Совершенствование финансового контроля в рамках требований реформ бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Среди актуальных общественных проблем вопросы финансового контроля всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.

Оглавление

Совершенствование финансового контроля в рамках требований реформ бюджетного процесса 3
Оценка кредитоспособности заемщика, финансовый аспект оценки. Кредитный договор банка с клиентами. Влияние кредита на формирование финансового результата заемщика. 11
Подходы и методы оценки кредитоспособности заемщиков 11
Кредитный договор банка с клиентами 15
Читаем договор 15
Как изменить договор? 16
График платежей 17
Открывая свои секреты 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.41 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Совершенствование финансового контроля в рамках требований реформ бюджетного процесса 3
  2. Оценка кредитоспособности заемщика, финансовый аспект оценки. Кредитный договор банка с клиентами. Влияние кредита на формирование финансового результата заемщика. 11
    1. Подходы и методы оценки кредитоспособности заемщиков 11
    2. Кредитный договор банка с клиентами 15
    3. Читаем договор 15
    4. Как изменить договор? 16
    5. График платежей 17
    6. Открывая свои секреты 17
  3. Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование финансового контроля в рамках требований реформ бюджетного процесса

Среди актуальных общественных проблем вопросы финансового  контроля всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит  то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое  благополучие своих граждан и  многое другое.

Строгий и действенный  государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой  контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных  финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность  органов власти за законность и эффективность  финансового управления.

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации  в 2004-2006 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, определила ряд задач и направлений совершенствования бюджетного процесса. Контрольная составляющая в самом постановлении представлена, мягко говоря, весьма скупо. За рамками действующей концепции реформирования бюджетного процесса остается ряд существенных вопросов, основным из которых является – новая роль органов финансового контроля.

Провозглашенной целью Концепции  реформирования бюджетного процесса является повышение результативности бюджетных  расходов и оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях  бюджетной системы РФ.

Государственный финансовый контроль над расходами бюджета  как функция управления является одним из инструментов повышения  эффективности бюджетных расходов. Надо отметить, что именно эта цель – повышение эффективности и  результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически  для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время  в Российской Федерации бюджетной  реформы. В свою очередь государственный  финансовый контроль является элементом  бюджетной политики государства, следовательно, совершенствование бюджетной политики в целом должно определенным образом  отразиться на системе государственного финансового контроля.

Таким образом, изменение  парадигмы бюджетного процесса в  целом приводит к изменению парадигмы  государственного финансового контроля. Но здесь встает вопрос, что первично курица или яйцо?

Практически во всех развитых странах, где состоялся переход  к бюджетированию, ориентированному на результат, вначале была проведена  реформа системы контроля, а затем  уже внедрялись новые принципы бюджетного планирования. С теоретической точки  зрения, это вполне логично: прежде, чем делегировать органам исполнительной власти, особенно на местах, новые финансовые полномочия, необходимо создать адекватную систему контроля.

Контроль исполнения бюджета  и контроль бюджетных расходов при  бюджетировании, ориентированном на результат, смещается из внешней  сферы во внутреннюю: от контроля за целевым использованием средств  к контролю за достижением целевых  показателей социальной и экономической  эффективности.

Главными субъектами финансового  контроля становятся министерства и  ведомства, так как именно министерства и ведомства как главные распорядители  бюджетных средств, в соответствии с бюджетным кодексом, определяют и планируют цели, а также рассчитывают и планируют ресурсы для их достижения.

Важную роль в процессе контроля исполнения бюджета при  бюджетировании, ориентированном на результат, играют два документа  – отчет об исполнении бюджета  и отчет о результатах деятельности министерств. Данные, содержащиеся в  этих отчетах, служат основой для  принятия политических решений и  для составления проектов бюджета  на будущий период.

В числе принципиальных новшеств, вводимой реформой в управление бюджетным  процессом первостепенного внимания заслуживает вопрос о контроле за содержание докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и  основных направлениях деятельности. Концепция предусматривает ежегодное  представление таких докладов в  качестве основной формы отчетности и информационной базы для среднесрочного планирования в условиях новой организации  бюджетного процесса. Важнейшим разделом докладов является оценка результативности бюджетных расходов и обоснование  мер по ее повышению.

За содержание и достоверность  доклада отвечает его составитель. Используют доклад в целях оценки деятельности распорядителей и получателей  средств и возможностей дальнейшего  выделения ассигнований органы исполнительной власти, которым документ представляется. Таким образом, какой-либо контроль за достоверностью содержания доклада  из этой схемы исключен полностью. Достоверность  представляемых сведений обеспечивается только мотивацией получателя бюджетных  средств к поиску резервов и повышению  эффективности деятельности. Возможность  проверки, тем более гарантии положительного посыла этой мотивации отсутствует.

В результате фактического отстранения органов государственного и муниципального контроля от участия  в процессе оценки содержания докладов, обоснованности и достоверности  содержащейся в них информации течение  бюджетного процесса становится закрытой сферой деятельности органов исполнительной власти.

Такой подход, создает условия, при которых составитель доклада  не подверженный внешнему контролю будет  ничем не ограничен в желании  приукрасить результаты своей деятельности и увеличить размер получаемых бюджетных  средств.

Чтобы исключить влияние  распорядителей средств на результаты, целесообразно обеспечить независимость  проведения такой оценки, а также  прозрачность и доступность к  полученным результатам. Обеспечить решение  этой задачи на современном этапе  способны только органы внешнего финансового  контроля.

Таким образом, метод формирования и исполнения бюджета, при котором  планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных  конечных социально-экономических  результатов, а также выполнение возложенных на них функций, ставит перед государственным финансовым контролем новые ориентиры –  ориентацию на «внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценку деятельности администраторов бюджетных  средств по достигнутым результатам» (Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах: Одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. №249).

Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, должно сопровождаться институциональной  реформой системы государственного управления и контроля, предусматривающей, в числе прочего, адаптацию к  задачам бюджетирования, ориентированного на результат, функций федеральных  органов власти, координирующих и  контролирующих деятельность отраслевых министерств и ведомств – таких  как Счетная палата Российской Федерации, федеральные службы Министерства финансов России и другие. Контрольные функции  этих органов внешнего и внутреннего  финансового контроля должны обеспечивать перенос главного акцента в осуществлении  контроля над бюджетными расходами  с отслеживания целевого характера  использования средств на анализ социальной и экономической эффективности  результатов реализации программ, оценку соответствия полученных министерствами и ведомствами результатов запланированным  показателям социальной и экономической  эффективности.

Благодаря внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, контролирующие органы (Министерства финансов, Счетные  палаты и т.д., в зависимости от законодательства той или иной страны) получают возможность разделить  функции контроля с отраслевыми  министерствам и уделять больше внимания вопросам государственной  политики и анализу эффективности  бюджетных расходов с целью их взаимной увязки с приоритетами государственной  политики. Т.е., преимущество внедрения  бюджетирования, ориентированного на результат для них заключаются  в появлении возможности отказаться от контроля за большими количеством  мелких статей расходов и сосредоточиться  на контроле за основными направлениями  расходов.

Иными словами, переход организации  бюджетного процесса в России на принципы результативности бюджетных расходов требует от контрольных органов  создания адекватных механизмов финансового  контроля, позволяющих определять степень  достижения запланированных социально-экономических  результатов и, тем самым, давать оценки эффективности использования  государственных средств органами исполнительной власти и иными получателями этих средств. Такие механизмы содержит аудит эффективности, широко используемый в зарубежных странах в течение  последних десятилетий как один из видов государственного финансового  контроля.

Аудит эффективности должен, в первую очередь, затрагивать вопросы, имеющие значение для всего общества, затрагивающие значительные государственные  интересы. Т.е предметом аудита эффективности  должны быть крупные социально-экономические  программы, финансируемые за счет государственных  средств или их отдельные элементы, а также использование государственной  собственности. Это позволяет оценить  насколько эффективно, результативно  и полно использованы государственные  средства для достижения социально-экономических  целей, для которых общество их выделило; насколько исполнительные органы способны эффективно использовать средства налогоплательщиков для достижения поставленной крупной  социально-экономической задачи и  т.д.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на свои преимущества, аудит  эффективности не предполагает замену собой финансового аудита – аудита отчетности и соответствия. В процессе аудита эффективности финансовый аудит  присутствует изначально как необходимый  атрибут государственного финансового  контроля. В связи с этим точка  зрения, что «аудит эффективности  должен прийти на смену аудиту соответствия» (Преображенский Б.Г. Аудит эффективности как парадигма государственного финансового контроля // Аудит эффективности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы «Круглого стола» Седьмого Петербургского международного форума. М., «Финансовый контроль», 2003.) и что Счетная палата РФ «постепенно переходит от аудита нормативов к аудиту эффективности» (Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. «Государственный финансовый контроль», С-П., «Питер», 2004 г.) вызывает сомнения.

Аудит эффективности отличается от проверок целевого характера расходования государственных средств. Данный вид  контроля должен включать не только анализ результативности бюджетных проектов и программ. Должен осуществляться комплексный анализ причин неэффективного использования государственных  средств на основе рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса, действующего законодательства и всей экономической политики государства.

Бюджетная система в идеале должна быть ориентирована не просто на освоение государственных средств, а на достижение конкретного результата, при этом в данной системе осуществляется увязка ресурсного обеспечения бюджетной  организации с итогами ее деятельности.

Опираясь на опыт зарубежных стран, можно сказать, что главной  идеей аудита эффективности является необходимость создания действенного механизма контроля за органами исполнительной власти по выполнению ими государственных  функций и эффективному использованию  государственных ресурсов.

Однако не вызывает сомнения, что аудит эффективности в  своей практике должны применять  не только органы внешнего финансового  контроля (Счетная палата РФ и контрольно-счетные  органы субъектов РФ), но и все  органы финансового контроля в стране – вне зависимости от того, средства каких звеньев бюджетной системы  они контролируют. А это предполагает создание единых методических основ  проведения аудита эффективности, ориентированных  на все уровни бюджетной системы.

Одной из насущных задач  сегодня является воссоздание служб  внутреннего (внутриведомственного) финансового  контроля или аудита. Поскольку увеличиваются  права и ответственность главных  распорядителей, каждый главный распорядитель  или даже каждое крупное бюджетное  учреждение должно иметь в своем  составе специализированное подразделение, подчиняющееся непосредственно  руководителю, которое занималось бы разработкой внутренних стандартов и процедур планирования, составлением отчетности и контроля за достижением  результатов и, самое главное, контролировало бы соблюдение этих процедур. Внешний  независимый финансовый контроль должен быть направлен на то, чтобы проверять, созданы ли такие подразделения, как они работают, насколько эффективна их деятельность.

При осуществлении аудита эффективности наиболее сложным  представляется измерение результативности и экономической эффективности  государственных расходов, измерение  социально-экономических результатов  деятельности государственных учреждений. В этой ситуации потребуется разработка целой системы показателей социальной и экономической эффективности  расходов.

Информация о работе Совершенствование финансового контроля в рамках требований реформ бюджетного процесса