Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Мотивация - это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе - это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает тогда, когда к человеку обращаются с просьбой, но она исчезает, когда людей "принуждают" подчиниться требованию. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека, и все зависит от "совокупности" обстоятельств на данный момент.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Роль мотивации и стимулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … … . . . . . .5

2. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом . . . . . . . . 7

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы . . . . . . . . . . . 7

2.2 Стадии процесса мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях . . . . . . . . . . 19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Мотивация труда.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Московский  Государственный  Индустриальный Университет

(ГОУ  МГИУ)

Институт  дистанционного образования 
 
 

Контрольная работа 

Специальность _____МЕНЕДЖМЕНТ_____Курс____2____ Группа ____БК06М21_____

Ф.И.О. студента _________________________Васильев А.В.    _______________________________

Дисциплина ____социология и психология труда___ Дата сдачи _______________

Ф.И.О. преподавателя __________Шубина О.В._______  Дата проверки ____________

Оценка_________________________________ Подпись преподавателя___________ 

Рецензия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

                          Стр.

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Роль мотивации  и стимулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …  … . . . . . .5

    2. Мотивация  труда как элемент процесса  управления персоналом  . . . . . . . . 7

2.1 Стратегия  управления человеческими ресурсами  фирмы  . . . . . . . . . . . 7

2.2 Стадии  процесса мотивации   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях . . . . . . . . . . 19

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Среди комплекса проблем менеджмента  особую роль играет проблема совершенствования  управления персоналом фирмы. Задачей  этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

       Управление  персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе ,социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место  занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

       Данная  работа охватывает широкий спектр проблем ,связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда, отражена концепция выбора того или иного метода стимулирования деятельности человека.

      Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

      Руководитель - это лицо, наделенное особыми полномочиями принятия решений и управления людьми. Он несет за это полную ответственность, как материальную, так и моральную. Руководителям приходится выполнять множество различных функций, решать разнообразные задачи.

      Как известно, руководители работают с  большим перенапряжением, в последнее время стресс стал для них настоящей бедой. Зачастую руководители, управляющие большим количеством людей, выдерживают на должности два-три года, а потом уходят в тень. Для того, чтобы эффективно работать на занимаемом посту, требуются обширные теоретические знания, высокая квалификация и многолетний опыт работы. Когда Вы заполняете анкету при приеме на работу менеджером, в ней обязательно будут эти три параметра.

      В конце ХХ века управленец - это не призвание, это профессия. Менеджер должен постоянно увеличивать и  обновлять запас своих знаний, добиваться уважения коллектива, заботиться о снижении затрат на персонал. Сегодня менеджер все больше смещает акцент с управления производством на работу с персоналом. В этом аспекте вопрос мотивации как одной из функций менеджера для меня - очень интересная и актуальная тема для исследования. На мой взгляд, при постоянно увеличивающемся рынке спроса на труд и повышении требований со стороны работников к организации их труда, именно менеджер, уделивший больше остальных внимания проблеме мотивации персонала, добьется лучших результатов.

      Мотивация - это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе - это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает тогда, когда к человеку обращаются  с просьбой, но она исчезает, когда людей "принуждают" подчиниться требованию. По своей природе  и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека, и все зависит от "совокупности" обстоятельств на данный момент. 
 

 

 Мотивация и  стимулирование работников  

       Основная  деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

       Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков  и способностей этих людей. Эффективная  деятельность возможна лишь при наличии  у работников соответствующей мотивации, то есть желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.

       Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.

       Согласно  Маслоу (Рис.1.1), физиологические потребности  являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.  
 
 
 
 
 

       
       

       

       
       

       

         

       Рис. 1.1 Пирамида потребностей Маслоу

       По  мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.

       На  основе приведенного классификатора потребностей может быть построена мотивационная модель (Табл.1.1).

       Удовлетворение  своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда.

Мотивационная модель

Претворение в жизнь потребностей своей личности Реализация  своего потенциала, увеличение количества знаний
Уважение к себе и признание со стороны других. Компетентность  в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.
Социальные  контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным.
Уверенность в завтрашнем дне Долгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.
Физиологические потребности Питание. Квартира. Одежда.

       Таблица 1.1

 

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА  КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 

2.1 Стратегия управления  человеческими ресурсами  фирмы 

       Одна  из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

       Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования».

Информация о работе Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом