Процессуальные теории мотивации и возможности их применения в практике управления современной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – является анализ теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационной сферы деятельности персонала организации, а также выделение основополагающих мотивационных факторов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть основные термины и понятия мотивации;
2) изучить процессуальные теории мотивации;
3) привести примеры эффективной мотивации в Российской и зарубежной практике;
4) описать методы исследования мотивационного процесса в организации;
5) провести анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Сибирь»;
6) исследовать применение процессуальных теорий мотивации на данном предприятии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы процессуальных теорий мотивации………….5
1.1 Понятие, виды мотивации и характеристика процессуальных
теорий мотивации…………………………………………………………5
1.2 Методы исследования процессуальных теорий мотивации…….….7
1.3 Российский и зарубежный опыт использования процессуальных
теорий мотивации…………………………………………………...10
Глава 2 Исследование применения процессуальных теорий мотивации в
деятельности ООО «Сибирь»…………..………………………………18
2.1 Общая характеристика ООО «Сибирь»……………………………18
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО
«Сибирь»………………………………………………………………... 24
2.3 Исследование использования процессуальных теорий
мотивации на ООО «Сибирь»………………………………..…………27
2.3.1 Анкетирование менеджеров высшего и среднего звена ……28
2.3.2 Исследование применения теории справедливости ………...35
Глава 3 Рекомендации по решению проблем мотивации на
ООО «Сибирь»………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………..………….52
Приложение………………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Менеджмент Курсовая.doc

— 692.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что наиболее приоритетными  являются требования материального  обеспечения, интересной работы, дающей возможность повышения квалификации и использования знаний. Вопросы общественной полезности работы, наличие приятного окружения и возможности самореализации стоят не на первом месте.

Оценка возможностей удовлетворения требований к работе и значимости требований.

Обработка анкеты для оценки требований к работе по типу, силе и направленности, производится аналогично обработке вопросов 13-26 в таблице 3.6:

Таблица 3.6 – Сводная ведомость результатов анкетирования на уровне практического сознания.

Общий ср. балл

18

2,36

1,71

1,50

1,79

1,71

1,86

1,79

1,57

1,71

1,86

1,64

 

Антимотивац.

49

17

3

2

2

2

2

3

1

2

3

3

2

2,27

Ср. балл

16

3,00

1,83

2,00

2,17

2,33

2,50

1,83

2,17

2,50

2,67

2,50

 

Статус работника

59

15

3

3

2

2

3

3

1

2

2

2

3

2,36

57

14

3

2

2

2

3

2

3

3

2

2

3

2,45

51

13

3

1

1

2

2

2

2

1

2

3

2

1,91

Оплата труда

58

12

3

2

2

3

3

3

1

3

3

3

3

2,64

53

11

3

1

3

2

1

2

1

1

3

3

1

1,91

48

10

3

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2,64

Ср. балл

9

3,00

2,57

2,00

2,43

2,00

2,43

2,43

2,00

2,00

2,29

1,71

 

Обществ. полезность

56

8

3

3

3

2

1

3

3

2

2

3

1

2,36

54

7

3

1

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1,64

52

6

3

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2,18

Содержание работы

61

5

3

3

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2,09

60

4

3

3

2

3

3

2

3

2

2

2

2

2,45

55

3

3

3

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2,45

50

2

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

2,64

 

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ср. балл


 

На основе полученных средних баллов по блокам ценностной и прагматической ориентации в таблице 3.7 производится сравнение полученных средних баллов, определяется тип мотивации, сила мотивации и ее направленность.

 

 

Таблица 3.7 –  Классификация респондентов по силе и направленности.

    

№ респондента

Ориентация

Тип мотивации

Cp. балл

Сила мотивации

Направленность мотивации

Ценностная

Прагматическая

1

3,00

3,00

II

2,36

средняя

сохранения

2

2,57

1,83

I

1,71

слабая

отсутствие

3

2,00

2,00

II

1,50

средняя

сохранения

4

2,43

2,17

I

1,79

средняя

сохранения

5

2,00

2,33

III

1,71

средняя

сохранения

6

2,43

2,50

III

1,86

средняя

сохранения

7

2,43

1,83

I

1,79

слабая

сохранения

8

2,00

2,17

III

1,57

средняя

сохранения

9

2,00

2,50

III

1,71

средняя

сохранения

10

2,29

2,67

III

1,86

средняя

сохранения

11

1,71

2,50

III

1,64

средняя

сохранения


 

На основании  данной таблицы можно сделать  вывод, что в данном подразделении  у сотрудников преобладает направленность сохранения, а сила мотивации в основном средняя, что говорит об относительно удовлетворительном состоянии мотивации в данной группе, но для достижения более высоких результатов труда она нуждается в усилении.

Сопоставим  в таблице 3.8 ранги требований и возможности их удовлетворения с баллами их оценки для определения степени удовлетворенности требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.8 – Сила требований и возможность их удовлетворения по группам с ранжированием по значимости.

№ вопр.

Значимость требований

Требования

Возможность удовлетворения требований

№ группы

подгруппы

Ср. балл

Ранг

Ранг

Ср. балл

48

2,64

1-3

Хороший заработок

2-5

2,3

3

2

50

2,64

1-3

Интересная работа, доставляющая удовольствие

1

2,4

1

1

58

2,64

1-3

Возможность обеспечения достатка в доме, приобретать, что захочется

6-9

2,2

1

1

55

2,46

4-6

Возможность повышать квалификацию, пополнять знания

10

2,1

1

1

57

2,46

4-6

Возможность заслужить уважение окружающих

2-5

2,3

4

2

60

2,46

4-6

Возможность применять свои знания и способности

6-9

2,2

1

1

56

2,36

7-8

Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом

2-5

2,3

2

1

59

2,36

7-8

Возможность общения с людьми

2-5

2,3

4

2

49

2,27

9

Работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь

13-14

1,7

   

52

2,18

10

Возможность приносить пользу людям

6-9

2,2

2

1

61

2,09

11

Быть самостоятельным в работе и решать самому, что и как делать

11

2

1

1

51

1,91

12-13

Возможность продвижения по службе

12

1,9

4

2

53

1,91

12-13

Возможность получить жилье, устроить ребенка в детский сад, получить путевку

13-14

1,7

3

2

54

1,64

14

Возможность выполнить свой долг перед  обществом, делать  что необходимо

6-9

2,2

2

1




 

 

 

Таким образом, на первых местах для сотрудников отдела стоит получение высоких достатка на интересной работе. Если с интересом к работе положение прекрасное, то уровень достатка работники хотели бы иметь выше. Необходимо предоставить сотрудникам больше возможностей для повышении уровня знаний и квалификации, выполнения долга перед обществом. И хотя работа в данной организации дает неплохую возможность заслужить уважение окружающих , сотрудники не очень стремятся к этому, низко стремление к общению с людьми , приносить пользу людям . Печально, но в коллективе наблюдается тенденция к отсутствию самостоятельности в принятии решений, да и руководство не мешает ее развитию. Да и стремление выпускать продукцию, пользующуюся спросом низкое, хотя работа на данном предприятии и дает такую возможность. Необходимо проведение работы по созданию «Идейной направленности» выполняемой работы, создания условий для появления возможности и желания продвижения по службе, выполнения долга перед обществом.

Изменение типа мотивации при переходе от ценностного сознания к       практическому.

Оценка степени  изменения типа мотивации при  переходе от ценностных ориентиров к практическим проведена в таблице 3.9, где сравниваются данные таблицы 3.3 (тип мотивации на уровне ценностного сознания) и таблицы 3.7 (тип мотивации на уровне практического сознания).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.9 – Распределение респондентов по типу мотивации и уровню сознания.

№ респондента

Тип мотивации на уровне

Ценностного сознания

Практического сознания

1

III

II

2

III

I

3

I

II

4

III

I

5

I

III

6

I

III

7

III

I

8

III

III

9

I

III

10

Ш

III

11

III

III


 

Для более наглядного представления изменения в таблице 3.10 найдем удельный вес респондентов по типам мотивации и уровню сознания (в % к общему количеству респондентов).

Таблица 3.10 – Удельный вес респондентов по типам и уровню мотивации.

    

Тип мотивации

Уровень сознания

Ценностное

Практическое

I

36

27

II

-

18

III

64

55


 

Как видно из данной таблицы 3.10, при переходе от ценностного сознания к практическому некоторые работники переориентировались. При этом в целом произошло снижение доли работников I и III типа мотивации в пользу II типа мотивации.

 

Оценка тесноты  связи между удовлетворенностью трудом                                 и типом мотивации, силой требований и направленностью мотивации.

 

Распределяем  респондентов при ответе на вопрос №2 об удовлетворенности работой в зависимости от типа мотивации:

 

 

 

Таблица 3.11

Тип мотивации

НОМЕРА ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

I

1

1

0

1

0

3

II

1

1

0

0

0

2

III

2

3

1

0

0

6

4

5

1

1

0

11


 

Распределяем респондентов при ответе на вопрос №1 об удовлетворенности в зависимости от силы требований:

Таблица 3.12.

    

Сила требований

НОМЕРА ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

Сильная 3

0

0

0

0

0

0

Средняя 2

2

5

1

1

0

9

Слабая 1

0

1

0

1

0

2

2

6

1

2

0

11


 

Распределяем респондентов при ответе на вопрос №1 об удовлетворённости в зависимости от направленности мотивации.

Таблица 3.13

    

Направленность

НОМЕРА ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

Мотив достижения

0

0

0

0

0

0

Мотив сохранения

2

6

1

1

0

10

Мотивация

0

0

0

1

0

1

2

6

1

2

0

11


 

По каждому из параметров удовлетворенности выявляется корреляционная зависимость удовлетворённости трудом от типа мотивации, силы мотивации и ее направленностью. Уровень корреляционной зависимости рассчитывается с использованием коэффициента Кендалла.

Сводная таблица  расчёта корреляционной зависимости  между удовлетворённостью и типом мотивации:

 

Таблица 3.14

    

№ клетки

Фактическое число респондентов данной клетке

Теоретическое распределение

Разность между эмпирической и теоретической частотой

Квадрат разности

1

2

3

4

5

6

1

1

0,27

0,73

0,5329

1,97

2

1

0,27

0,73

0,5329

1,97

3

0

0

0

0

0

4

1

0,27

0,73

0,5329

1,97

5

0

0

0

0

0

6

1

0,18

0,82

0,6724

3,74

7

1

0,18

0,82

0,6724

3,74

8

0

0

0

0

0

9

0

0

0

0

0

10

0

0

0

0

0

11

2

1,09

0,91

0,8281

0,75

12

3

1,64

1,36

1,8496

1,12

13

1

0,55

0,45

0,2025

0,37

14

0

0

0

0

0

15

0

0

0

0

0

 

X = 15,63

Информация о работе Процессуальные теории мотивации и возможности их применения в практике управления современной организацией