так как воздействие имеет односторонний характер и не приводит к взаимодействиям. Поэтому наиболее эффективными в современных условиях считаются косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий. Инновационная активность формируется лишь тогда, когда действуют косвенные стимулы и исключены "барьеры" для сопротивления прямому воздействию и тем более принуждению. Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

Использование административных методов имеют как позитивные так и негативные факторы воздействие, которые указаны в таблице 1.1

 

Таблица 1.1 Позитивные и негативные факторы воздействия методов административного управления

Позитивный метод воздействия

Негативный метод воздействия

  1. Эффективные виды распорядительных

воздействий:

    • чёткие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных;
    • чёткие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений;
    • чёткие устные указания руководства на всех уровнях управления;
    • применение системы контроля исполнения документов на предприятии.
  • Неэффективные виды распорядительных воздействий:
    • расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без чётких мероприятий;
    • расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора;
    • нечёткие и противоречивые устные указания руководства;
    1. Баланс между административными

    методами наказания и поощрения:

    • сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению;
    • увольнение работников по инициативе администрации только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов;
    • исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор);
    • эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку);
    • использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются.

    2 Дисбаланс между административными

    методами наказания и поощрения:

      • рост текучести персонала, отсутствие анализа причин увольнения;
      • безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными и т.д.;
      • частое и не всегда обоснованное использование методов наказания сотрудников для острастки других;
      • отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение в должности);
      • отсутствие чётких правил наказания и поощрения.
    1. Рост уровня регламентации управления

    (организационное воздействие):

    • наличие хорошо проработанного устава предприятия со свободным доступом к нему работников;
    • развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор;
    • разработка чётких Правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и ТК РБ;
    • наличие чёткой организации и штатных структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства;
    • разработка чётких положений о подразделениях, регламентирующих административные и функциональные связи внутри предприятия;
    • наличие чётких должностных инструкций с определением функциональных особенностей работника и нормированием труда;
    • развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты.

    3 Неэффективное организационное  воздействие на персонал:

    • типовой устав предприятия, хранящийся за «семью печатями»;
    • принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами;
    • использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением ТК и ГК;
    • отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании «подснежников»;
    • отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях, не отвечающими условиям производства;
    • отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций;
    • отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда.

     

    Под эффективностью управления следует понимать создание благоприятных условий для достижения коллективом предприятия высоких результатов в обусловленные сроки с наименьшими затратами.

    Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов плановых мероприятий, проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры и способа ее совершенствования. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:

    - по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной операции;

    - по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

    Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта системы управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на две взаимосвязанные группы.

    1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При оценке эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем, прибыль и т.п.

    2. Группа показателей характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, подготовку и переподготовку кадров управления [7, c. 68].

    Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье [20, c. 205].

    Таким образом, административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

     

    1.2 Классификация организационно-распорядительных методов управления и их характеристика

     

    Необходимость административных методов исходит из того, что любой человек, приходя в организацию, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты деятельности организации в целом, поэтому необходима некоторая группа методов, с помощью которых определяются:

    - место отдельных работников  и их групп в организации;

    - их права, обязанности и мера  ответственности;

    - способы координации их действий  в процессе трудовой деятельности.

    Такими методами и являются административные методы, которые:

    - требуют от работников минимально  допустимой результативности, не  достигая которой человек будет  просто уволен;

    - оказывают прямое воздействие  на волю людей, что выражается  в однозначности отдаваемых распоряжений  и в их обязательном выполнении;

    - носят безвозмездный характер, не предусматривающий получения  вознаграждения;

    - требуют наличия и использования  действенной системы контроля  их исполнения;

    - требуют не наилучшего решения  проблем, а выполнения строго  определенных действий;

    - являются наиболее эффективными  в примитивных ситуациях;

    - позволяют установить строгую  дисциплину в организации;

    - обеспечивают выбранную Технологию  производства и управления;

    - не способствуют развитию творческого  начала личности и поэтому  зачастую негативно оцениваются  персоналом;

    - приводят к концентрации власти  [15, c.147].

    Административные методы делятся на организационные, распорядительные и дисциплинарные.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1 – Административные методы управления

     

    Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и делятся на регламентирование, нормирование и инструктирование.

    Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.

    В качестве такого объекта может рассматриваться:

    - организация в целом, и тогда  основным регламентирующим документом  является устав организации;

    - структурное подразделение (положение  о подразделении);

    - должность в аппарате управления (должностная инструкция или положение  о должности);

    - отношения между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений).

    Широкое и грамотное использование организационных методов, закрепление организационных воздействий в неписаных стандартах поведения персонала снижают необходимость частых распорядительных воздействий и сокращают нагрузку на используемые социально-психологические методы.

    Нормирование как метод воздействия на работников и коллективы использует нормы, которые имеют конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.

    Выделяются следующие основные виды нормирования:

    - численности, то есть определение  количества людей, необходимых для  выполнения определенной работы;

    - выработки и обслуживания, то  есть определение количества  выполняемых производственных операций  в единицу времени, количества  единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов  или оказанных услуг;

    - управления, то есть определение  количества подчиненных у одного  руководителя;

    - расхода ресурсов, то есть определение  количества ресурсов, расходуемых  при выполнении какой-либо работы  [19, c.208].

    Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение.

    Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в форме:

    - приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;

    - постановления – принимаются на уровне организации совместно администрацией и коллегиально.

    - распоряжения – устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов; издаются, как правило, функциональными руководителями;

    Информация о работе Пути совершенствования административных методов управления филиала «Калинковичский хлебозавод»