Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:54, реферат
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.р.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Примеры целей, которые можно использовать в качестве стандартов контроля: получить прибыль в размере 1 млн. долл. в 1987 г. или уменьшить количество, воздерживающихся от голосования на 3%. Конкретный критерий (в данном случае 1 млн. долл.) и определенный период времени (один год) называются показателями результативности (рис. 14.2.). Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?» Так, например, если руководство обнаруживает, что за первые полгода прибыль фирмы составила только 400 тыс. долл., то оно понимает, что необходимо существенно поднять производительность, чтобы достичь намеченной цели: заработать 1 млн. долл. к концу года.
Относительно
легко установить показатели результативности
для таких величин как прибыль,
объем продаж, стоимость материалов
потому, что они поддаются
Например,
повышение морального уровня, рассматриваемое
в качестве цели, выразить в числовых
показателях очень трудно
или зачастую вообще невозможно. Невозможно
точно приписать тому или иному уровню
морали численное значение или выразить
его через эквивалентную сумму долларов.
Но организации, работающие эффективно,
стремятся обойти трудности, связанные
с выражением целей в количественном виде,
и им это удается. Так, например, информацию
о духовном уровне и состоянии работников
можно получить посредством различного
рода обследований и опросов. Более того,
некоторые из этих, явно не поддающихся
количественному измерению величин, можно
представить в численном виде косвенно,
измеряя некоторый показатель. Малое количество
увольнений, например, обычно является
проявлением удовлетворенности работой.
Таким образом, количество увольнений
может использоваться как показатель
результативности при выработке стандартов
в области удовлетворенности работой.
Например, руководители высшего звена
могут установить в качестве цели на следующий
год уменьшение количества увольнений
с 10 до 6%.
Рис. 14.2.
Первый этап процесса контроля.
Опасность
использования косвенных
Невозможность
выразить показатель результативности
непосредственно в
Область,
в которой установить показатели
результативности особенно трудно, это
НИОКР. Предпринимавшиеся
Рис. 14.3. Второй этап процесса контроля.
Второй
этап процесса контроля состоит в
сопоставлении реально
МАСШТАБ ДОПУСТИМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЯ. Показатель результативности дает четкую и ясную цель для направления усилий членов организации. Однако, за исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Определение
масштаба допустимых отклонений —
вопрос кардинально важный. Если взят
слишком большой масштаб, то возникающие
проблемы могут приобрести грозные
очертания. Но, если масштаб взят слишком
маленьким, то организация будет
реагировать на очень небольшие
отклонения, что весьма разорительно
и требует много времени. Такая
система контроля может парализовать
и дезорганизовать работу организации
и будет скорее препятствовать, чем
помогать достижению целей организации.
В подобных ситуациях достигается
высокая степень контроля, но ПРОЦЕСС
КОНТРОЛЯ становится неэффективным. Типичным
примером подобного рода может служить
любая ситуация, при которой необходимо
пройти через множество
Для
того чтобы быть эффективным, контроль
должен быть экономным. Преимущества системы
контроля должны перевешивать затраты
на ее функционирование. Затраты на
систему контроля состоят из затрат
времени, расходуемого менеджерами
и другими работниками на сбор,
передачу и анализ информации, а
также из затрат на все виды оборудования,
используемого для
Основная проблема, конечно, состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения. Перевод их непосредственно в денежный эквивалент, хотя и достаточно очевиден, но не всегда оправдан.
То,
что тривиально в одной ситуации,
может иметь совершенно другой смысл
в ином контексте. Так, например, для
«Дженерал Моторс» ничего не значит,
если объем недельных продаж окажется
на 1 млн. долл. ниже запроектированной
суммы. Но если «Дженерал Моторс»
не удастся проконтролировать
ИЗМЕРЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ. Измерение результатов,
позволяющих установить, насколько
удалось соблюсти установленные
стандарты, — это самый трудный
и самый дорогостоящий элемент
контроля. Для того чтобы быть эффективной,
система измерения должна соответствовать
тому виду деятельности, который подвергается
контролю. Вначале необходимо выбрать
единицу измерения, причем такую, которую
можно преобразовать в те единицы
в которых выражен стандарт. Так,
если установленный стандарт — это
прибыль, то измерение следует вести
в долларах или процентах, в зависимости
от формы выражения стандарта. Если
контролируется неучастие в голосовании
или увольнения с работы, то измерение
должно вестись в процентах. В
качестве общего правила можно отметить,
что стандарт в специфической
форме предопределяет те величины,
которые впоследствии должны быть измерены.
Выбор
подходящей единицы измерения —
это зачастую наиболее легкая часть
проведения контрольных измерений,
обеспечивающих, как в конечном счете
и весь контроль, достижение целей
организации. Равно важно, чтобы
скорость, частота и точность измерений
тоже были согласованы с деятельностью,
подлежащей контролю. Так, например, фармацевтическая
фирма должна осуществлять исключительно
строгий и точный контроль за качеством
своей продукции. Даже микроскопическое
количество примесей может буквально
убить покупателя. Поэтому система
измерений при контроле качества
продукции в фирме —
Аналогично,
большинство организаций не слишком
часто проводят аудиторские проверки
(об этом методе контроля будет рассказано
ниже) и инвентаризацию материальных
запасов. Если изготовитель будет каждый
день пересчитывать запасы материалов,
он будет точно знать, например, сколько
он теряет из-за воровства. Но фирма
в этом случае ничего другого не
сможет предпринимать, потому что все
свое время будет занята подсчетами.
Поэтому большинство фирм-
Использование
компьютеров для контрольных
измерений сделало эти проверки
гораздо более оперативными, дешевыми
и точными. Компьютеризированные кассовые
аппараты, используемые фирмами «Сиро
и «Дж. К. Пенни», позволяют определять
и выдавать в табличной форме
данные о состоянии наличности и
материальных запасов на момент покупки.
Если объем продаж и запасов достаточно
велик, то подобный метод становится
многократно дешевле
Однако любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, а стоит ли вообще осуществлять контроль. Поэтому, в частности (из-за высокой стоимости измерений), менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее. Если проводить измерения подобным образом, то затраты на систему контроля будут столь велики, что ее стоимость превзойдет возможные доходы от ее применения. (В коммерческой деятельности цель проведения измерений состоит в увеличении прибыли, а не в том, чтобы точно установить, что же происходит на самом деле).
ПЕРЕДАЧА
И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Распространение
информации играет ключевую роль в
обеспечении эффективности