Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Финансовый контроль,
его цели и задачи
Важным элементом
бюджетного процесса является контроль,
который обеспечивает эффективность
функционирования государственной
финансовой системы. Под финансовым
контролем понимается система мероприятий
по проверке законности, целесообразности
и эффективности действий по формированию,
распределению и использованию финансовых
ресурсов, находящихся в распоряжении
федерального правительства, а также региональных
и местных органов власти. Такие мероприятия
проводятся на различных этапах бюджетного
процесса государственными органами финансового
контроля, состав и полномочия которых
закрепляются в бюджетном законодательстве
страны.
Значение финансового
контроля в России существенно возросло
в период перехода к рыночной экономике.
В рыночной системе велика роль налогов,
которые являются не только основным источником
поступлений в доходную часть бюджета,
но и регулятором хозяйственной деятельности.
Развитие налоговой системы невозможно
без создания эффективной системы контроля
за полнотой и своевременностью уплаты
налогов в бюджет государства. В демократических
странах велика значимость общественного
контроля за расходованием государственных
средств. Усложняется система бюджетного
федерализма, которая также требует создания
новых механизмов контроля за распределением
и использованием бюджетных ресурсов.
Основное назначение
финансового контроля состоит в
том, чтобы обеспечить эффективность
процесса формирования и расходования
денежных средств, находящихся в
руках государства. Контроль является
неотъемлемым элементом процесса государственного
управления. Он способствует успешной
реализации задач, стоящих перед бюджетной
системой страны. Финансовый контроль
призван обеспечивать1:
правильность
составления бюджетов различных
уровней и их исполнения;
соблюдение действующего
бюджетного и налогового законодательства,
правильность ведения бухгалтерского
учета, составления отчетности;
эффективное и
целевое использования средств
государственного бюджета и внебюджетных
фондов; правильность операций с бюджетными
средствами на счетах в банках и других
кредитных учреждениях;
выявление резервов
роста бюджетных доходов и
экономии средств;
успешную реализацию
межбюджетных отношений; эффективное
и обоснованное распределение фондов
финансовой поддержки регионов;
пресечение правонарушений
в бюджетной сфере, выявление
финансовых злоупотреблений и применение
наказания к виновным лицам; компенсацию
последствий незаконных действий;
улучшение финансовой
дисциплины, проведение профилактической
и разъяснительной работы.
Объектом финансового
контроля является бюджетная система
и бюджетный процесс. Однако, помимо
этого, он распространяется и на негосударственный
сектор экономики. Частные предприятия
являются плательщиками налогов
и сборов, исполнителями государственных
заказов, получателями бюджетных средств
и налоговых льгот. И в этом отношении
они также подлежат контролю со стороны
государства. Контроль является элементом
государственного принуждения, поскольку
законом предусмотрены различные формы
ответственности за неисполнение бюджетно-налогового
законодательства.
Формы и
методы финансового контроля
Успешная реализация
контрольных мероприятий
Финансовый контроль
осуществляется на всех этапах бюджетного
процесса. В зависимости от периода проведения
он классифицируется следующим образом:
предварительный
контроль проводится на этапе составления
проекта бюджета, его рассмотрения
и утверждения представительным
органом власти. Он также осуществляется
при составлении смет бюджетополучателей,
разработке финансовых законопроектов
и др. Специфика предварительного контроля
заключается в том, что он носит предупреждающий
характер и нацелен на корректировку проекта
бюджета до момента его принятия;
текущий (оперативный)
контроль. Он осуществляется в процессе
исполнения бюджета и направлен
на обеспечение финансовой дисциплины,
соблюдение установленных норм налогообложения
и бюджетных ассигнований, выявление
и пресечение нарушений в бюджетной
сфере. Текущий контроль является наиболее
распространенной формой финансового
контроля. Его основой является анализ
оперативной отчетности об исполнении
бюджета и бухгалтерских документов;
последующий контроль
– это ревизия уже исполненного
бюджета, которая проводится по окончании
финансового года. Проверке подлежит исполнение
плановых показателей по каждой статье
доходов и расходов, определенной законом
о бюджете, а также исполнение смет бюджетных
учреждений. Анализируются эффективность
и целесообразность произведенных расходов,
полнота и своевременность зачисления
доходов по отдельным источникам, причины
отклонения фактических показателей от
бюджетного плана. Результаты такого анализа
служат основой для составления проекта
бюджета на очередной год, поэтому последующий
и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
Субъекты контроля
могут быть различными. В их число
входят: органы государственной власти
и управления (президент, правительство,
парламентом, налоговые, финансовые и
специализированные контрольные органы);
контрольно-ревизионными управлениями
министерств и ведомств; финансово-экономические
службы предприятий и организаций; аудиторские
фирмы; неправительственные организации;
а также граждане страны как налогоплательщики.
Соответственно можно выделить различные
виды финансового контроля – государственный,
ведомственный, внутрихозяйственный,
независимый и др. Становление гражданского
общества связано с усилением общественного
контроля за формированием и использованием
государственных средств.
Финансовый контроль
эффективен тогда, когда он является комплексным.
Различные участники бюджетного процесса
выполняют различные функции, они обладают
разным объемом информации и аналитическими
возможностями. Поэтому успешная реализация
бюджетной политики возможна лишь тогда,
когда в ней сочетаются все названные
формы контроля.
Для осуществления
контроля могут использоваться различные
методы, к числу которых относятся:
а) проверки, которые
подразделяются на документальные и
камеральные. Документальные проверки
проводятся непосредственно на предприятии
или в организации. При этом изучаются
сметы расходов, бухгалтерская и статистическая
отчетность, расчеты с бюджетом по налогам
и другим обязательным платежам, иные
финансовые документы. Контрольные органы
имеют право изымать документы, свидетельствующие
о сокрытии объектов налогообложения
и незаконном использовании бюджетных
средств в том случае, если их сохранность
не гарантируется (то есть если они могут
быть подменены или уничтожены). Особенностью
камеральных проверок является то, что
они не связаны с посещением проверяемых
организаций. Такие проверки проводятся
по месту нахождения контрольного органа
на основе документов, предоставленных
предприятиями и организациями, а также
иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
б) обследование.
Основано на личном ознакомление проверяющего
с отдельными сторонами деятельности
предприятий и организаций по
месту их нахождения. При этом могут
не только изучаться финансовые документы,
но и проводиться наблюдение, опрос
сотрудников, контрольные замеры, обследование
помещений, используемых для осуществления
хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический
анализ, который предполагает анализ
исполнения доходной и расходной
части бюджета, а также смет бюджетополучателей.
Он позволяет выявить проблемы и противоречия
бюджетного процесса, пути повышения его
эффективности. Поскольку бюджетная система
является одним из важнейших инструментов
регулирования социально-экономических
процессов, важно проанализировать ее
влияние на отдельные стороны общественной
жизни. Результаты такого исследования
служат основой для выработки стратегии
экономической политики государства на
перспективу;
г) ревизия. Это
наиболее распространенный метод бюджетного
контроля. Ревизия – это комплекс
взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений,
организаций. Проверкой может быть также
охвачена работа финансовых органов по
составлению и исполнению бюджета. Ревизии
проводятся в органах государственной
власти и их отдельных структурных подразделениях;
во внебюджетных фондах; на предприятиях
и в организациях с государственным участием;
в организациях всех форм собственности,
получающих бюджетное финансирование,
и др. Они служат основой для принятия
управленческих решений, способствуют
профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости
от того, насколько широко ревизии
охватывает деятельность проверяемого
объекта, можно выделить следующие
их виды:
комплексные ревизии.
Это наиболее распространенный вид
проверок. Он охватывает все стороны деятельности
ревизуемой организации: финансовые и
хозяйственные операции, организацию
производства, эффективность использования
ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными
фондами, состояние бухгалтерского учета
и др. Для проверки отдельных вопросов
могут привлекаться специалисты в предметной
области;
тематическая
ревизия, при которой проверке подлежит
лишь определенный участок деятельности
организации. Такая ревизия не дает
полного представления о работе
объекта, но позволяет провести углубленный
анализ по какой-либо одной проблеме. Если
проверка однородных участков проводится
в нескольких организациях, это дает возможность
выявить типичные недостатки, разработать
рекомендации по их преодолению.
Все нарушения,
которые были выявлены в процессе
проверки, отражаются в акте ревизии. Акт
является официальным документом, на основе
которого делаются выводы о деятельности
организации и принимаются последующие
управленческие решения. Ответственность
за точность его составления несет ревизор.
В акте ревизии должно содержаться описание
фактов нарушений, указано время их совершения,
стоимостная оценка, а также виновные
лица. Нельзя отражать в акте личные выводы
и предположения ревизора. Ревизоры также
не имеют права вмешиваться в управление
проверяемой организацией, налагать штрафы
и дисциплинарные взыскания.
После ознакомления
с актом ревизии руководитель
контрольного органа выносит решение
по устранению выявленных недостатков.
Материалы проверок могут быть также
направлены в вышестоящие инстанции,
а при наличии серьезных нарушений
– в следственные органы.2
Органы государственного
финансового контроля
В рамках бюджетного
процесса многие его участники наделяются
контрольными функциями. Эти полномочия
выполняют глава государства, органы
исполнительной и законодательной власти,
специализированные контрольные органы,
а также распорядители бюджетных средств.
Президентский
контроль за состоянием государственных
финансов осуществляется в соответствии
с Конституцией путем подписания
федеральных законов, издания указов
и распоряжений по финансовым вопросам
и др. Его целью является обеспечение целостности
экономического пространства страны,
единства бюджетной и налоговой политики
на всей ее территории. В состав Администрации
Президента РФ входит Главное Контрольное
управление, которое также наделено рядом
полномочий. Оно не может самостоятельно
применять какие-либо санкции, оно вправе
направлять предписания об устранении
финансовых нарушений. Предложения, сделанные
по итогам проверок, вносятся на рассмотрение
Президента.
Важной формой
финансового контроля в России и
за рубежом является парламентский
контроль. В соответствии с Бюджетным
кодексом законодательные (представительные)
органы власти осуществляют:
предварительный
контроль – в ходе обсуждения и
утверждения проектов законов о бюджете
и других нормативных актов, посвященных
финансовым вопросам;
текущий контроль
– при рассмотрении отдельных
вопросов исполнения бюджета на заседаниях
парламентских комитетов, комиссий,
рабочих групп в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль
– при рассмотрении и утверждении
отчетов об исполнении бюджета, подготовленных
исполнительной властью.
В обеих палатах
Федерального Собрания имеются специальные
комитеты, отвечающие за рассмотрение
вопросов, связанных с государственными
финансами. К их функциям относится проверка
доходов и расходов, предусмотренных законопроектом
о бюджете на очередной год, подготовка
заключения на проект бюджета, контроль
за рациональным использованием государственных
средств.
Для осуществления
контрольных полномочий парламент
наделяется следующими правами: получать
от органов исполнительной власти и
местного самоуправления сопроводительные
материалы, необходимые при утверждении
бюджета; получать от государственных
финансовых органов оперативную информацию
о ходе исполнения бюджета; выносить оценку
деятельности органов, исполняющих бюджет,
и др. Законодатели регулярно получают
сведения о состоянии государственных
финансов через специально созданный
контрольный орган – Счетную палату. Основной
задачей Счетной палаты является проведение
внешнего аудита бюджета. Ее функции и
статус будут рассмотрены нами более подробно.