Процесс мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Оглавление

Введение 3
. Теоретические аспекты процесса мотивации
Что такое мотивация 4
Мотивационный процесс 6
Содержательные и процессуальные теории мотивации 8
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда
работников ТЦ «Мегас»
2.1. Краткая характеристика ТЦ «Мегас» 14
2.2. Методы исследования процесса мотивации в ТЦ «Мегас» 16
2.3. Пути совершенствования процесса мотивации в ТЦ «Мегас» 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

Институт переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Государственное регулирование  экономики

Дисциплина: Менеджмент

 

 

Курсовая работа

Тема: Процесс мотивации

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: Дёмина Е. В.

                                                                                  студентка гр. 07613

                                                                                  Проверила: Снегирёва Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2009

Оглавление

 

Введение                                                                                                                3    

  1. . Теоретические аспекты процесса мотивации                                  

    1. Что такое мотивация                                                                                   4
    2. Мотивационный процесс                                                                            6
    3. Содержательные и процессуальные теории мотивации                          8

             Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда

             работников ТЦ «Мегас»

2.1. Краткая характеристика  ТЦ «Мегас»                                                          14

2.2. Методы исследования процесса мотивации в ТЦ «Мегас»                       16

2.3. Пути совершенствования  процесса мотивации в ТЦ «Мегас»                  20

Заключение                                                                                                           24

Список использованной литературы                                                              25

Приложение                                                                                                          26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Насколько авторитарной ни

                                                                                                            являлась  бы   организация,

                                                                                                            она должна   удовлетворять

                                                                                                            амбиции     и    потребности

                                                                                                            своих  членов   и делать это

                                                                                                            по    отношению   к ним как

                                                                                    к индивидам.

                                                                                                                                          П. Дракер

Управление фирмой требует огромных интеллектуальных и финансовых усилий руководства для оценки состояния среды и выработки методов управления для достижения корпоративных целей. Эффективность вложения этих инвестиций во многом будет определяться тем, насколько персонал заинтересован в решении поставленных перед ним задач, особенно если это решение требует от него дополнительных усилий. Выработка и активизация (мотивация) определенного производственного поведения персонала - одна из важнейших задач, стоящих перед менеджментом.

Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации работников на рынке труда.

Задачи:

- изучить теоретические  основы мотивации работников  в организации;

- провести анализ процесса мотивации и стимулирование труда работников ТЦ «Мегас»;

- изучить действие  мотивационного и стимулирующего  механизма в процессе управления  персоналом в ТЦ «Мегас»;

Объект исследования - ТЦ «Мегас». Предмет исследования - процесс мотивации и стимулирования труда работников в ТЦ «Мегас».

Глава 1. Теоретические аспекты процесса мотивации

    1. Что такое мотивация

 

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. [2, с. 133].

Мотивация - это процесс  побуждения каждого сотрудника и  всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации [5, c. 398].

На рис. 1 графически показан процесс мотивации. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов.

1. Потребности. Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологическое и психологическое равновесие [4, с. 161]. Потребности возникают как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека [2, с. 133].

2. Побуждение. Побуждения, или мотивы, возникают, чтобы хоть частично удовлетворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуждения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к достижения вознаграждения. Они составляют сердцевину мотивационного процесса. [4, с. 161].

3. Вознаграждение. В конце цикла мотивации находится вознаграждение, определяемое как нечто, что приглушит потребность и снизит побуждение. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение. [4, с. 161].

 


ПОТРЕБНОСТИ                      ПОБУЖДЕНИЯ                        ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ


 


Рис. 1. Основной процесс мотивации


 

Мотивирование – это  процесс взаимодействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. [2, с. 134].  Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие  задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные  мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы.

Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае обращается внимание на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной  и образовательной работы и не часто связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут успешнее и результативнее управлять своими сотрудниками.

Первый и второй тип  не следует противопоставлять, так  как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации  стремятся сочетать эти два типа мотивирования. [2, с. 135].

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое.

Мотив и стимул – это  две параллельные и взаимообусловленные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности работника. Один стимул может формировать множество разнообразных мотивов. [3, с. 93].

Процесс использования  различных стимулов для мотивирования  людей называют процессом стимулирования.

Один стимул может  соответствовать различным потребностям сотрудника и формировать множество  разнообразных мотивов.

 

  1. 2. Мотивационный процесс

 

Мотивация, рассматриваемая  как процесс, теоретически может  быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако, для уяснения  того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Условно потребности можно разделить на три группы:

- физиологические;

- психологические;

- социальные.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможность устранить ее. 

Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтоб устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять  действия по устранению потребности. [2, с. 140].

Процесс мотивации очень  сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Далее мы кратко рассмотрим основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первая группа – теории содержания мотивации, вторая – теории процесса мотивации.

 

    1. Содержательные и процессуальные теории мотивации

 

Теории содержания мотивации  анализируют факторы, оказывающие  влияние на мотивацию. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

  • теория  иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
  • теория ERG, разработанная Альдерфером;
  • теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Информация о работе Процесс мотивации