Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Введение 3
. Теоретические аспекты процесса мотивации
Что такое мотивация 4
Мотивационный процесс 6
Содержательные и процессуальные теории мотивации 8
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда
работников ТЦ «Мегас»
2.1. Краткая характеристика ТЦ «Мегас» 14
2.2. Методы исследования процесса мотивации в ТЦ «Мегас» 16
2.3. Пути совершенствования процесса мотивации в ТЦ «Мегас» 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 26
Теория потребностей Маслоу
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.
1. Физиологические. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т. п., т. е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т. п. [2, с. 143].
2. Потребность в безопасности. Этот уровень потребностей приблизительно соответствует мотиву безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. [4, с. 171].
3. Потребность в любви, сопричастности, общении. Возможно, более подходящими понятиями для обозначения этого уровня были бы «потребность в принадлежности» или «социальные потребности». [4, с. 171].
4. Потребность в уважении, признании и самоутверждении.
5. Потребность в самовыражении и личностном росте. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность. [4, с. 172].
Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возникают последовательно. Удовлетворяя первичные потребности, человек постепенно становится мотивированным более сложными.
Теория ERG Альдерфера
Альдерфер исходил из того, что потребности человека могут быть объединены в три большие группы:
Эти потребности также располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях ( в отличие от теории Маслоу):
- вверх, если предыдущая потребность удовлетворена;
- вниз, если не удовлетворяется
потребность более низкого уров
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
МакКлелланд полагал, что потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Он выделял следующие потребности:
Эти потребности не располагаются иерархично, а взаимовлияют друг на друга.
Если человек занимает
руководящую должность, то, с одной
стороны, он должен удовлетворять доминирующую
потребность в своем
Теория двух факторов Герцберга
Герцберг выделил две группы факторов потребностей, влияющих на будущую мотивацию индивида:
Герцберг сделал оригинальный вывод: устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности человека, не обязательно приводит к увеличению удовлетворенности, и наоборот.
Рост удовлетворенности осуществляется под влиянием мотивирующих факторов, а переход от неудовлетворенности к ее отсутствию – под влиянием внешних факторов.
Поэтому первостепенное внимание должно уделяться неудовлетворенности человека, и только потом, с помощью мотивирующих факторов, необходимо обеспечивать удовлетворенность. Если менеджер будет это делать с помощью одних лишь внешних факторов, то ничего не добьется. [1, с. 65].
В основе процессуальных теорий лежит положение о том, что мотивация индивида возникает в процессе какого – либо действия или труда. [5, с. 402]
Рассмотрим кратко некоторые из процессуальных теорий.
Теория ожидания В. Врума
Врум исходил из того,
мотивацию к труду можно
Мотивация = ОРР * ОВР * З,
Где ОРР – ожидаемые результаты работы; ОВР – ожидаемое вознаграждение за работу; З – значимость результатов работы для человека (валентность).
Валентность положительна, если результаты высоко ценятся работником.
Валентность отрицательна, если результаты отрицаются работником.
Валентность равна нулю, если работник безразличен к результату. [1, с. 66].
Теория справедливости (равенства) С. Адамса
Адамс рассматривал мотивацию индивидов через соотношение связи «усилие – вознаграждение».
Он считал, что люди
субъективно ощущают
Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость:
Опытный руководитель (менеджер)
должен чувствовать реакции
Например, в некоторых компаниях практикуют конфиденциальность заключенных контрактов. Работающие бок о бок люди не знают о заработках друг друга. Это помогает в некоторых случаях нейтрализовать возникающие конфликты между людьми и стабилизировать их мотивацию к труду. [1, с. 66-67].
Модель Л. Портера – И. Лоулера
(синтез теории
ожидания и теории
Портер и Лоулер исходят из предпосылки, сто мотивация (усилие или энергия) не равна удовлетворенности или исполнительности. Мотивация, удовлетворенность и исполнительность представляют собой отдельные переменные и взаимодействуют иначе, чем принято считать. [4, с. 180].
В этой модели взаимосвязаны шесть основных переменных: усилие индивида. Полученные результаты, вознаграждение (внутреннее и внешнее), осознание своей роли в процессе труда, особенности конкретного человека, степень удовлетворенности и самоуважения (рис. 2).
Распределение этих переменных между собой по значимости может дать тот или иной мотивационный результат. [1, с. 67-68].
Из рисунка видно, какие факторы влияют на получаемые результаты. В модели Портера – Лоулера результаты работы есть функция внешнего вознаграждения (зарплата, значимость оплаты, уверенность в связи трудового усилия с размером вознаграждения), внутреннего вознаграждения и затраченными усилиями работника (и он эту связь ощущает), то система мотивации работает полностью; в обратном случае работник частично мотивирован полученными результатами работы (вторая внутренняя обратная связь) и получает только внутреннее вознаграждение за свой труд. [1, с. 67-68].
. [1, с. 66].
Рис. 2. Модель мотивации Л. Портера – И. Лоулера
1 – затраченные усилия; 2 – полученные результаты; 3 – внешнее и внутренне вознаграждение; 4 – осознание своей роли в процессе труда, сравнение своих усилий и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других; 5 – способности, особенности человека, его характер; 6 – степень удовлетворения, чувство компетентности, самоуважения
Теория постановки целей Э. Лока
В этой модели мотивации человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, и удовлетворенностью результатами работы. При этом считается, что постановка целей – осознанный процесс, предполагающий будущие намерения человека.
Результаты труда зависят от: сложности, специфичности, выгодности цели для человека и готовности работника затрачивать усилия для ее достижения. Причем мотивация индивидов может возрастать по мере приближения к цели.
Качество исполнения работы зависит от организационных факторов и способностей работника, которые, в свою очередь, также влияют на цели и, как следствие, на мотивацию работника.
Удовлетворенность или неудовлетворенность работника определяется «борьбой» двух процессов:
Можно выделить и недостатки этой теории:
Глава 2. Анализ
системы мотивации и
2.1. Краткая характеристика ТЦ «Мегас»
ТЦ «Мегас» входит в Торговый Холдинг «Сибирский Гигант». На момент открытия, в марте 2004 года, он являлся первым и единственным торговым центром формата гипермаркета в Новосибирске. Общая площадь ТЦ составляет 7 500 кв. м. Якорным предприятием является универсам площадью 2300 кв. м, осуществляющий торговлю продуктами питания и сопутствующими товарами. На настоящий момент ассортимент универсама ТЦ «Мегас» составляет порядка 15 000 наименований.
ТЦ «Мегас» - крупная оптово-розничная фирма, интегрированная в сферу производства и финансов.
ТЦ «Мегас» является Обществом с ограниченной ответственностью.
Функции торгового центра включают изучение рынка производителей, потребителей, т. е. маркетинговые мероприятия, приобретение продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления у производителей и посредников путем покупки, хранение товаров, осуществление транспортировки грузов, продажа продукции оптом и в розницу, оказание дополнительных услуг, в том числе:
- информационно-коммерческие услуги;
- предоставление складских помещений другим предприятиям и организациям;
- транспортно-экспедиционные услуги.
В штате торгового центра (филиала в Новосибирске) около 630 человек. Годовой товарооборот – около 100 млн. рублей. Розничный товарооборот в структуре торгово-закупочной деятельности составляет 56%, оптовый – 44%.
Фирма работает на рынке продовольственных и промышленных товаров более 7 лет. За этот период времени фирма зарекомендовала себя как надежный деловой партнер. Она осуществляет прямые вагонные поставки с заводов-производителей как в Новосибирск, так и в различные регионы России.
Компания динамично развивается в условиях рыночной конкуренции, проводя разумную ценовую политику, в результате этого идет постоянное увеличение розничных и оптовых объемов продаж.
В распоряжении компании имеется региональный оптовый склад, находящийся в черте г. Новосибирска.
Коммерческо-информационный
отдел (отдел маркетинга): проводит все виды коммерческих
сделок на региональных и общероссийском
рынках; оказывает организационно-
Отдел поставок осуществляет управление поставками товаров.
Бухгалтерия: осуществляет прием месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов, представляет их в контрольные финансовые органы. Обобщает экономические и финансовые данные на основе свободных балансов; осуществляет анализ хозяйственной деятельности торгового центра; осуществляет руководство по применению цен, наценок и скидок, по составлению калькуляций на услуги, по применению форм оплаты труда руководителей, рабочих и служащих; разрабатывает проекты планов по всем видам показателей.