Производственный процесс в организации и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:08, контрольная работа

Краткое описание

Сущность процессов труда и процессов управления в организации. Понятие производственного процесса: определение, назначение. Классификации производственных процессов в организации. Производственный цикл и его длительность. Структура производственного цикла. Расчет длительности производственного цикла: операции, детали, партии деталей, изделия. Экономическое значение и пути сокращения длительности производственного цикла и графического построения при различных видах движения предметов труда.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Offic менеджмент произв Word.docx

— 389.25 Кб (Скачать)

 

В основе менеджмента лежит  система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с  проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном  случае его ожидает неудача или  крах.

Различают общие и специфические  законы управления.

К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;
  • закон интеграции управления;
  • закон экономии времени;

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых  характерно взаимовлияние: когда изменение  формы и содержания одной стороны  управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

  • закон единства и целостности системы управления;
  • закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
  • закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
  • закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
  • закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между  изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному  воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

  • единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
  • пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
  • централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
  • соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

Исходя из функционального  деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика  и т.д.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы  управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов  управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю

Принцип

Содержание принципа

1 Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего

2 Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому  работающему, ответственность за выполнение работы

3 Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4 Единоначалие

Получение распоряжений и отчет  только перед одним непосредственным начальником

5 Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому  плану

6 Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации  перед индивидуальными интересами

7 Вознаграждение

Получение работниками справедливого  вознаграждения за работу

8 Централизация

Достижение лучших результатов  при правильном соотношении между  централизацией и децентрализацией

9 Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление  коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")

10 Порядок

Рабочее место для каждого работника  и каждый работник на своем месте

11 Справедливость

Справедливое проведение в жизнь  правил и соглашений на всех уровнях  скалярной цепи

12 Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

13 Инициатива

Поощрение работающих к выработке  независимых суждений в границах их полномочий и работ

14 Корпоративный дух

Гармония интересов персонала  и организации (в единении-сила")


 

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову /8/ основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в  том, что свойства любой системы  зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью  этими свойствами. Свойства системы  в целом не сводятся к свойствам  ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется  в таких понятиях, как эффективность  и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует  при решении любой проблемы в  процессе управления подходить с  позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды  как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных  отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это  протяженности связей и место  элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы  управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при  росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности  существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций  развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным  решениям, определения особенностей современного этапа существования  системы, и не как отделенного  от общей тенденции варианта, а  как связующего звена предыдущего  и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет  границу с внешней средой, но эта  граница имеет условный характер. При этом целостность системы  не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом  матрешки". В управлении он проявляется  в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в  таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения  товаров на рынке. Конечно, внешнее  и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и  связь -очень важная проблема в методологии  практического управления;

е) принцип разделения системообразующих  и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой  системы объективно существуют и  те, и другие факторы. Нельзя построить  эффективное управление без соответствующей  оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в  том, что для любой системы  необходимо определенное соотношение  ее элементов и частей. Это соотношение  может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных  соотношений, соотношений технических  средств, видов информации, затрат времени  и пр.;

и) принцип коммуникативности  заключается в том, что объект управления- социально-экономическая  система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах  их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода  должны занимать центральное место  в методологии управления, служить  связующим звеном методологии и  организации управления.

 

1.1.3 Модель управления

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется  автор (создатель), модель управления и  экономические модели также могут  совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать  оригиналу и отражать авторскую  точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении  ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она  отражает и объясняет реально  происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

  • по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
  • по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
  • по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
  • по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
  • по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;
  • по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;
  • по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически  сочетать в себе основы национального  опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных  социально-экономических задач в  передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

 

1.1.4 Природа управления

Практика управления так  же стара, как организации, а это  означает, что она действительно  очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячилетием до нашей эры, записаны сведения о  коммерческих сделках и законах  древней Шумерии, являя собой  четкое доказательство существования  там практики управления.

Информация о работе Производственный процесс в организации и его элементы