Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:29, реферат

Краткое описание

Даже самое поверхностное знакомство с тем, что предпринимается в области государственного финансового контроля свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики и с усилением ее социальной ориентации контрольно-финансовые функции государства усложняются и приобретают все большую значимость по защите финансовых прав интересов граждан. В России всегда существовало понимание, что государственный финансовый контроль – это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций по управлению страной.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. Сущность, роль, функция и задачи государственного финансового контроля ………………………………………………………….........................4
3. Органы государственного финансового контроля…………………8
4. Объекты государственного финансового контроля…………….....10
5. Формы, виды и методы контроля объектов различных форм собственности и видов деятельности…………………………………………..11
6. Ревизия - как основная форма контроля за финансово-хозяйственной деятельности………………………………………...13
7. Классификация ревизии и проверок по видам и направлениям…..13
8. Основания, задачи, организация, а также периодичность проведения ревизий и проверок…………………………………….15
9. Заключение………………………………………………………….20
10. Список литературы…………………………………………….......21

Файлы: 1 файл

Контрол.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

-          организации (главным образом государственные и муниципальные) осуществляющие аккумулирование, перераспределение и расходование валового национального продукта (через бюджеты и внебюджетные фонды);

-          хозяйствующие экономические субъекты (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) – в части исполнения ими финансовых обязательств перед государством (в форме налогов и иных платежей), соблюдения установленных правил осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Предметом контроля являются финансово-экономические отношения:

-          между государством и хозяйствующими экономическими субъектами (как государственной, так и негосударственной форм собственности), между государственными образованиями (Федерацией, субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями) в части перераспределения национального продукта (главным образом в форме бюджетов и внебюджетных фондов);

-          хозяйствующих экономических субъектов между собой – в части соблюдения установленных законодательными и нормативными актами правил осуществления финансово-хозяйственной деятельности (составления и своевременной сдачи финансовой и налоговой отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета, осуществления расчетных, валютных, таможенных операций).

 

5.               Формы, виды и методы ГФК объектов различных форм собственности и видов деятельности.

 

Формы контроля различаются регламентом и временем проведения и подразделяются на:

      Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и т.д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

      Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов всех уровней на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д.

      Текущий (оперативный) финансовый контроль производится на момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

      Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Методы контроля:

 

      В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

      Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

      Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фондами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

      Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

      Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

 

6. Ревизия - как основная форма контроля за финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизионном периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет единичное контрольное действие или проследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

 

7.Классификация ревизии и проверок по видам и направлениям.

 

Ревизии могут быть:

-           полные и частичные;

-           комплексные и плановые;

-           плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (контролирующими органами Министерства финансов РФ, федеральными казначействами, Центральным банком, аудиторскими фирмами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общественный регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1)       инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2)       визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов;

3)       проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.;

4)       проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.);

5)       проверка правильности формирования отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной законодательством страны.

 

8.Основания, задачи, организация, а также периодичность проведения ревизий и проверок.

 

Проведение ревизий и проверок Департаментом государственного финансового контроля Минфина РФ и контрольно-ревизионными управлениями Минфина РФ в субъектах Федерации регулируется Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.

Согласно Инструкции, цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии, согласно Инструкции, является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

-           соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

-           обоснованность расчетов сметных назначений;

-           исполнение смет расходов;

-           использование бюджетных средств по целевому назначению;

-           обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

-           обоснованность образования  и расходования государственных внебюджетных средств;

-           соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета, и составление отчетности;

-           обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

-           полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

-           операции с основными средствами и нематериальными активами;

-           операции, связанные с инвестициями;

-           расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

-           обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

-           формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося  в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в полном, так и в неполном порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

-           проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

-           проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.д.;

-           организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися а тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

-           организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полной оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

-           проверки достоверности отражения производственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения уставного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

-           проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

-           проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, подписанное руководителем контрольного органа, назначившего ревизию. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не может превышать 45 календарных дней. Продление срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению контролера-ревизора.

Информация о работе Финансовый контроль