Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:06, реферат

Краткое описание

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Оглавление

1- Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.
1.1-Программа диагностики………………………………………………………………………………………………2стр.
1.2- Программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой.………………………………………………………………………………………………….2стр.
1.3- Средства и методы задания тестовой нагрузки..………………………………………………………2стр.
1.4- Факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых.………………………………………………………………………………………………………………………………….3стр.
1.5- Факторы, формирующие функциональную подготовленность.………………………………3стр.
1.6- Факторы, формирующие функциональную подготовленность, представленные методическими основами организации тренировочного процесса. ………………………………………….3стр.
2-Понятие врачебный контроль и диспансеризация.
2.1-Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой..……………………………3стр.
2.2-Система организации врачебного контроля………………………………....……………………………4стр.
2.3-Врачебное обследование и диспансеризация……………………………...……………………………4стр.
2.4-Содержание обследования…………………………………………………………….……………………………5стр.
2.5-Методы врачебного обследования………………………………………………..……………………………5стр.
2.6-Педагогический контроль……………………………………………………………….……………………………6стр.
2.7-Задача студентов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.
2.8-Задача педагогов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.
2.9-Курс физической культуры……………………………………………………………..……………………………7стр.
2.10-Учебные занятия…………………………………………………………………………...……………………………7стр.
2.11-Внеучебные занятия…….…………………………………………………………………………………………….7стр.
3-Субъективные и объективные показатели самочувствия.
3.1-Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля……………….……………………………………………………………………………..……………………………8стр.
3.2-Методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности….……………………………………………………………………………………………………………………….8стр.
4-Пробы и тесты, определяющие уровень физического развития и состояния здоровья.
4.1-Определение уровня физического состояния организма (УФС)……………………………….10стр.
5- Методические рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой и спортом.
5.1-Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.…………….………………………………………………………………..……………………………14стр.
6-Содержание……………….……………………………………………………………………….……………..………………………15стр.

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

1- Диагностика при регулярных занятиях  физкультурой и спортом.

1.1-Программа диагностики………………………………………………………………………………………………2стр.

1.2- Программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой.………………………………………………………………………………………………….2стр.

1.3- Средства и методы задания тестовой нагрузки..………………………………………………………2стр.

1.4- Факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых.………………………………………………………………………………………………………………………………….3стр.

1.5- Факторы, формирующие функциональную подготовленность.………………………………3стр.

1.6- Факторы, формирующие функциональную подготовленность, представленные методическими основами организации тренировочного процесса. ………………………………………….3стр.

2-Понятие врачебный контроль  и диспансеризация.

2.1-Врачебный  контроль в процессе занятий физической культурой..……………………………3стр.

2.2-Система  организации врачебного контроля………………………………....……………………………4стр.

2.3-Врачебное обследование и диспансеризация……………………………...……………………………4стр.

2.4-Содержание  обследования…………………………………………………………….……………………………5стр.

2.5-Методы врачебного обследования………………………………………………..……………………………5стр.

2.6-Педагогический контроль……………………………………………………………….……………………………6стр.

2.7-Задача студентов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.

2.8-Задача педагогов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.

      2.9-Курс физической культуры……………………………………………………………..……………………………7стр.

2.10-Учебные занятия…………………………………………………………………………...……………………………7стр.

2.11-Внеучебные занятия…….…………………………………………………………………………………………….7стр.

3-Субъективные и объективные  показатели самочувствия.

3.1-Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля……………….……………………………………………………………………………..……………………………8стр.

3.2-Методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов  для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния  организма, физической подготовленности….……………………………………………………………………………………………………………………….8стр.

4-Пробы и тесты, определяющие  уровень физического развития  и состояния здоровья.

4.1-Определение уровня физического состояния организма (УФС)……………………………….10стр.

5- Методические рекомендации для  самостоятельных занятий физкультурой  и спортом.

5.1-Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.…………….………………………………………………………………..……………………………14стр.

6-Содержание……………….……………………………………………………………………….……………..………………………15стр.

 

 

 

 

  1. Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

    1. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и

тестирование ведущих для данного  вида спорта физиологических систем и функций:

  • центральной нервной системы,
  • вегетативной нервной системы,
  • сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • нервно-мышечного аппарата,
  • внутренней среды,
  • физического развития,
  • соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
  • психофизиологического состояния.
    1. Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в  состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например,  комплекс исследований в  состоянии покоя включает:

  • врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
  • электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
  • ультразвуковое исследование сердца (при необходимости -внутренних органов: печени, почек и т.д.);
  • биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
  • антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
    1. При  исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
  • ступенчато-возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
  • предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
  • с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
  • моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются  объективные показатели самоконтроля:    частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции  сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

    1. Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
  • физическое развитие,
  • функциональные возможности основных физиологических систем организма,
  • иммунный статус,
  • психологический статус,
    1. Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:
  • спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
  • продолжительность занятий,
  • успешность в достижении спортивных результатов.
    1. Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
  • режимом тренировок,
  • объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
  • соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
  • календарем и регламентом соревнований.

Отсутствие  контроля за физическим состоянием и  подготовленностью спортсменов, опирающегося  на объективную диагностику,  может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем – к возникновению заболеваний и травм.

    

2. Понятие врачебный контроль и диспансеризация.

 

     Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

     Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

2.1. Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

1.          выявление противопоказаний к  физической тренировке;

2.          определение уровня физического  состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

3.          контроль за состоянием организма  в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:

1.  Врачебные  обследования всех лиц, занимающихся  физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).

2.  Диспансеризация  занимающихся физической культурой,  спортом и туризмом.

3.  Врачебно-педагогическое  наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4.  Осуществление  оздоровительных, лечебных и профилактических  мероприятий в процессе занятий физкультурой и спортом.

5.  Врачебная  консультация по вопросам физкультуры  и спорта.

6.  Проведение  анализа проделанной работы по  врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.

7.  Санитарный  надзор за местами и условиями  проведения соревнований, занятий по физической культуре и спорту.

8.  Медико-санитарное  обеспечение учебно-тренировочных  сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.

9.  Профилактика  спортивного травматизма и патологических  состояний, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.

10. Организация и проведение мероприятий по восстановлению физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

11. Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.

12. Пропаганда  оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.

13. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.

14. Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

    

    1. Система организации врачебного контроля

 

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

     Допуск к организованным занятиям  физической культурой и  спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля.

Разрешение  на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Руководители  коллективов физической культуры и  спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

    1. Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом

осуществляются в следующем  порядке:

- дети детских дошкольных учреждений  обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;

- учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних

специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений;

- студенты высших учебных заведений  - на базе студенческих поликлиник,

лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

Члены физкультурных  коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. В спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

    

    1. Содержание обследования.

 

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых.

Полученные  данные позволяют врачу рекомендовать  виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс.

Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при  первичном обследовании состояние  здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д. Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Информация о работе Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом