Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:06, реферат
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.
1- Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.
1.1-Программа диагностики………………………………………………………………………………………………2стр.
1.2- Программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой.………………………………………………………………………………………………….2стр.
1.3- Средства и методы задания тестовой нагрузки..………………………………………………………2стр.
1.4- Факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых.………………………………………………………………………………………………………………………………….3стр.
1.5- Факторы, формирующие функциональную подготовленность.………………………………3стр.
1.6- Факторы, формирующие функциональную подготовленность, представленные методическими основами организации тренировочного процесса. ………………………………………….3стр.
2-Понятие врачебный контроль и диспансеризация.
2.1-Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой..……………………………3стр.
2.2-Система организации врачебного контроля………………………………....……………………………4стр.
2.3-Врачебное обследование и диспансеризация……………………………...……………………………4стр.
2.4-Содержание обследования…………………………………………………………….……………………………5стр.
2.5-Методы врачебного обследования………………………………………………..……………………………5стр.
2.6-Педагогический контроль……………………………………………………………….……………………………6стр.
2.7-Задача студентов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.
2.8-Задача педагогов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.
2.9-Курс физической культуры……………………………………………………………..……………………………7стр.
2.10-Учебные занятия…………………………………………………………………………...……………………………7стр.
2.11-Внеучебные занятия…….…………………………………………………………………………………………….7стр.
3-Субъективные и объективные показатели самочувствия.
3.1-Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля……………….……………………………………………………………………………..……………………………8стр.
3.2-Методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности….……………………………………………………………………………………………………………………….8стр.
4-Пробы и тесты, определяющие уровень физического развития и состояния здоровья.
4.1-Определение уровня физического состояния организма (УФС)……………………………….10стр.
5- Методические рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой и спортом.
5.1-Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.…………….………………………………………………………………..……………………………14стр.
6-Содержание……………….……………………………………………………………………….……………..………………………15стр.
Дополнительные обследования
проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или
перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня
работоспособности и т.д.
В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.
Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также
при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении массы тела.
Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:
-
определение (предварительное
-
поиск и разработка как
-
разработка нормативных
Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.
Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.
Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.
Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между преподавателями и студентами. В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать
свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих
формах:
Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить
включение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня
физической активности.
3.1. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля.
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.
Основным
объективным критерием
Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.
Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.
Еще более информативна ортостатическая проба. Необходимо сосчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через 1 мин снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.).
Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются у людей, страдающих от гиподинамии и полностью детренированных, а также у начинающих физкультурников. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле
где Д - минимальное давление, П - пульс.
У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.
Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.
Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера
тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.
Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить.
Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.
Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так
называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.
Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели
состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.
Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.
Информация о работе Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом