Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:09, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансовое право», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.
Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы.
Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.
Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан единый подход к реализации экономической стратегии. Бесспорно одно - успешное движение России по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего в финансово-экономической сфере.
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Данная курсовая работа и посвящена, прежде всего, изучению ситуации на примере российского государства.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансовое право», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года — с момента учреждения Счетного приказа Алексея Михайловича Романова, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям.
Петр I вместо Счетного приказа учредил Ревизион-коллегию, «дабы крепкое смотрение было за приходами и расходами».
При Екатерине II были организованы контрольные учреждения в губерниях.
28 января 1811г. на базе Государственной экспедиции для ревизии счетов специальным манифестом Александра I было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов во главе с государственным контролером.
До 1864 г. ревизия государственных доходов и расходов в губерниях России была возложена на особые отделения, состоявшие при казенных палатах. С 1864 г., со времени преобразования кассового устройства и государственного контроля, обязанности по надзору за законностью и правильностью государственных доходов и расходов были возложены на контрольные палаты, подчиненные непосредственно Государственному контролеру и Совету Государственного контроля. К концу XIX века в России насчитывалось 59 контрольных палат. В обязанности контрольной палаты входили надзор за сохранностью казенных сумм путем внезапных проверок казначейств и касс специальных сборщиков и наблюдение с использованием последующей ревизии за законностью и правильностью поступления государственных доходов и производства расходов в губернии. Ревизии проводились контрольной палатой в тех же пределах и на тех же основаниях, что и центральными учреждениями Государственного контроля.
С переходом России к началу XX века к монополистическому капитализму сфера государственного хозяйства России существенно расширилась и в большей мере стала источником доходных статей бюджета.
Государственный контроль стал близко соприкасаться со всеми отраслями государственного хозяйства. Публикуемые его органами ежегодные отчеты об исполнении государственной росписи были рассчитаны на то, чтобы внушать доверие к платежеспособности России в глазах ее иностранных кредиторов.
С образованием в октябре 1905 г. Совета министров России Государственный контроль оказался включенным в его состав. Согласно опубликованных 20 февраля 1906 года манифеста и новых положений о Государственном Совете и Государственной Думе к компетенции Думы относилась государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчетом по исполнению росписи.
Сразу возник вопрос о преобразовании Государственного контроля на началах, которые приблизили бы его к типу контрольных ведомств тех стран, где представительным учреждениям обеспечено участие в законодательном процессе. При таком преобразовании участие Государственного контролера в составе Совета министров уже не являлось бы целесообразным, а с контрольного органа необходимо было снять административные обязанности. Хотя проект преобразования Государственного контроля по западноевропейскому образцу в Счетную палату был отклонен, однако в Положение о Совете министров и в Положение о Государственном контроле было включено разъяснение, что ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не входит в компетенцию Совета министров.
Таким образом, в царской России Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.
В марте 1918 г. Государственный контроль был упразднен.
В СССР ведущая роль в государственном, в том числе в финансовом контроле, согласно Конституции СССР, принадлежала Советам народных депутатов, важное место отводилось также органам народного контроля. Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определялись Законом о народном контроле в СССР от 30 ноября 1979 г. Комитеты народного контроля имели широкие права, в том числе право налагать на виновных должностных лиц взыскания, производить денежные начеты, отстранять от занимаемой должности. Однако, хотя органы народного контроля действительно реализовывали некоторые функции финансового контроля, считалось, что эти функции не являются для них определяющими в социалистическом государстве. Органы народного контроля не имели даже специального аппарата финансового контроля. При очевидной массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля.
Основная нагрузка в сфере бюджетно-финансового контроля ложилась на Министерство финансов СССР, его контрольно-ревизионное управление, включая органы на местах. Одной из главных задач Минфина СССР был контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. Кроме того, Минфин СССР должен был осуществлять контроль за точным и неуклонным исполнением государственного бюджета министерствами и ведомствами СССР, союзных и автономных республик, бюджетными учреждениями и хозяйственными организациями и предприятиями, Госбанком СССР и Стройбанком СССР.
Для выполнения этих функций Минфину СССР были предоставлены широкие права, в том числе право ограничивать и приостанавливать финансирование из бюджета учреждений, предприятий и организаций, нарушающих финансовую дисциплину; право взыскивать с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет; право проводить документальные ревизии и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Часто можно встретить суждения, что в советское время финансовый контроль был весьма действенный. То, что финансовых нарушений в то время было несравнимо меньше — факт бесспорный. Но трудно однозначно ответить, являлась ли причиной этого успешная деятельность органов государственного финансового контроля или же основной причиной были особенности самой советской системы, фактически исключавшей частную собственность, частное предпринимательство и, соответственно, возможности передачи государственных средств в частное пользование, жестко пресекавшей все попытки хищения государственных средств.
Контрольная функция советского государства на всех этапах истории СССР считалась наивысшей задачей государственного строительства. Исторически складывалась система (именно — система!) всеобъемлющего контроля, в том числе и в финансово-бюджетной сфере. Во многом благодаря тотальному и жесткому контролю удалось отмобилизовать финансовые ресурсы на решение поистине грандиозных задач: индустриализация промышленности, электрификация страны, создание мощного военного потенциала и т.д.
Вместе с тем, на определенном этапе советской истории система контроля начала проявлять сбои. Ориентированный только на выявление фактов нарушения законодательства советский финансовый контроль, который, в условиях абсолютного преобладания в стране государственной собственности, охватывал практически всю экономику, не смог добиться от руководителей органов власти, министерств, предприятий и организаций хозяйского отношения к государственной собственности, экономного и эффективного расходования государственных средств. Несмотря на многочисленные директивы руководства страны, лозунг «экономика должна быть экономной» так и остался только лозунгом. Хищения так называемой социалистической собственности — как весьма крупные, так и мелкие, но осуществляемые повсеместно — стали привычным явлением образа жизни советского общества. Неэффективное распоряжение государственной собственностью и государственными финансовыми ресурсами привело к развалу экономики страны и, как следствие этого, к краху советского строя. Историки разберутся в чем причина, а в чем следствие, но вполне очевиден факт: крах советского строя сопровождался сломом механизмов государственного финансового контроля.
Система финансового контроля в СССР была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Государственный контроль за деятельностью исполнительной власти принадлежал Советам народных депутатов. Им были подконтрольны все другие государственные органы и их должностные лица. Другими важными элементами системы финансового контроля были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный и общественный контроль.
Фактический крах в России на рубеже последнего десятилетия ХХ века административно-командной экономики и вынужденный переход страны к рыночным методам хозяйствования, следствием чего стал отказ от преобладания государственной формы собственности и ликвидация в 1990 году органов народного контроля, подорвали прежние позиции государственного финансового контроля, разрушили его целостную систему. Упразднение механизмов контроля за деятельностью исполнительной власти создало почву для многочисленных злоупотреблений и даже хищений государственных средств.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила построение в России демократического общества. Началось коренное преобразование структуры государственной власти, основанное на принципах бюджетного федерализма и разделения властей. В частности, в Конституции 1993 г. были законодательно закреплены государственная и муниципальная формы собственности, в том числе и финансовые ресурсы как объект, входящий в понятие «имущество» (ч.2 ст. 8 Конституции), а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации (п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72 Конституции). Однако вопросы финансового контроля в Конституции 1993 года в свете указанных принципов не нашли должного отражения. Например, в Конституции отсутствуют указания на контрольные полномочия парламента, очень кратко и фрагментарно освещен вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101-103).
В этих условиях реальный контроль за государственными финансами продолжал осуществлять только Минфин России, но это был внутренний контроль исполнительной власти и ему подлежали, в основном, только средства федерального бюджета. Региональные органы исполнительной власти, которые согласно Конституции получили право самостоятельно распоряжаться государственной собственностью субъектов Российской Федерации, стали создавать собственные финансовые органы и органы финансового контроля. Но это также был только внутренний контроль исполнительной власти. Деятельность же самой исполнительной власти в финансово-материальной сфере, особенно в условиях масштабной приватизации, — оставалась абсолютно бесконтрольной
Вместе с тем, несмотря на свою краткость, указание в Конституции 1993 года (п. 5 ст. 101), что «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом» имеет огромное значение. Впервые в истории России открылась возможность организовать принятый во всех демократических странах внешний, независимый от исполнительной власти контроль за управлением государственными финансовыми средствами.