Производственный процесс в организации и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:08, контрольная работа

Краткое описание

Сущность процессов труда и процессов управления в организации. Понятие производственного процесса: определение, назначение. Классификации производственных процессов в организации. Производственный цикл и его длительность. Структура производственного цикла. Расчет длительности производственного цикла: операции, детали, партии деталей, изделия. Экономическое значение и пути сокращения длительности производственного цикла и графического построения при различных видах движения предметов труда.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Offic менеджмент произв Word.docx

— 389.25 Кб (Скачать)

Однако, как управление, так  и организации древности сильно отличались от тех, которые существуют в данный момент. Хотя само управление старо как мир, идея управления относительно нова. Управление было признано самостоятельной  областью деятельности только в двадцатом  веке.

Свершения крупных организаций  в древности ясно указывают, что  они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все  более четким и все более сложным, а сами организации ставились  все более сильными и все более  устойчивыми.

Формы почти всех видов  проявления современного управления можно  проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей  высшего звена, которые сами принимали  практически все важные решения.

Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался  над тем, как управлять ими  системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. когда была опубликована книга  Фредерика У.Тейлора "Принципы научного управления". Основной силой, которая  первоначально подстегнула интерес  к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может  внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые  зародилась в Америке.

В то же время в мире происходили  значительные перемены. Все более  частыми и значимыми становились  научно-технические нововведения и  правительства начали все более  решительно определяться в своем  отношении к бизнесу.

Таким образом, можно сказать, что современный менеджмент имеет  сложную природу. С одной стороны, управление - это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем  специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного  цикла. С другой стороны, управление - это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит  противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых  задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации  социально-экономических процессов. При этом мероприятия по отслеживанию и контролю охватывают как "капитал-собственность", так и "капитал-функцию", активизирующую рабочую силу. "Капитал-функция" выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально  обеспечивает собственникам право  управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное  развитие постепенно убедило в невозможности  успешного функционирования без  упорядочения работы в организациях.

К.Маркс, анализируя капиталистический  способ производства, показал, что с  накоплением собственности, с усложнением  как органического, так и технического строения капитала собственники средств  производства передают часть своих  полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным  служащим - менеджерам. Менеджеры как  профессионалы в сфере организации  и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда  по началу являются исполнителями воли собственника. Но с расширением производства, усложнением используемых техники  и технологий, появляется необходимость  в обособлении отдельных видов  работ (функций). На этом процессе делал  в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал американский социолог Д. Белл: "Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым "пролетариатом". Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает":Следует вывод о том, что совершенствование управленческих отношений постепенно спровоцирует толчок к реализации некой "рациональной модели общества", сформированной на прочных научных началах.

 

1.1.5 Виды менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный  отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим  процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента - специальные  области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации общий  и функциональный менеджмент (генералисты  и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему  менеджмента. Их отношение и сочетание  определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Объекты менеджмента

 

Административный  менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный  менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент  персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Инвестиционный  менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический  менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

а) внедрения новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных подразделений;

в) обновление основного  капитала предприятия./2/.

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральным звеном жизненного цикла любого продукта является стадияпроизводства (изготовления) этого продукта

При этом обязательным условием надлежащего изготовления продукта является создание соответствующей  системы организации производства.

Организация производства — это комплекс мероприятий, методов  и приемов, направленных на обеспечение  наиболее эффективного сочетания людей  в процессе труда со средствами и  предметами труда в пространстве и времени.

Значение эффективной  организации производства постоянно  возрастает в связи с усложнением  техники и технологии, удлинением технологических цепочек, ростом масштабов  производства, укрупнением рабочих  машин и оборудования, ужесточением требований к безопасности производства и охране окружающей среды.

Источником создания продукта, а следовательно, основным объектом организации производства является производственный процесс.

Производственный  процесс представляет собой совокупность естественных (физических, химических и т.п.) и трудовых процессов, направленных на изготовление из исходных материалов готовой продукции.

Производственный  процесс на предприятии в целом  можно рассматривать как совокупность цеховых производственных процессов. И также как цехи предприятия, эти процессы можно разделить  на две большие группы: основные и вспомогательные.

К основным относятся  процессы, связанные с непосредственным превращением исходных предметов труда  в готовую продукцию или полуфабрикат. В ходе таких процессов изменяются форма, размеры, состояние поверхности  предметов труда. К основным процессам, в частности в машиностроении, относятся отливка, штамповка, ковка, механическая и термическая обработка, сборка узлов и изделия в целом. В металлургии — это выплавка чугуна и стали, производство проката.

К вспомогательным  относятся процессы, обслуживающие  основное производство: изготовление инструмента, транспортировка предметов  труда, техническое и ремонтное  оборудование, изготовление побочной продукции из отходов основного  производства.

Всякий цеховой  производственный процесс можно  разделить на составляющие его элементы — ступени, операции и приемы (рис. 4.2).

Ступенью производственного  процесса называется группа операций, отнесенная к определенному орудию труда, определенному исполнителю  или участку. В фасоннолитейном  цехе, например, можно выделить три  основные производственные ступени: формовка, отливка, обрубка.

 

Операцией является часть производственного процесса, выполняемая над определенным предметом  труда, определенными исполнителями (одним или несколькими) на одном  рабочем месте.

Каждая операция совершается при помощи определенных движений, называемых приемами (например, операция по доставке грузов состоит  из нескольких приемов: передвижение мостового  крана, спуск крюка, закрепление  груза, подъем груза, перемещение груза).

Классификация производственных процессов в зависимости от различных  признаков представлена в табл. 4.1.

Наибольший интерес  в приведенной классификации  представляет последний признак  — характер протекания производственных процессов во времени, и в частности  циклические процессы. Это связано  с тем, что подавляющая часть  всех видов промышленной продукции  производится именно в ходе циклических  процессов (автомобили, холодильники, телевизоры, компьютеры и т.п.). Вместе с тем общий производственный цикл изготовления любой

 

продукции кроме  циклической части включает в  себя нециклические процессы и различного рода перерывы в работе, связанные  с режимом работы, особенностями  технологии, необходимые для технического обслуживания и ремонта оборудования и т.п. В связи с этим для  повышения производительности любого производственного процесса следует  по возможности сокращать время  нециклических процессов и различного рода перерывов.

Ниже представлена зависимость производительности производственного  процесса в заданную единицу времени (агрегата, механизма и т.д.) от затрат времени на циклические и нециклические  части этого процесса и перерывы:

где Гз в — заданное время работы, сут, смена, ч и т.д.; Гнц п — суммарное время  нециклических процессов и перерывов  в течение заданного времени, ч, мин, с; Гц — длительность цикла  обработки единицы продукции, ч, мин, с.

Итак, циклические  — это процессы, систематически повторяющиеся при обработке  каждой единицы исходных материалов, т.е. при производстве каждого изделия. Эти процессы, как правило, направлены непосредственно на обработку предмета труда, что является основной задачей  организации производства в любом  цехе, на любом участке. При этом циклом является круг работ, повторяющийся  с каждой единицей продукции.

Циклические процессы бывают простые и сложные. Простым  является процесс, осуществляемый на одной  производственной ступени (стадии), в  котором каждый следующий цикл обработки  предмета труда начинается не раньше окончания предыдущего.

Примером простого производственного процесса является работа на токарном станке, когда обработка  следующей детали начинается только после окончания обработки предыдущей. Процесс этого вида может осуществляться в двух вариантах: с интервалами, т.е. когда следующий цикл обработки  начинается не сразу после окончания  предыдущего, а через определенный промежуток времени (рис. 4.3), и без  перерывов, когда следующий цикл начинается сразу после окончания  предыдущего (рис. 4.4).

Информация о работе Производственный процесс в организации и его элементы