Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – является анализ теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационной сферы деятельности персонала организации, а также выделение основополагающих мотивационных факторов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1) рассмотреть основные термины и понятия мотивации;
2) изучить процессуальные теории мотивации;
3) привести примеры эффективной мотивации в Российской и зарубежной практике;
4) описать методы исследования мотивационного процесса в организации;
5) провести анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Сибирь»;
6) исследовать применение процессуальных теорий мотивации на данном предприятии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы процессуальных теорий мотивации………….5
1.1 Понятие, виды мотивации и характеристика процессуальных
теорий мотивации…………………………………………………………5
1.2 Методы исследования процессуальных теорий мотивации…….….7
1.3 Российский и зарубежный опыт использования процессуальных
теорий мотивации…………………………………………………...10
Глава 2 Исследование применения процессуальных теорий мотивации в
деятельности ООО «Сибирь»…………..………………………………18
2.1 Общая характеристика ООО «Сибирь»……………………………18
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО
«Сибирь»………………………………………………………………... 24
2.3 Исследование использования процессуальных теорий
мотивации на ООО «Сибирь»………………………………..…………27
2.3.1 Анкетирование менеджеров высшего и среднего звена ……28
2.3.2 Исследование применения теории справедливости ………...35
Глава 3 Рекомендации по решению проблем мотивации на
ООО «Сибирь»………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………..………….52
Приложение………………………………………………………………………55
Рисунок 1– Схема теории Портера – Лоулера
Таким образом, процессуальные теории применимы особенно широко в работе с персоналом. Процессуальные теории менеджмента предполагают знание работника о том, как сказываются его усилия на получаемом результате (оплате труда) и насколько это важно для удовлетворения его базовых потребностей.
1.3 Российский и зарубежный опыт использования процессуальных теорий мотивации
В России опционные программы пока не получили широкого распространения. Причин несколько: во-первых, недостаточно развит рынок – акции подавляющего большинства компаний не продаются на бирже; во-вторых, не вполне сформировано доверие к долгосрочным обязательствам компании (в России, в отличие от США, отсутствует юридическая база для опционных программ, поэтому защитить права обладателя опционов в случае, если компания откажется от своих обязательств, будет невозможно). На сегодняшний день опционные схемы применяют крупные транснациональные корпорации, такие как Газпром, "Татнефть", ЛУКОЙЛ. Как правило, российские компании перенимают зарубежный опыт.
В корпорации Лукойл с 1 июля
2008 г. введена новая система
Подобные программы широко распространены в крупных зарубежных корпорациях. В российских компаниях с жестко централизованной системой управления денежными потоками появляются сложности при разработке программы, аналогичной программе Chevron, из-за слабой увязки показателей работы каждого подразделения с общекорпоративными результатами и с рыночной оценкой холдинга.
Главное в опционных программах – это то, что руководитель направляет свою деятельность на увеличение стоимости компании, а компания с помощью денежных выплат поощряет его вклад в общее дело. Однако необходимо признать, что у опционных схем тоже есть свои недостатки: работа фондовых рынков не всегда совершенна, на стоимость акций могут влиять внешние факторы. А это значит, что не только деятельностью топ-менеджмента определяется стоимость акций: тем самым нарушается сам принцип опционных схем – мотивировать деятельность, увеличивающую капитализацию компании.
В практике американских фирм «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.
Материальное поощрение
практикуется в различных видах.
Большое распространение в
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам.
Первой отличительной особенностью развития систем мотивации является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий Российского государства длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна единственная мотивационная модель "кнута и пряника", которая и сегодня не утратила своего применения.
Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).
Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной зарплате.
Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности, как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность. Неэффективность функционирования действующих систем оценки можно подкрепить результатами ранее проведенного исследования на российских предприятиях. Достаточно сказать, что только 38,4% опрошенных ответили, что действующие критерии оценки учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают частично, 11. 3% - не учитывают.
Пятая отличительная
особенность состояла в том, что
мотивационные модели, действующие
в России полностью исключали
возможности инженерно-
Шестая отличительная особенность мотивационных систем России состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений и т.д.). Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь рабочим и только затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка, но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные блага.
Седьмая отличительная
особенность мотивационных
Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. Его необходимость доказана во многих защищенных докторских и кандидатских диссертациях, но изменение политической и экономической ситуации в России свело «на нет» его развитие и практическое применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран. Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит, прежде всего, от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих.
Чтобы система мотивации работала, необходимо сделать следующие шаги:
– найти оптимальный баланс между постоянной и переменной частями компенсационного пакета (соотношение постоянной/переменной частей, частота выплат переменной части и т. д.);
– разработать оптимальную схему расчета переменной части компенсационного пакета (по каким результатам выплачивается переменная часть, как ее правильно рассчитать, как снизить риски, связанные с выплатой переменной части);
– решить вопрос о долгосрочном стимулировании, поощрении работы на перспективу (введение программ долгосрочного стимулирования – опционы, участие в прибыли).
Компенсационный пакет современного топ-менеджера состоит из двух частей: постоянной (фиксированная заработная плата) и переменной (выплаты, привязанные к результатам деятельности руководителя или компании, бонус, опцион, участие в прибыли). Мотивирующим эффектом обладает переменная часть, поэтому, говоря о материальных способах мотивации топ-менеджеров, рассматривают именно ее.
Самая распространенная форма выплаты переменной части – бонус. Он выплачивается по результатам деятельности топ-менеджера раз в квартал, полугодие или год и составляет от 20 до 150% годовой заработной платы.
По признанию самих топ-менеджеров, организация выплаты бонусов по результатам деятельности – очень сложная система. Из-за отсутствия во многих компаниях четких и прозрачных систем учета и отчетности результат, к которому привязан бонус, не всегда можно точно измерить. Часто размер бонуса привязан к увеличению прибыли. Но если финансовая система компании непрозрачна, не так просто установить истинный размер прибыли. Например, часть доходов направляется на внутреннее инвестирование, и тогда, с одной стороны, прибыль получается невысокой, но с другой – такие инвестиции могут дать высокую отдачу через несколько лет. Зачастую бонусы стимулируют руководителей к решению краткосрочных задач, иногда даже в ущерб перспективному развитию компании. Так, например, увеличение прибыли компании в текущем году, по результатам которого топ-менеджер получит хороший бонус, может отрицательно сказаться на рыночной стоимости компании.
Выходом из этой ситуации может стать выплата бонусов за проработанное время: многие российские компании используют такую схему, выплачивая бонус один раз в год в размере одного или нескольких окладов, увеличивая размер выплаты в зависимости от проработанного срока. Это не только удержит топ-менеджера в компании, но и станет хорошим стимулом: если "топ" будет работать плохо, его могут уволить до истечения годового срока, и тогда он свой бонус не получит. Но у этой системы есть и своя отрицательная сторона – здесь не учитывается результативность работы управленца.
Системой, поощряющей деятельность, ориентированную на долгосрочное развитие компании, увеличение ее капитализации, командную работу, являются опционные программы.
Собственник ждет, что топ-менеджер будет относиться к его бизнесу как к своему детищу, станет творчески подходить к решению проблем, руководствуясь главной целью – развитием компании. Но это практически невозможно до тех пор, пока наемный топ-менеджер не участвует в прибыли или не имеет опциона, т. е. не может хоть в какой-то мере почувствовать себя собственником.
Опционы дают право купить акцию фирмы по определенной цене ("цене исполнения") в течение фиксированного периода. Обычно период предложения опционной программы составляет 10 лет (в российских компаниях, он, как правило, короче). В классическом виде "цена исполнения" устанавливается по текущей рыночной цене. Но встречаются и более экзотические варианты: например, дисконтные программы предлагают "цену исполнения" ниже текущей рыночной; премиальные опционы – выше; индексные программы привязывают ее к отраслевому или рыночному индексу.
Глава 2 Исследование применения процессуальных теорий мотивации в деятельности ООО «Сибирь»
2.1 Общая характеристика ООО «Сибирь»
Организация зарегистрирована и имеет производственные, а также офисные и складские помещения на правах собственности в г. Кемерово ул. Сибирская 36. Мясная компания ООО «Сибирь» образовано в 1930 году. Форма собственности - частная, общество не имеет в уставном капитале доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Общество имеет одного учредителя - юридическое лицо - 100 % доли уставного капитала.
Основное назначение – это первичная переработка скота, производство колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов. Силами собственной мини-пекарни налажен выпуск хлеба и панировки для котлетного производства, а также хлебобулочных изделий для реализации в сети фирменных магазинов комбината.