Финансовы контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
1.Понятие, сущность и элементы финансового контроля............................5
2.Классификация финансового контроля
2.1 Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти................................................................10
2.2 Классификация финансового контроля по сфере деятельности...........13
3.Органы специализированного финансового контроля...............................16
Заключение.........................................................................................................19
Список использованной литературы .........................................................21

Файлы: 1 файл

Фин контроль реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С. Аманжолова 

Кафедра: Правоведения 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема:       ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Работу  выполнил:  Кучерова Ж. М 

                             Проверил:  Идрышева О.С. 
                   
                   
                   
                   

Усть-Каменогорск, 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение..............................................................................................................3 

1.Понятие, сущность и элементы финансового контроля............................5

2.Классификация финансового контроля

2.1 Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти................................................................10

        2.2 Классификация финансового контроля по сфере деятельности...........13

3.Органы специализированного финансового контроля...............................16 

Заключение.........................................................................................................19 

Список  использованной литературы .........................................................21

 

Введение

            Трудный путь экономических  реформ, проводимых в нашей стране, свидетельствует о необходимости  синхронности, слаженности в перестройке  не только государственных приоритетов  в области той или иной политики, но и управленческих функций государства, в числе которых важное место отводится контрольным функциям.

     Государственный контроль как один из общих и обязательных элементов государственного управления реализуется в различных направлениях, но от имени и в интересах государства. Государственное управление можно рассматривать в самых разных аспектах: административном, финансовом, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция контроля: административный, экологический и т.д. В данной работе рассматриваются особо актуальные в настоящее время вопросы финансового контроля.

     Государство всегда старалось создать эффективную  систему управления финансами, и  соответственно, эффективную систему  финансового контроля, так как от этого в конечном счете зависело само его благополучие.

     Целью настоящей  работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.

     Эти вопросы очень подробно исследованы  и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.

     Что касается степени разработанности  данной проблемы в нашем государстве, то можно назвать А.И.Худякова.

     Сам финансовый контроль и деятельность органов финансового контроля регулируется Конституцией Республики Казахстан  от 30.08.95, Закон Республики Казахстан, от 24.12.1996 «О валютном регулировании», Положениями и т.д.

     Так, при освещении данной проблемы в настоящей работе будут неоднократно приводиться сведения из вышеперечисленных материалов.

     Для подробного раскрытия этой темы в  работу были включены следующие вопросы:

     Понятие, сущность и элементы финансового  контроля;

     Классификация финансового контроля.

     Органы специализированного финансового контроля.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля

     Неотъемлемой  составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики  и финансовой системы выступает финансовый контроль. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений1.

     Государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, а также  стремиться пресечь и такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

     Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства. Более того, он пронизывает всю эту деятельность, охватывает собой каждый его элемент.

     Финансовый  контроль представляет собой довольно сложную организационную систему  и состоит из следующих элементов:

     а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

     Для начала раскроем - кто является субъектом  финансового контроля?

     В работах по финансовому праву  к сфере финансового контроля относят контроль, осуществляемый не только государственными финансовыми органами, но и контроль, который к государственному вообще не относится (например, аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, осуществляем бухгалтерами негосударственных организаций, и т.п.). То есть речь идет о контроле, осуществляемом негосударственными контролерами, объектом которого выступают частные финансы.

     В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как  государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может идти только о государственном финансовом контроле2.

     Но  понятие «государственный контроль»  еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом широко используется практика, когда государство привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные организации. Такой контроль даже получил название «независимый финансовый контроль»3.

     Таким образом, субъектами государственного финансового контроля выступают непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролера.

     Контроль  над денежными операциями, осуществляемый негосударственными субъектами (например, бухгалтерами негосударственных организаций), к государственному финансовому контролю относиться не может.

     Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере  финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы; б) государственные юридические  лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

     Негосударственные юридические лица и граждане выступают  объектом государственного финансового  контроля главным образом с точки  зрения проверки выполнения ими своих  финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

     Государственные предприятия и учреждения проверяются на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих денежных средств, которые по форме собственности всегда являются государственными, а так же по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

     Государственные органы проверяются на предмет того, насколько они правильно и эффективно выполняют возложенные на них функции финансового органа государства.

     Предметом же государственного финансового контроля выступает поведение объектов данного  контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

     Широта  предмета финансового контроля зависит  от того, кто выступает объектом этого контроля: государственные  или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению или своих финансовых обязательств перед государством. Вопросы хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распределения и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

     Граждане  выступают обычно объектом финансового  контроля в качестве налогоплательщиков, т.е. предметом этого контроля является выполнение этими гражданами своих  налоговых обязательств перед государством.

     Следующим элементом финансового контроля является его цель.

     В общем, и целом цель государственного финансового контроля - обеспечение  соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

     Достижение  цели государственного финансового  контроля обеспечивается реализацией  следующих основных задач:

     1) обеспечение соблюдения финансового  законодательства;

     2) содействие правильной реализации  финансовыми органами своих функций,  связанных с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

     3) обеспечение законного, целевого  и рационального использования  государственных денежных средств, а также их сохранности;

     4) содействие полному и своевременному  исполнению субъектами финансовых  отношений своих финансовых обязательств  перед государством;

     5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

     Используются  следующие методы финансового контроля:

     1) проверка расчетов финансовых  планов; 2) проверка первичных денежных  документов; 3) инвентаризация денежных  средств и товарно-материальных  ценностей; 4) официальные запросы  в банковские и другие расчетные  учреждения; 5) ревизия и др. Проведение их как правило планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

     Одним из основных и наиболее эффективных  методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных4.

     Результаты  ревизии оформляются актом ревизии.

     К акту ревизии также прилагаются  все необходимые справки, сводные  таблицы, подлинные документы или  их копии и др.

Информация о работе Финансовы контроль