Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:06, реферат

Краткое описание

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Оглавление

1- Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.
1.1-Программа диагностики………………………………………………………………………………………………2стр.
1.2- Программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой.………………………………………………………………………………………………….2стр.
1.3- Средства и методы задания тестовой нагрузки..………………………………………………………2стр.
1.4- Факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых.………………………………………………………………………………………………………………………………….3стр.
1.5- Факторы, формирующие функциональную подготовленность.………………………………3стр.
1.6- Факторы, формирующие функциональную подготовленность, представленные методическими основами организации тренировочного процесса. ………………………………………….3стр.
2-Понятие врачебный контроль и диспансеризация.
2.1-Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой..……………………………3стр.
2.2-Система организации врачебного контроля………………………………....……………………………4стр.
2.3-Врачебное обследование и диспансеризация……………………………...……………………………4стр.
2.4-Содержание обследования…………………………………………………………….……………………………5стр.
2.5-Методы врачебного обследования………………………………………………..……………………………5стр.
2.6-Педагогический контроль……………………………………………………………….……………………………6стр.
2.7-Задача студентов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.
2.8-Задача педагогов……………………………………………………………………………..……………………………6стр.
2.9-Курс физической культуры……………………………………………………………..……………………………7стр.
2.10-Учебные занятия…………………………………………………………………………...……………………………7стр.
2.11-Внеучебные занятия…….…………………………………………………………………………………………….7стр.
3-Субъективные и объективные показатели самочувствия.
3.1-Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля……………….……………………………………………………………………………..……………………………8стр.
3.2-Методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности….……………………………………………………………………………………………………………………….8стр.
4-Пробы и тесты, определяющие уровень физического развития и состояния здоровья.
4.1-Определение уровня физического состояния организма (УФС)……………………………….10стр.
5- Методические рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой и спортом.
5.1-Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.…………….………………………………………………………………..……………………………14стр.
6-Содержание……………….……………………………………………………………………….……………..………………………15стр.

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

     Дополнительные обследования после  заболеваний и травм помогает

проверить ход  восстановления здоровья, после переутомлений  или

перетренированности - ход восстановления приспособительных  механизмов, уровня

работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

    

    1. Методы врачебного обследования.

 

  • Расспрос применяется  для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.
  • Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.
  • Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.
  • Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.

Дополнительная  ценная информация при медицинском  осмотре будет получена также

при измерении  артериального давления, записи ЭКГ  в покое и после нагрузки, определении массы тела.

    

    1. Педагогический контроль.

Методологическую  основу педагогического контроля можно  сформулировать как:

- определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования;

- поиск и разработка как отдельных  тестов, так и комплексных тестирующих программ, отвечающих требованиям к информативности, надежности и объективности;

- разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний;

Педагогическая  деятельность в вузе предъявляет  высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.

Непосредственная  педагогическая деятельность требует  от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.

    1. При этом каждый студент должен:
  • систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
  • проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности;
  • активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания, используя соответствующую литературу;
  • соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
  • самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней гимнастикой, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;
  • активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных  мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.

Успех преподавания зависит и от того, каким будет  контакт между преподавателями и студентами. В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать

 свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал.

    1. Для успешной работы каждый педагог должен:
  • досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;
  • владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;
  • чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;
  • иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого по смежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовки специалиста;
  • вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для ведения учебной дисциплины;
  • знать современный уровень науки и текущую литературу в объёме практических занятий;
  • представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;
  • проводить консультации в пределах курса практических занятий.
    1. Курс физической культуры  предусматривает решение следующих задач:
  • включение студента в реальную практику по творческому освоению физической культуры, её активного использования во всестороннем развитии личности;
  • содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;
  • овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику.
  • формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;
  • формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;
  • овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.

Физическое  воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих

формах:

    1. Учебные занятия:
  • обязательные занятия (практические, теоретические, консультации), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;
  • консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентов методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физкультурой;
  • индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики;
    1. Внеучебные занятия:
  • физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);
  • занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;
  • массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Комплексное использование всех форм физического  воспитания должно обеспечить

включение физкультуры  в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня

физической  активности.

    

 

 

 

 

 

 

  1. Субъективные и объективные показатели самочувствия.

3.1. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля.

 

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.

 

Основным  объективным критерием переносимости  и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

 

Суммарным показателем величины нагрузки (объем  плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

 

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм  и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая  проба. Необходимо сосчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через 1 мин снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.).

 

Неудовлетворительные  результаты ортостатической пробы  обычно наблюдаются у людей, страдающих от гиподинамии и полностью детренированных, а также у начинающих физкультурников. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

                                 ИК=Д/П,                                

где Д - минимальное  давление, П - пульс.

У здоровых людей  этот индекс близок к единице. При  нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

 

Также очень важно произвести оценку функций  органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.

 

Важным  показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера

тела и  физической подготовленности. В среднем  у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить.

 

Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.

 

Ещё есть один довольно простой метод  самоконтроля «с помощью дыхания» - так

называемая  проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

 

Не  менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели

состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

Большую помощь занимающимся может оказать  регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных  занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Информация о работе Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом