Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
В системе исполнительной
власти контрольными полномочиями наделены:
Министерство финансов, Федеральное казначейство,
региональные и муниципальные финансовые
органы, главные распорядители и распорядители
бюджетных средств. Правительство РФ как
высший орган исполнительной власти регулирует
и контролирует финансовую деятельность
министерств и ведомств, межбюджетные
отношения, информирует Государственную
Думу о ходе исполнения федерального бюджета,
а также предоставляет Счетной палате
информацию, необходимую для осуществления
ею контрольных полномочий.
Министерство
финансов РФ является органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в стране,
и обладает широкими контрольными полномочиями
в данной сфере. Оно контролирует рациональное
и целевое использование бюджетных средств
главными распорядителями, распорядителями
и получателями, проверяет составленные
ими сметы. В пределах своей компетенции
Минфин проводит комплексные ревизии
и тематические проверки поступлений
и расходования средств федерального
бюджета. Он организует проверки и ревизии
получателей государственных гарантий,
бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций.
К его функциям относится составление
отчета об исполнении федерального и консолидированного
бюджета РФ, а также разработка единой
методологии отчетов об исполнении бюджетов
всех уровней. Все управления и отделы
Минфина осуществляют финансовый контроль
в пределах своей компетенции.
Функцию бюджетного
контроля выполняет также Главное
управление федерального казначейства,
входящее в состав Министерства финансов.
Казначейство как орган, ответственный
за исполнение бюджета, призвано контролировать
процесс формирования и расходования
государственных средств. Оно осуществляет
предварительный и текущий контроль за
ведением операций с бюджетными средствами
главных распорядителей, распорядителей
и получателей; контролирует поступление
и использование внебюджетных средств.
Казначейство ежемесячно информирует
высшие законодательные и исполнительные
органы власти о результатах исполнения
федерального бюджета, состоянии бюджетной
системы и финансовых операциях Правительства.
Министру финансов такая информация предоставляется
ежедневно.
В сфере финансового
контроля органы казначейства имеют
следующие права:
производить в
министерствах и ведомствах, на предприятиях,
в учреждениях и организациях,
в банках и иных финансово-кредитных
учреждениях любых форм собственности,
проверки денежных документов, регистров
бухгалтерского учета, отчетов, планов,
смет и иных документов, связанных с зачислением,
перечислением и использованием средств
федерального бюджета;
получать от финансово-кредитных
учреждений справки о состоянии счетов
предприятий, учреждений и организаций,
использующих средства федерального бюджета
и внебюджетных фондов;
требовать от руководителей
и других должностных лиц проверяемых
организаций устранения выявленных
нарушений, контролировать их устранение;
приостанавливать
операции по счетам организаций, использующих
бюджетные средства, при непредставлении
ими необходимых бухгалтерских
и финансовых документов;
изымать документы,
свидетельствующие о нарушениях
порядка исполнения бюджета и внебюджетных
фондов;
выдавать предписания
о взыскании бюджетных средств,
используемых не по целевому назначению,
с наложением предусмотренного законом
штрафа. Исполнение таких предписаний
является обязательным;
налагать на банки
или другие финансово-кредитные учреждения
штраф в случаях несвоевременного зачисления
ими средств, поступивших в доход бюджета
и внебюджетные фонды, а также бюджетных
средств, перечисленных на счета получателей;
вносить в Центральный банк представления
о лишении их лицензий на совершение банковских
операций.
Широкие контрольные
полномочия в рамках бюджетного процесса
предоставлены налоговым
Контроль за
поступлением налоговых доходов
в бюджет государства осуществляют
система органов Министерства РФ
по налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет. Министерство по налогам
и сборам ведет учет налогоплательщиков,
контролирует соблюдение ими налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноту и своевременность уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет
и внебюджетные фонды. Полномочия таможенного
комитета распространяются на отдельные
виды налогов, связанных с внешнеэкономической
деятельностью: НДС, акцизы на экспортируемые
и импортируемые товары, таможенную пошлину.
Помимо названных
органов, в проведении финансового
контроля участвуют главные распорядители
и распорядители бюджетных средств. Такой
контроль называется ведомственным. Он
направлен на то, чтобы обеспечить целевое
использование бюджетополучателями выделенных
средств, их своевременный возврат, а также
представление отчетности и внесение
платы за пользование бюджетными средствами.
Для осуществления этих функций в министерствах
и ведомствах существуют специальные
контрольно-ревизионные подразделения.
Они проверяют законность финансово-хозяйственных
операций, соблюдение финансовой дисциплины,
составление и исполнение смет бюджетополучателей,
контролируют эффективность и целевой
характер расходов, выявляют хищения средств
и другие нарушения, проверяют правильность
ведения бухгалтерского учета. Особенностью
ведомственного контроля является то,
что он распространяется не на все предприятия
и организации, а ограничен кругом тех
бюджетополучателей, которые находятся
в подчинении данного ведомства.
Помимо государственного
и внутриведомственного контроля, важное
значение имеет и так называемый
внутрихозяйственный контроль. Он проводится
бухгалтерией и финансовыми службами
самой организации-бюджетополучателя.
Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль
за всеми финансовыми операциями. Она
проверяет законность и целевой характер
расходования средств, отвечает за полноту
и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Ведущая роль в организации внутрихозяйственного
контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения
контрольных мероприятий
Аудиторские проверки
подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренний аудит проводится аудиторской
службой самой организации. Его задача
– это сбор дополнительной информации
для принятия управленческих решений,
повышения эффективности работы организации,
увеличения рентабельности и рационального
использования производственных ресурсов.
Внутренний аудит проводится по инициативе
руководства, и организация самостоятельно
покрывает все связанные с ним расходы.
Отличие внешнего аудита заключается
в том, что его выполняют специальные аудиторские
фирмы на основе договора. Такие проверки
могут проводиться по решению государственных
финансовых и контрольных органов, банков,
организаций–партнеров и др.
Счетная палата
как орган финансового контроля
Важное место
в системе государственного финансового
контроля принадлежит Счетной палате.
Счетная палата Российской Федерации
является постоянно действующим и независимым
контрольным органом. Она образована Федеральным
Собранием в соответствии с Конституцией
(статья 101). Порядок формирования Счетной
палаты определен Конституцией и Федеральным
законом "О Счетной палате Российской
Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит
следующим образом: Государственная Дума
назначает на должность Председателя
Счетной палаты, Совет Федерации – его
заместителя; половина состава аудиторов
назначается Думой и половина – Советом
Федерации. Срок полномочий Председателя
Счетной палаты составляет шесть лет.
Постановление о его назначении принимается
большинством голосов от общего числа
депутатов Думы.
Задачи Счетной
палаты определены федеральным законом.
К их числу относятся:
организация и
осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности;
оценка обоснованности
доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов
внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза
проектов законов и других нормативных
актов, предусматривающих расходы
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение бюджета и внебюджетных
фондов;
анализ выявленных
отклонений от установленных показателей
бюджета, подготовка предложений по
их устранению и совершенствованию
бюджетного процесса;
контроль за
законностью и своевременностью движения
бюджетных средств в Центральном банке,
уполномоченных банках и других финансово-кредитных
учреждениях;
регулярное представление
Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий.
Хотя Счетная
палата образована парламентом и
подотчетна ему, при решении возложенных
на нее задач в соответствии она
обладает организационной и
Важнейшими направлениями
работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная,
экспертно-аналитическая и информационная
деятельность.
Контрольно-ревизионная
деятельность осуществляется в следующих
формах:
контроль за
своевременным исполнением
определение эффективности
и целесообразности использования
государственной собственности, контроль
за поступлением в бюджет доходов
от госсобственности;
контроль за
состоянием государственного внутреннего
и внешнего долга России, за использованием
кредитных ресурсов;
контроль за
банковской системой в части обслуживания
федерального бюджета и государственного
долга РФ.
Счетная палата
проводит комплексные ревизии и
тематические проверки по отдельным статьям
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных
фондов. Ее контрольные полномочия распространяются
на все государственные органы и учреждения,
федеральные внебюджетные фонды, органы
местного самоуправления, предприятия
и организации всех форм собственности,
банки и другие финансово-кредитные учреждения,
их союзы, ассоциации и иные объединения,
если они:
получают, перечисляют,
используют средства из федерального
бюджета;
используют федеральную
собственность либо управляют ею;
имеют налоговые,
таможенные и иные льготы, предоставленные
федеральными законами или органами
власти.
Все названные
субъекты обязаны предоставлять
информацию, необходимую для деятельности
Счетной палаты, при проведении ревизий,
проверок, а также по ее запросам. Неправомерный
отказ, уклонение от предоставления документов
и материалов, а также предоставление
заведомо неполной или ложной информации
влечет за собой уголовную ответственность.
Счетная палата может привлекать к проведению
проверок другие контрольные органы государства,
а также частные аудиторские фирмы и отдельных
экспертов. Контрольные органы Президента,
Правительства, министерств и ведомств
обязаны оказывать содействие ее деятельности
и предоставлять по запросам все необходимые
сведения.
При выполнении
своих служебных обязанностей инспекторам
Счетной палаты предоставлены следующие
права. Они могут беспрепятственно
посещать государственные органы, предприятия,
учреждения и организации, банки
и иные кредитно-финансовые учреждения
независимо от форм собственности, воинские
части и подразделения, входить в любые
производственные, складские, торговые
и канцелярские помещения; опечатывать
кассы, кассовые и служебные помещения,
склады и архивы. По итогам ревизии или
проверки составляется отчет. При обнаружении
хищений, злоупотреблений, подлогов и
других нарушений инспектор вправе изъять
необходимые документы. В этом случае
составляется акт изъятия, и к делу прилагается
опись или копия изъятых документов. Вмешиваться
в оперативную деятельность проверяемых
объектов, а также предавать гласности
свои выводы до завершения проверки инспекторы
не вправе.