Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:29, реферат

Краткое описание

Даже самое поверхностное знакомство с тем, что предпринимается в области государственного финансового контроля свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики и с усилением ее социальной ориентации контрольно-финансовые функции государства усложняются и приобретают все большую значимость по защите финансовых прав интересов граждан. В России всегда существовало понимание, что государственный финансовый контроль – это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций по управлению страной.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. Сущность, роль, функция и задачи государственного финансового контроля ………………………………………………………….........................4
3. Органы государственного финансового контроля…………………8
4. Объекты государственного финансового контроля…………….....10
5. Формы, виды и методы контроля объектов различных форм собственности и видов деятельности…………………………………………..11
6. Ревизия - как основная форма контроля за финансово-хозяйственной деятельности………………………………………...13
7. Классификация ревизии и проверок по видам и направлениям…..13
8. Основания, задачи, организация, а также периодичность проведения ревизий и проверок…………………………………….15
9. Заключение………………………………………………………….20
10. Список литературы…………………………………………….......21

Файлы: 1 файл

Контрол.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


2

 

 

Оглавление:

 

1.      Введение……………………………………………………………..3

2.      Сущность, роль, функция и задачи государственного финансового контроля ………………………………………………………….........................4

3.      Органы государственного финансового контроля…………………8

4.      Объекты государственного финансового контроля…………….....10

5.      Формы, виды и методы контроля объектов различных форм собственности и видов деятельности…………………………………………..11

6.      Ревизия - как основная форма контроля за финансово-хозяйственной деятельности………………………………………...13

7.      Классификация ревизии и проверок по видам и направлениям…..13

8.      Основания, задачи, организация, а также периодичность проведения ревизий и проверок…………………………………….15

9.      Заключение………………………………………………………….20

10. Список литературы…………………………………………….......21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            1.Введение.

Даже самое поверхностное знакомство с тем, что предпринимается в области государственного финансового контроля свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики и с усилением ее социальной ориентации контрольно-финансовые функции государства усложняются и приобретают все большую значимость по защите финансовых прав интересов граждан. В России всегда существовало понимание, что государственный финансовый контроль – это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций по управлению страной. И до 1917 года, и после государство всегда имело мощные органы финансового контроля, которым были представлены широкие права по пресечению и злоупотреблений, и «бескорыстных» нарушений финансовой дисциплины.

Масштабный характер нарушений финансовой дисциплины, связанных с уклонением от уплаты налогов, легализацией доходов, полученных незаконным путем, нецелевым использованием государственных бюджетных средств, «перекачка» государственных средств в частные структуры, незаконное отчуждение государственной собственности, а зачастую и прямые хищения государственных средств – все это реалии экономики нашей страны на протяжении последних 17 лет.

Экономическая безопасность государства, по большому счету – это экономический суверенитет, заставил государство в последние 5 – 7 лет пристально взглянуть на проблему создания высокоэффективной системы государственного финансового контроля как важного условия роста страны и укрепления государственности. Это понимание нашло отражение в стратегии развития нашего государства нашедшей в выступлении президента РФ Д.А. Медведева о оздоровлении экономики страны после последствий мирового экономического кризиса и об удвоении ВВП к 2012 году.

 

2. Сущность, роль, функция и задачи государственного финансового контроля.

Исключительная актуальность вопросов организации эффективной системы государственного финансового контроля, предотвращающей усиление позиций теневой экономики, позволяет рассматривать эту систему в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в стране. Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию совокупных мер методологического, правового и организационного характера.

Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов страны по вопросам финансового контроля (Ю.А. Данилевского, Л.Н. Овсянникова, В.Ф. Палия, В.Г. Панскова, Н.Д.Погосяна, Ю.В. Петровой, В.В. Бурцева) можно перечислить главные проблемы, стоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время:

-              отсутствие четкой и полной нормативной базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют общие для всех контрольных органов правила, не регламентирована его периодичность;

-              контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требованиям сегодняшнего дня, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяют судить о реальном исполнении ими своих функций;

-              не определено место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе. В результате отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля;

-              в деятельности контролирующих органов происходит пересечение направлений. Отсутствие соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. Органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними нерациональны, имеет место разобщенность и  раздробленность в политике финансового контроля, отсутствует единая информационная база.

Для создания единой системы государственного финансового контроля в стране нужно в первую очередь разработать и принять Федеральный закон об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации, в котором были бы определены не только органы государственного финансового контроля, но и их функции и полномочия. Принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля (Глава 26 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98г.).

В настоящее время государственный финансовый контроль в широком смысле – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, пресечению и предупреждению:

-          ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и материальный ущерб государству;

-          нарушений финансово-хозяйственного, налогового и бюджетного законодательства;

-          недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством.

Цель государственного финансового контроля – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и  исполнительных действий по управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Подводя итог вышесказанному, можно определить, что основными задачами государственного финансового контроля в настоящее время являются:

-          установление скоординированной структуры государственного финансового контроля в органах законодательной и исполнительной власти РФ и единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля;

-          разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля РФ с целью исключения дублирования и параллелизма в работе;

-          определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;

-          усиление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж и репатриацией российского капитала, проверка выполнения государственных международных обязательств;

-          противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

-          установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти РФ и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;

-          совершенствование бюджетных процедур с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-          внесение изменений в законодательство РФ – уголовное, гражданское, бюджетное и административное – в части усиления мер ответственности за нецелевое использование государственных средств;

-          согласованное планирование проведения контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;

-          установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;

-          сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;

-          повышение кадрового, информационно-технического и  материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Решение этих задач позволит, при соблюдении приоритетов в развитии демократического правового государства, обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Все это будет реально способствовать усилению вертикальной власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строительства в России, и дальнейшему развитию государственного финансового контроля в России.

 

3. Органы государственного финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль в России реализуется, главным образом в регламентированной законодательством деятельности специальных государственных органов (Указ Президента РФ от 25.07.96г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»)

  1. Счетная палата РФ – орган контроля по линии законодательной власти.
  2. Главное контрольное управление Президента РФ - контроль по линии президентской власти.

Контроль по линии исполнительной власти:

  1. Министерство финансов РФ – в лице Департамента государственного финансового контроля, Главного управления федерального казначейства, Департамента валютного контроля, Комитета по финансовому мониторингу.
  2. Министерство по налогам и сборам России
  3. Государственный таможенный комитет России
  4. Банк России
  5. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Российской Федерации

Государственный финансовый контроль, исходя из многообразия финансовых отношений, обусловливающих его широкую сферу деятельности по своему содержанию делится на:

-          бюджетный контроль,

-          налоговый контроль,

-          денежно-кредитный,

-          валютный контроль,

-          надзор за страховой деятельностью,

-          таможенный контроль.

Нормативное регулирование деятельности контролирующих органов:

(дать перечень законодательных и нормативных актов)

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремиться каждое цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лиамской декларации ИНТОСАИ – Международной организации высших контрольных органов 178 стран.

К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость, объективность, компетентность и гласность.

      Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером.

      Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов, проведения ревизионной работы.

      Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер в том числе:

-          результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; и неподкупность субъектов контроля;

-          обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

-          презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

-          согласованность действий различных контролирующих органов и др.

 

4. Объектами контроля являются:

 

-          государственные образования – Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования в лице органов законодательной власти (представительной) и исполнительной власти, осуществляющих распорядительные функции по регулированию финансово-экономических отношений и перераспределению валового национального продукта;

Информация о работе Финансовый контроль