Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Мотивация - это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе - это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает тогда, когда к человеку обращаются с просьбой, но она исчезает, когда людей "принуждают" подчиниться требованию. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека, и все зависит от "совокупности" обстоятельств на данный момент.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Роль мотивации и стимулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … … . . . . . .5

2. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом . . . . . . . . 7

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы . . . . . . . . . . . 7

2.2 Стадии процесса мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях . . . . . . . . . . 19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Мотивация труда.doc

— 152.00 Кб (Скачать)
ul>

      Таблица 2.2

Способы экономического стимулирования различных групп  персонала

    Персонал

    Вознаграждения

    Торговая  группа
    • Индивидуальные комиссионные с объемов продаж
    • Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль
    • Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год
    • Групповая система долевого участия в прибыли
    • Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой
    Производственные  рабочие
    • Групповая сдельная система оплаты труда
    • Премии за досрочное завершение работы
    • Премии за сверхурочную работу
    • Общая схема долевого участия в прибыли
    Секретарь
    • Вознаграждение за сверхурочную работу
    • Общая схема долевого участия в прибыли
    • Повышение до управляющего офисом
    Управляющий производством
    • Вознаграждение за сверхурочную работу
    • Часть групповой производственной премии
    • Общая схема долевого участия в прибыли
    • Предложение о долевом участии в бизнесе

 

        2.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях 

       Отсутствие приемлемого механизма мотивации труда сотрудников ведет к утечке квалифицированных кадров во многих компаниях. Материальное вознаграждение за профессиональные успехи должно носить систематический характер и основываться на ясных объективных критериях. Даже благополучные компании постоянно испытывают трудности, связанные с уходом грамотных и инициативных специалистов. Это свидетельствует о недостаточной проработке методики мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных и других организаций с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет жизненно важное значение. Утечка квалифицированных кадров для них оборачивается настоящей катастрофой.

       Так, уход из компании “Вессо-Линк” значительной части менеджеров в ноябре 1996 г. на несколько недель парализовал ее деятельность. Кроме того, компания понесла значительные дополнительные расходы, связанные с поспешным набором новых сотрудников и предоставлением клиентам бесплатного обслуживания в течение месяца в качестве компенсации временных неудобств. Собственник не учел, что в высокоинтеллектуальном бизнесе менеджер, как и владелец, становится едва ли не основным производственным ресурсом.

       В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих на российском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих менеджеров в связи с переходом их к конкурентам.

       Было  проведено исследование эффективности методов стимулирования работников. Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп. 

       Первая  группа:

    • ценные подарки;
    • моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.);
    • отгулы и дополнительные отпуска.

       Вторая  группа менее распространена:

    • внесение имени сотрудника в анналы истории;
    • вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета;
    • награждение памятными значками.

       Третья  группа выглядит несколько экзотично:

    • компания в качестве поощрения берет у сотрудников в долг под проценты;
    • предлагается сотрудникам участие в прибыли;
    • компания продает сотрудникам акции.

       Если  применить комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, - страхование, питание, обучение и др.

       Обращает  на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части респондентов (от 39 до 67 %). Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33 %).

       Снова применив комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, получим следующий рейтинг.

       Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):

    • привлечение средств персонала под проценты;
    • моральные поощрения;
    • занесение в книгу истории организации или на доску почета,
    • награждение туристическими путевками, памятными значками и др.;
    • отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.

       Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в прибыли  и продажи сотрудникам акций  компании.

       Количество  компаний, реализующих подобные программы  невелико, и использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет.

       Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов персонала и т.п.

       Не  существует единых методов мотивации  персонала, эффективных во все времена  и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Общий кризис в России коснулся всех сфер деятельности, лишь немногие предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться в этих условиях. Одной из причин их «выживаемости» является эффективное управление персоналом. Рынок труда в Росси еще не сложился, но именно на рынке мотивационные характеристики субъектов рынка и определяют цену на рабочую силу.

       Незаметный  для неопытного глаза процесс  потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие  отрицательные результаты, как текучесть кадров. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

       Грамотно  спроектированная работа должна создавать  внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.

       В этом состоит подход к мотивации, основанный на “Теории Y”, суть которого - воздействие на психологическое состояние работника. Однако эффективность этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое существование “Теория X”. Согласно посылкам этой теории наилучший способ стимулирования к труду - экономическая мотивация. Эффективность методов управления связанных с оценкой результатов деятельности каждого работника (принципы “Теории Z”) постепенно подтверждается опытом как зарубежных, так и российских предприятий.

       Однако  те методы аттестации, которые применяются  у нас в стране, еще очень  несовершенны, а ведь, когда от результатов  аттестации будет зависеть ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.  
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Грачев М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.- М.: Дело, - 1993.
  3. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Человек и труд.- 1997. - №10.
  4. М.Мейер. Почему ваши подчиненные относятся к работе с прохладицей? ЭКО.- 1999. - №4.
  5. Мотивация персонала.//Вопросы экономики,- 1996,- №2.
  6. Капитонов Э. Социология XX века. - Ростов-на-Дону :Феникс. 1996.

Информация о работе Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом