Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;
- определить круг органов, на которые возложено проведение государственного финансового контроля;
- выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;
- выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
Сущность финансового контроля………………………………………...5
Формы финансового контроля……………………………………………8
Методы финансового контроля………………………………………….11

Глава 2. Государственный финансовый контроль
Контроль со стороны органов законодательной власти……………….14
Контроль со стороны органов исполнительной власти………………..18
Контроль со стороны Президента РФ…………………………………..23

Глава 3. Совершенствование системы государственного финансового
Контроля
Проблемы осуществления государственного финансового
контроля в РФ…………………………………………………………………...25
Пути совершенствования системы государственного
финансового контроля в РФ……………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

финансы курсовик.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

                                            Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3           

Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория

    1.   Сущность финансового контроля………………………………………...5                                    
    2.   Формы финансового контроля……………………………………………8
    3.   Методы финансового контроля………………………………………….11
 

Глава 2. Государственный финансовый контроль

    1. Контроль со стороны органов законодательной власти……………….14
    2. Контроль со стороны органов исполнительной власти………………..18
    3. Контроль со стороны Президента РФ…………………………………..23
 

Глава 3. Совершенствование системы государственного финансового

 Контроля

    1. Проблемы осуществления государственного финансового

    контроля в  РФ…………………………………………………………………...25

    1. Пути совершенствования системы государственного

    финансового контроля в РФ……………………………………………………30 

Заключение …………………………………………………………………………37 

Список используемой литературы………………………………………………...39  
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Финансам  как экономической категории  внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.

     Финансовый  контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании и в оперативном управлении.

     Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных. При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности.

     Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным  
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

     Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов  организации финансовых отношений  в стране, а также финансово-хозяйственной  деятельности предприятий диктует необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

     Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.

     В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:

     - рассмотреть понятия финансовый  контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;

     - определить круг органов, на  которые возложено проведение  государственного финансового контроля;

     - выявить проблемы эффективности  государственного финансового контроля;

     - выявить основные направления  совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

     Теоретической базой при написании работы явились  законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских ученых. 

     Глава 1 . Финансовый контроль как экономическая категория 

     1.1. Сущность финансового  контроля

     Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

     С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий  по организации соблюдения финансового  законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и  управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных действий, но и имеет аналитический аспект.

     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

     Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

     Предметом финансового контроля выступают  различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы  и расходы домохозяйств и т. п.  Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

     На  финансовый контроль возложены многообразные  задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди них – независимость, объективность, компетентность, гласность.

       Независимость финансового контроля  должна обеспечиваться финансовой  самостоятельностью контролирующего  органа, более длительными сроками  полномочий руководителей органов  государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

     Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

     Финансовый  контроль включает проверку:

  • соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
  • составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
  • финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

     Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
  • содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
  • содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

     Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности1. 

                                     1.2 Формы финансового контроля

     Финансовый  контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовый  взаимосвязей  между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.

     В настоящее время наряду с государственным  финансовым контролем существует и  негосударственный финансовый контроль, который представлен: внутрифирменным контролем, контролем со стороны коммерческих банков за организациями и независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

     Если  главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использовании финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности. 

Информация о работе Финансовый контроль